Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика «Изучение соподчинения мотивов»




Предлагается несколько серий заданий, предполагающие выполнение непривлекательных занятий для ребенка с обещанием поощрения. Наблюдают за поведением ребенка при выполнении непривлекательного занятия за получение поощрения.

Цель: изучение особенностей соподчинения мотивов в дошкольном возрасте.

Возраст: 3-7 лет

Метод оценивания: наблюдение за ребенком в индивидуальном обследовании.

Инструментарий: яркие, красочные игрушки

Инструкция. Исследование проводится индивидуально и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, а в пятой – содержанием самой деятельности.

1. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, например, расставить стулья, и обещают дать после этого новую игрушку.

2. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и подробно рассказывают ему о той игрушке, которую он получит после выполнения работы.

3. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и показывают игрушку, которую он получит после окончания работы. Затем игрушку убирают.

4. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, показывают игрушку, которую он получит после окончания работы, и ставят ее в доступном для него месте. Подчеркивают при этом, что взять ее можно только после завершения работы.

5. Ребенку предлагают увлекательную игру, но после того, как он закончит выполнять непривлекательное действие.

Оценка результатов.

Анализируют поведение ребенка в каждой серии (с увеличением номера серии возрастает для ребенка соблазн овладеть игрушкой или, как в пятой серии, участвовать в увлекательной игре), качество его работы, соподчинение мотивов в зависимости от ситуации и возраста.

Если ребенок выполняет задание, несмотря на соблазн, то у него развит произвольный механизм соподчинения мотивов и тем в большей степени, чем в более конфликтной для него (соблазнительной) ситуации он оказывается.

Методика

 «Изучение действенности общественного и личного мотивов»

Проводятся две серии заданий, в которых дети изготовляют игрушку. Затем детям необходимо принять решение оставить игрушку себе (личный мотив) или подарить игрушку малышам (общественный мотив).

Цель: изучение уровня проявления общественного и личного мотивов.

Возраст: 5-7 лет

Метод оценивания: наблюдение в игровой деятельности.

Инструментарий: скорлупа грецкого ореха, цветная бумага.

Инструкция. Диагностика состоит из двух серий.

Первая серия. Экспериментатор учит детей делать лодочки из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде. После этого проводит повторное занятие с тем же материалом: «Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать их, а мастерить не умеют. Но, если хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе».

В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?»

Вторая серия. Экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит: «Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое удовольствие. А можете оставить себе». Если ребенок пытается пойти на компромисс («можно, я две сделаю?»), нужно сказать, что больше нет материала и он должен сам решить, кому достанется игрушка.

Оценка результатов

По сериям подсчитывается количество детей, решивших подарить игрушку малышам (действуют по общественному мотиву) и оставивших ее себе (действуют по личному мотиву.

Методика определения уровня развития мотивации

К продуктивной деятельности у дошкольников.

Методика реализуется в процессе наблюдения за деятельностью детей. Оцениваются следующие показатели:

- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;

- целенаправленность деятельности, ее завершенность;

- степень инициативности ребенка.

Цель:определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности.

Возраст: 4-6 лет

Метод оценивания: наблюдение за продуктивной деятельностью детей.

Инструментарий: материалы для продуктивной деятельности (конструктор).

Инструкция.В совместной работе со взрослым детям предлагается построить по желанию что-либо из конструктора: домик, гараж, поезд, вокзал и т.п. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, оценивает их деятельность по указанным ниже показателям выраженности мотивации.

Оценка результатов. Выраженность трех показателей мотивации (эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее завершенность; степень инициативности ребенка) оценивается по четырех балльной шкале (от максимальной выраженности качества – 3 балла – до 0 баллов – полного его отсутствия).

Уровни оценивания. Суммируя баллы по этим трем показателям, получаются выводы об уровне развития мотивации к деятельности:

11-12 баллов – очень высокий уровень развития;

8-10 баллов – высокий уровень;

5-7 баллов – средний уровень;

2-4 баллов – низкий уровень;

0-1 балл – очень низкий уровень.

Методика «Сказка»

Автор методики Н.И. Гуткина.

Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотивов в мотивационной сфере ребенка.

Форма проведения:индивидуальная.

Описание методики. Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки (предметы кукольной мебели, посуды, какая-нибудь мягкая игрушка, один кубик, простая машинка и т. п.). В предлагаемый набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция педагога-психолога: У меня есть несколько игрушек. Рассмотри их внимательно и постарайся запомнить. (Небольшая пауза.) А теперь я предлагаю тебе послушать сказку…

Ребенку читают незнакомую ему сказку. На самом интересном месте чтение прерывают и экспериментатор спрашивает испытуемого о том, чего ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать до конца сказку?

Интерпретация результатов. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают услышать продолжение сказки, дети со слабой познавательной потребностью — поиграть с игрушками, но их игра, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, просит дочитать сказку, экспериментатор отказывает ему, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Сказка «Почему зайцы носят зимой белые шубки» Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: — Я самый сильный в лесу! Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. — Не хвастай, Мороз Иванович, не одолеешь, — говорит заяц. — Нет, одолею! — Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. Говорит ему: — Давай, заяц, поспорим, что я тебя одолею! — Давай! (Здесь чтение прерывается.) Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. Кувыркается он по снегу да поет: Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко! Стал Мороз уставать, думает с досадой: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. Но зайцу все нипочем: то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем Мороз из сил выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от него: — Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой в белых шубках щеголяют.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну из них и возвращается с просьбой дочитать сказку, экспериментатор предлагает ему положить игрушку на место и дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает ему сказку, объясняя, что выбрать нужно что-то одно: либо сказку, либо игрушку. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, т. е. как доминирование игровой мотивации, которая не обусловливает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...