Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (по методике М.В.Матюхиной)




Источник

Методика опубликована в работе Матюхиной М.В. Мотивация учения младших школьников. М.,1984.

Назначение методики

Выявление ведущих мотивов, определяющих желание ребенка учиться в школе. Имея в виду полимотивированность поведения, появляющуюся у старшего дошкольника, обсуждается вероятность того, что желание ребенка идти в школу может быть продиктовано неадекватными мотивами. Методика позволяет понять, какие мотивы поступления в школу являются ведущими у конкретного ребенка.

Обоснование выбора методики

Для изучения мотивационной сферы школьников может быть использована методика М.В. Матюхиной. По идее автора, методика, предлагающая ребенку выбрать «свой» мотив из ряда предложенных ему вербализованных мотивов, позволяет испытуемому лучше осознать имеющиеся у него, но недостаточно осознанные мотивы. Таким образом, методика помогает глубже изучить структуру учебных мотивов.

Описание методики

В методике используется 21 суждения, выражающие соответствующие мотивы:

- мотив долга и ответственности 1.1, 2.1, 3.1;

- широкий социальный мотив 1.2, 2.2, 3.2;

- мотив достижения 1.3, 2.3, 3.3;

- мотив избегания неудач 1.4, 2.4, 3.4;

- позиционный мотив (стремление быть лучшим)1.5, 2.5.,3.5;

26

- познавательный мотив 1.6, 2.6, 3.6;

- учебный мотив 1.7, 2.7, 3.7.

Ребенку необходимо отобрать из предложенного списка 3 высказывания, отражающих содержание ведущих мотивов дошкольника. Поскольку 21 суждение представляют весьма большой объем для выполнения ранжирования, предлагается осуществить выбор в несколько этапов.

На первом этапе ребенку предъявляются (читаются взрослым) 7 высказываний (по одному на каждый мотив). Предлагается выбрать 3, наиболее подходящих, в наибольшей степени отражающих желания ребенка.

Инструкция: «Ты говорил, что хочешь пойти в школу. Я прочитаю тебе несколько причин, по которым можно этого хотеть. Послушай, и постарайся выбрать 3 варианта, которые для тебя больше всего подходят. Так мы будем делать несколько раз. Не торопись с ответом. Важно, чтобы ты выбрал действительно то, что тебе подходит, что соответствует твоим желаниям».

Психолог медленно читает ребенку суждения, делая после каждого из них паузу для того, чтобы ребенок мог осмыслить предложенные ему варианты. После того, как выбор осуществлен, подобная процедура повторяется еще дважды с оставшимися двумя группами из 7 высказываний. Результатом первого этапа становится список из 9 высказываний, выбранных ребенком из трех групп суждений.

На втором этапе выбор делается из 9 отобранных на первом этапе суждений. Эти суждения еще раз читаются ребенку, он выбирает из них 3 наиболее подходящих. Для осуществления учета осуществленных выборов, психологу необходимо заносить их в представленную ниже таблицу.

  Первое ранжирование Выбор 3 из 7 Второе ранжирование Выбор 3 из 9 Результат окончательного отбора (мотив)

1 группа

1 Понимаю, что ученик должен хорошо учиться  

 

2 Хочу закончить школу и учиться дальше.  
3 Хочу получать хорошие отметки.  
4 Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение.  
5 Хочу быть лучшим учеником в классе.  
6 Нравится узнавать на уроке о слове и числе.  
7  Люблю решать задачи разными способами.  

2 группа

1 Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя  

 

2 Понимаю, что знания мне нужны для будущего  
3 Хочу получать одобрение учителей и родителей  
4 Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.  
5 Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.  
6 Люблю узнавать новое.  
7 Люблю думать, рассуждать на уроках.  

3 группа

1 Понимаю свою ответственность за учение перед классом  

 

2 Хочу быть культурным и развитым человеком.  
3 Хочу, чтобы товарищи всегда были хорошего мнения обо мне  
4 Не хочу получать плохие отметки  
5 Хочу занять достойное место среди товарищей.  
6 Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.  
7 Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.  

 

Интерпретация результатов

Результатом проведения методики становится три выбранных ребенком суждения, являющиеся выражением одного из нескольких мотивов. Необходимо оценить степень их адекватности для школьного обучения. Наиболее адекватными для школьного обучения являются мотивы:

Учебный - стремление к совершенствованию, освоению новых способов действия, преодоления трудностей

Познавательный – стремление к получению новых знаний, новой информации об окружающем мире

Достижений - стремление к успеху, социальному одобрению.

Позиционный – стремление занять новое, значимое место в системе общественных отношений (в данном случае - быть лучшим).

Наименее адекватными для школьного обучения считаются мотивы:

Долга и ответственности - стремление выполнить то, что предписано внешними социальными требованиями. В данном случае речь идет не о внутреннем интересе к учению и новой социальной ситуации развития, а необходимости, продиктованной внешними требованиями.

Широкий социальный мотив - признание важности, необходимости обучения для решения отдаленных жизненных целей, являясь по сути совершенно справедливым, он неадекватен для данного возраста. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста еще не обладает временной перспективой, позволяющей выстраивать отдаленные жизненные планы. Кроме того, уровень интеллектуального развития не позволяет ему мыслить, используя гипотетико-дедуктивные построения («если, то ….»). Поэтому выбор соответствующих суждений скорее свидетельствует о том, что ребенок воспользовался рассуждениями взрослых, которым он доверяет.

Избегания неудач – стремление избежать неуспеха, осуждения, наказания создает условия для появления школьной тревожности.

Выбранные в результате ступенчатого ранжирования суждения могут быть подвергнуты качественному анализу. Мотивационная готовность к школе присутствует в том случае, если стремление идти в школу продиктовано адекватными мотивами. В случае преобладания неадекватных мотивов, делается вывод об отсутствии мотивационной готовности к школе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...