Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)Стр 1 из 5Следующая ⇒
Источник Методика Т.А. Нежновой предложена автором в работе – Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестн.Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 1988, №1, с.50-61. В настоящее время она является средством, к которому обращаются многие авторы учебников и методических пособий. (Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М.: Академический проект, 2003; Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. Ч.1. М., Генезис, 2001). Назначение методики Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. Описание методики В ходе индивидуального обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить особенности его ориентации в отношении школы и учения. Беседа ведется непосредственно и не требует специального материала. Вопросы беседы заранее заучиваются психологом для того, чтобы беседа имела максимально естественный характер. Преимущественная ориентация ребенка на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника. Процедура проведения Психолог спрашивает ребенка, хочет ли он идти в школу. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы». 1. Как тебе кажется, что в школе самое интересное, привлекательное? Далее психолог говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими детьми, когда они учились в школе. А ты мне будешь говорить, чтобы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой». 2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу, ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме? 3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь ... Чтобы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе? 4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, он ходит в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться к школе? Что ты ему посоветуешь?» 5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома? 6. Представь себе, что ваша учительница заболела. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница, или чтобы мамы заменяли учителей? 7. Представь себе, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры редко, один раз в неделю. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - редко,· по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться? 8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти из класса. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты бы хотел учиться? 9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или поставить пятерку в журнал?» Что бы ты выбрал? Полученные в ходе беседы ответы ребенка заносятся в протокол. Все ответы разделяются на две категории – А и Б. Ключ для отнесения ответов ребенка к характеристикам дошкольной или школьной позиции:
Интерпретация результатов Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер, связанный с обучением в школе. Преобладание категории В говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения. Дополнительное исследование: Кроме общего показателя, важно определить, какие элементы внутренней позиции школьника сформированы, а какие нет. О сформированности внутренней позиции школьника говорят в том случае, если ребенок: 1) относится к поступлению в школу как совершенно естественному и необходимому событию в жизни: не мыслит себя вне школы или отрыве от нее, обнаруживает чувство необходимости учения, то есть в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания (вопросы 2,3); 2) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: предпочитает уроки грамоты и счета занятиям дошкольного типа (рисование, пение, физкультура), имеет содержательное представление о подготовке к школе (вопросы 1,4,7); 3) стремится к новому типу отношений в организации деятельности: предпочитает коллективные классные формы занятий индивидуальному обучению дома, положительно относится к наличию общественно принятых форм поведения (дисциплине),предпочитает традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки) (вопросы 5, 8, 9 ); 4) признает авторитет учителя (вопрос 6). Далее, заполняя приведенную ниже таблицу, проводится анализ степени сформированности элементов внутренней позиции школьника.
Анализ степени сформированности отдельных элементов позиции школьника позволяет определить направленность коррекционно-развивающей работы. Особенно важным определить «слабое звено» становиться в случае, если преобладание ответов в пользу школьной позиции невелико. Поскольку внутренняя позиция школьника является сложным структурным образованием, в случае ее несформированности (или неявной сформированности) дополнительный анализ позволит определить, какой из элементов указанной структуры определяет общую картину и оказать направленную помощь.
Диагностическая методика Определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Рисунок «я в школе» Источник Особенности диагностической процедуры и порядок интерпритации подробно освещены в работах Г.Т. Хоментаускаса (Хоментаусас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986, № 1). Опираясь на предложенную систему в практике консультирования, используются многочисленные варианты методики. Варьируется как тематика рисунков, так и содержание анализа в зависимости от актуальных целей исследования (Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина Графические методы в психологической диагностике. М., 1992). Настоящая модификация разработана Захаровой Е.И. с учетом системы анализа детского рисунка Г.Т. Хоментаускаса и характеристики внутренней позиции школьника Л.И. Божович. Назначение методики Выявление отношения ребенка к предстоящему обучению в школе, степень сформированности у него внутренней позиции школьника. Методика «Я в школе» является одной из разновидностей проективных рисуночных методик, в которых проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать. Описание методики После небольшого разговора о предстоящем обучении в школе ребенку предлагают нарисовать рисунок, которой можно было бы назвать «Я в школе». Инструкция – «Давай немного порисуем. Представь, что ты уже школьник. Нарисуй, пожалуйста, рисунок, который можно было бы назвать «Я в школе». Нарисуй все то, что ты представляешь, когда думаешь о школе». Желательно избегать более развернутых инструкций, предоставляя ему полную свободу действий. Можно успокоить ребенка, сказав ему, что качество рисования не имеет значения. В процессе выполнения ребенком рисунка психологу необходимо фиксировать особенности выполнения рисунка – паузы, спонтанные высказывания по поводу содержания рисунка. Рисунок позволяет определить как целостное отношение к обучению в школе, так и характер отдельных элементов внутренней позиции школьника. При использовании методики при работе с дошкольником, анализируется не столько переживание ребенком актуальной школьной ситуации, сколько представление о содержании школьной действительности и готовность перейти к новой системе отношений. Обработка данных и анализ результатов В ходе анализа содержания рисунка оцениваются сформированность пяти указанных ниже элементов внутренней позиции школьника. Для этого в рисунке фиксируются характерные для них особенности и обозначаются в приведенных ниже таблицах соответствующими баллами – 2, 1 или 0. 1. Необходимость учения, характер отношения к школе
2. Интерес к учебным видам деятельности
3. Стремление к отношениям нового типа
4. Признание авторитета учителя
5. Тревога по поводу предстоящего поступления в школу.
