Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проективные рисуночные методики.




Методика «Что мне нравится в школе?»

Автор методики Н.Г. Лусканова.

Цель: выявление отношения к школе и мотивационной готовности к обучению.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Инструкция педагога-психолога: Ребята, многие из вас уже ходят на подготовительные занятия в школу. Вы были на экскурсии в школе и школьной библиотеке. Нарисуйте то, что вам больше всего понравилось. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте как сможете, мне интересен каждый рисунок.

Обработка и анализ рисунков. Оцениваются следующие показатели:

· соответствие заданной теме;

· сюжет (что именно изображено);

· размеры рисунка и отдельных деталей;

· цветовое решение;

· динамика изображения;

· правильность рисунка;

· законченность рисунка.

Техника и манера исполнения рисунка принимаются во внимание в том случае, если свидетельствуют о каких-то психологических свойствах ребенка.

Несоответствие теме означает:

· отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых (изображение машин, игрушек, военных действий, узоров и пр.), что свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;

· проявление детского негативизма (отказ рисовать на школьную тему и/или изображение того, что ребенок любит и умеет рисовать лучше всего), свойственное детям с завышенным уровнем притязаний и плохой приспособленностью к четкому выполнению школьных требований;

· неверное истолкование, непонимание поставленной задачи (отсутствие рисунка или срисовывание у других ребят сюжетов, не имеющих отношения к заданной теме), в большинстве случаев наблюдаемое у детей с задержкой психического развития.

Соответствие заданной теме свидетельствует о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка (что именно изображено):

· учебные ситуации (учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанным на ней заданием и т. п.) свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, о наличии у него познавательных учебных мотивов;

· ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п.) — о положительном отношении к школе, но с превалирующей направленностью на внешние школьные атрибуты;

· игровые ситуации (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие находящиеся в классе предметы: телевизор, цветы на окне и т. п.) — о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Дальнейший анализ рисунков проводится с учетом базовых принципов интерпретации проективных изображений.

Методика «Школа зверей»

Автор методики С. Панченко.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе.

Примечание. Методика может применяться для оценки межличностных отношений в детском коллективе, выявления трудностей, с которыми дети могут столкнуться на различных уроках, в ходе учебной деятельности.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Инструкция педагога-психолога: Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, ощутите, как мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите школу зверей. Какие звери в ней учатся? А какой зверь работает учителем? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете еще некоторое время находиться в этой школе зверей, пока я сосчитаю до 10, а затем откройте глаза.

Итак, вы побывали в школе зверей. А теперь возьмите карандаши, бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. (Дети выполняют задание.)

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите животное, которым могли бы быть вы. Поставьте рядом с ним крестик или букву «я».

Интерпретация результатов:

1. Расположение рисунка на листе. Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство своим положением в коллективе, недостаточное признание со стороны окружающих; расположение рисунка в нижней части — как неуверенность в себе, низкая самооценка; если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий. Все это — защита от окружающих: агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим. При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильный нажим свидетельствует об устойчивости, слабый — о тревожности, очень сильный — о напряженности.

Кроме того, о тревожности могут свидетельствовать такие показатели, как разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Изображение на рисунке органов чувств (глаз, ушей, рта). Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации; изображение ушей (особенно больших и детально прорисованных) — о заинтересованности в информации, в основном касающейся мнения окружающих о себе; открытый заштрихованный рот — о страхах, возникающих с легкостью; зубы — о вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество персонажей, вступающих в различные отношения друг с другом (играющих, изображенных во время учебной деятельности и т. п.), в отсутствие разделяющих линий между ними свидетельствует о благоприятных взаимоотношениях испытуемого с одноклассниками. В противном случае можно говорить о наличии у него трудностей в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным-учеником. Нужно проследить, нет ли между ними противопоставления и как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу.

7. Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка лишь внеучебной стороной; отсутствия учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, школы зверей или людей — что у него не сформирована позиция ученика, он не осознает своих задач в роли школьника.

8. Цветовая гамма.Яркие, жизнерадостные тона выбирают дети, пребывающие в школе в благополучном эмоциональном состоянии.

Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии ребенка.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...