Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение мотивов учения старших дошкольников




(по методике М. Р. Гинзбург)

Источник

Методика была разработана М.Р.Гинзбургом и опубликована в 1988г.: Гинзбург М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6-7 лет // В кн.: Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М., 1988г.

Назначение методики

Выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Обоснование выбора методики

Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, - учебный.

2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, - социальный.

3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный.

4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., - внешний.

5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу, - игровой.

Мотив получения высокой отметки - отметка.

Однако, далеко не все эти мотивы считаются адекватными для школьного обучения. Методика позволяет выявить те, которые являются ведущими в определении желания пойти в школу.

Описание методики

В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Исследование проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция

Сейчас я расскажу тебе историю. Девочки разговаривали про школу (если эксперимент проводится с мальчиком, то в рассказе фигурируют мальчики). Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что меня заставляет мама. А если бы не мама, я бы в школу не ходила». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1внешний мотив:

Вторая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы училась». Выкладывается, карточка с рисунком 2 учебный мотив:

Третья девочка сказала:·«Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком 3 - игровой мотив:

Четвертая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большой. Когда я в школе, я чувствую себя взрослой, а до школы я была маленькой». Выкладывается карточка с рисунком 4 - позиционный мотив:

Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь». Рисунок 5 - социальный мотив:

Шестая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится получать пятерки». Рисунок 6 - мотив отметка:

После рассказа о девочках (мальчиках) экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

Оценка результатов методики качественная. Каждый из трех выборов ребенка оценивается с точки зрения его адекватности школьному обучению. В качестве адекватных называют учебный, познавательный и позиционный. Остальные три мотива признаются менее адекватными и имеют низкую побудительную силу в отношении выполнения школьных заданий.

Интерпретация результатов

Поскольку выборов нечетное число (3), появляется возможность говорить о том, какие мотивы (адекватные или неадекватные) определяют желание ребенка идти в школу. Преобладание адекватных мотивов в выборах дошкольника, свидетельствует о его мотивационной готовности к школе.

Методика «Выбери место»

Авторская модификация методики Л.Н. Прохоровой.

Цель: изучение преобладающей мотивации воспитанников.

Форма проведения: индивидуальная.

Необходимые материалы: рисунок корабля с изображением различных помещений, рисунок карты с изображением островов, фишки.

Инструкция педагога-психолога: Сегодня у нас с тобой необычная встреча. Мы отправимся в путешествие. Я люблю бывать в новых местах, встречаться с новыми людьми. А ты? Путешествовать мы будем на корабле. Посмотри, какой он интересный. (Ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных помещений на корабле, рис. 1.)

Рис. 1. Выбери место на корабле

На этом корабле много комнат — кают. Есть капитанский мостик, откуда управляют кораблем (показать); камбуз, где готовят вкусную еду, в том числе любимые сладости (показать); медицинская комната, где находится больной щенок (показать); каюта с любимым другом (показать); каюта, где находятся географические карты, книги, из которых можно узнать что-то новое о разных странах (показать); каюта, где можно конструировать и изобретать (показать); игровая комната, где собраны интересные игры и игрушки (показать). Выбери на корабле место, которое тебе больше всего нравится, и поставь туда свою фишку.

Вот мы с тобой приплыли к островам. (Перед ребенком располагается рисунок карты с изображением островов, рис. 2.) На первом острове можно стать принцем или принцессой (показать); на втором много сладостей (показать); на третьем находится грустный больной львенок (показать); на четвертом тебя ждет друг (показать); на пятом можешь узнать что-то новое, интересное (показать); на шестом ты станешь изобретателем и научишься делать все, что захочешь (показать); на седьмом собраны интересные игрушки (показать). Выбери остров, на который ты хочешь отправиться больше всего, и поставь на него свою фишку.

Рис. 2. Выбери остров

Обработка результатов. Ответы ребенка фиксируются в свободном порядке. Анализ проводится исходя из следующих положений:

· место на капитанском мостике; остров, где можно стать принцем или принцессой, скорее всего свидетельствуют о преобладании мотива самоутверждения, лидерства;

· место на камбузе, где готовится вкусная еда, в том числе любимые сладости; остров, на котором много сладостей, — о преобладании мотива извлечения личной пользы;

· место в медицинской комнате, где находится больной щенок; остров, где живет грустный больной львенок, — о ярко выраженном мотиве оказания помощи;

· место в каюте с любимым другом; остров, где ребенка ожидает друг, — о доминировании мотива общения;

· место в каюте, где находятся географические карты, книги, из которых можно узнать что-то новое о разных странах; остров, где можно увидеть что-то новое, интересное, — о развитых познавательных мотивах;

· место в каюте, где можно научиться конструировать и изобретать; острова, на которых можно стать изобретателем и научится делать все, что хочется, — о созидательной мотивации;

· игровая комната, где собраны интересные игры и игрушки; остров, на котором много интересных игрушек, — о преобладании игровых мотивов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...