Интерпретация результатов Общую степень готовности можно определить в результате суммирования оцениваемых показателей степени сформированности отдельных элементов внутренней позиции школьника (ВПШ):
Высокая степень сформированности внутренней позиции школьника означает наличие у него позитивного отношения к элементам школьной действительности, готовность включиться в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности. Сформированность внутренней позиции школьника является важнейшим условием успешной школьной адаптации. Несформированность такой позиции означает отсутствие осознания необходимости изменения жизненной ситуации и позитивного отношения к ней. Удовлетворенный дошкольной позицией ребенок испытывает значительные трудности в адаптации к условиям обучения в школе.
Определение силы выражености учебного мотива: «Методика расписание» Источник Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М. , 1991. Назначение методики Определение силы выраженности учебного мотива дошкольников. Обоснование выбора методики Желание перейти к школьному обучению может быть выражено несколькими мотивами. Не все они являются адекватными. Наиболее адекватным признается мотивами. Не все они являются адекватными. Наиболее адекватным признается учебный мотив – стремление совершенствоваться, приобретать новые возможности. У ребенка, не имеющего опыта обучения, лишь некоторые учебные предметы представляются соответствующими этому стремлению. Собственно учебными, определяющими специфику школьного обучения, он считает такие предметы как обучение письму, чтению, счету. А такие предметы как музыка, рисование, физкультура в представлении ребенка имеют развлекательный характер и являются принадлежностью дошкольной жизни. Эта особенность представлений дошкольника используется для определения содержания его стремлений – чего он ждет от школы, к чему стремится. Описание методики Диагностика подготавливается беседой, в которой выясняется насколько ребенок знаком с содержанием учебного процесса. Если ребенок не знает о наличии каких-либо учебных предметов, необходимо проинформировать его, иллюстрируя рассказ картинками с символическим изображением школьных предметов. После короткой беседы с ребенком о содержании учебных предметов в школе ему предлагается составить расписание учебы на 5 дней, по 4 урока каждый день. Инструкция: «Давай попробуем сделать расписание уроков, которое тебе хотелось бы. Каждый день в школе 4 урока. Какой урок тебе хотелось бы поставить первым? А вторым …». Предлагаем ребенку заполнить таблицу расписания.
В каждую ячейку можно вкладывать картинку с изображением того или иного предмета (см. рис. 1). Нет никаких ограничений. Подчеркиваем, что ребенок может сделать так, как ему действительно хочется. Оценивается общая картина. В предложенном для работы перечне предметов есть такие, желание заниматься которыми означает собственно учебный мотив предметы группы А: математика, русский, чтение, окружающий мир. Кроме того, в перечне предметов присутствуют такие, которые для дошкольника воспринимаются как развлекательные предметы группы Б: рисование, физкультура, труд, музыка. рис.1 Пример составления расписания. Обработка результатов В составленном расписании подсчитывается общий рейтинг предметов группы А и Б. Каждому из четырех предметов одного дня начисляется балл. Самый большой – 4 балла, начисляется тому предмету, который выбирается в качестве первого. Второму предмету начисляется 3 балла и так далее. После того, как вся таблица заполнена, рассчитывается средний рейтинг предметов группы А и Б. Сравнивая между собой средние арифметические значения балов по этим группам, можно сделать вывод о выраженности учебной мотивации. Интерпретация результатов В случае, если рейтинг собственно учебных предметов оказался выше, можно говорить о выраженности учебной мотивации. Делается заключение о том, что желание идти в школу у ребенка вызвано стремлением к совершенствованию, овладению новыми способами действия. В том случае, если рейтинг предметов группы Б оказался выше, делаем заключение о том, что в мотивационно-потребностной сфере ребенка преобладают игровые мотивы, а учебный еще не сформирован. Школа в этом случае выступает для ребенка интересным местом, где много развлекательных занятий, не имеющих собственно учебного содержания. Несформированность учебного мотива составляет серьезное препятствие для адаптации ребенка к школьной жизни.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 598. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |