![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Охрана природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны Украины и континентального шельфа
Охрана природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны Украины и континентального шельфа основывается на таких основополагающих принципах международного морского 1 Закон Украины «О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой про 2 Постановление Кабинета Министров Украины от 28 сентября 1996 г. "Офщшний В1сник Украши. — 2000.— № 32.—Ст. 1367. 454 права, как принцип охраны морской среды и принцип сохранения и рационального использования морских живых ресурсов, которые закреплены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Принцип охраны морской среды как международно-правовой принцип возник на базе норм, устанавливающих права и обязанности государств по охране морской среды, которые были зафиксированы в многочисленных международных соглашениях. Суверенное право государств разрабатывать свои природные ресурсы в соответствии с их политикой в области окружающей среды четко обусловлено их обязанностью защищать и сохранять морскую среду. Обязанность государств охранять морскую среду конкретизирована в самых разнообразных мерах, которые надлежит принимать всем государствам в целях предотвращения загрязнения из различных источников и различными субъектами. Применение принципа сохранения и рационального использования морских живых ресурсов, в пределах исключительной экономической зоны, связано с признанием суверенных ресурсных прав прибрежного государства и должно обеспечиваться законами и правилами этого государства, исполнение которых обязательно как для своих, так и для иностранных граждан. Согласно ст.ст. 61, 62 Конвенции ООН по морскому праву прибрежное государство должно путем осуществления надлежащих мер сохранять биоресурсы в 200-мильной зоне и содействовать их оптимальному использованию. Принцип сохранения и рационального использования морских живых ресурсов во взаимодействии с другими принципами и нормами международного морского права обеспечивает государствам юридическую возможность не только защищать свои права и интересы в условиях правового режима Мирового океана, но и вносить свой вклад в развитие и совершенствование международного сотрудничества по управлению морским рыболовством. Законом Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» предусмотрена охрана суверенных прав Украины в исключительной (морской) экономической зоне и контроль за реализацией прав и выполнением обязательств других государств, украинских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций, с надлежащим учетом интересов других государств, предусмотренных нормами международного права. Охрана суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне осуществляется органами Государственной пограничной службы Украины, органами рыбоохраны Министерства аграрной политики Украины и Министерством охраны окружающей природной среды. Согласно Положению о порядке охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июня 1996 г., должностные лица Государственной пограничной службы 455
останавливать и осматривать суда, другие плавучие средства, которые ведут промысел рыбы и других водных живых ресурсов, поиск, исследования и операции, связанные с таким промыслом, и другие работы в исключительной экономической зоне, проверять документы на осуществление рыбного промысла и других работ; приостанавливать или прекращать рыбный промысел и другие работы в случае нарушения законодательства об исключительной (морской) экономической зоне или отсутствия разрешения на их проведение; временно запрещать морские научные исследования, которые проводятся с нарушением требований законодательства об исключительной (морской) экономической зоне; посещать, осматривать и находиться на искусственных островах, установках и сооружениях, которые находятся в исключительной (морской) экономической зоне, а также проверять документы, которые подтверждают право на проведение работ и сооружения искусственных островов, установок, сооружений и установления зон безопасности вокруг них; требовать от судна информацию, необходимую для установления факта нарушения требований законодательства Украины или международного права относительно предотвращения загрязнения морской среды, и проводить обзор судна с этой целью. Охрана континентального шельфа осуществляется для защиты суверенных прав Украины над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, а также для обеспечения проведения исследований, разведки, разработки природных богатств и иных работ на континентальном шельфе в соответствии с законодательством Украины и соглашениями с другими государствами. Вопросы для самоконтроля 1. Понятие континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины. 2. Какие особенности правового регулирования использования природных богатств континентального шельфа? 3. Какие особенности правового регулирования использования природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны Украины? 4. Особенности охраны природных ресурсов континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины. 456 Темы рефератов 1. Актуальные проблемы принадлежности природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины. 2. Система и полномочия органов, осуществляющих управления в сфере использования природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины. 3. Особенности возникновения права пользования природными ресурсами исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины.
4. Особенности субъектного состава права пользования природными ресурсами исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины. 5. Международно-правовая охрана природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины. Рекомендованная литература 1. Конституция Украины // Ведомости Верховного Совета Украины. — 1996.— № 3.— Ст. 141. 2. Закон Украины от 25 июня 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» //Ведомости Верховного Совета УССР. — 1991.— № 4.— Ст. 546. 3. Закон Украины от 16 мая 1995 г. «Об исключительной (мор 4. Постановление Совета Министров СССР от 18 июля 1969 г. Ст. 103. 5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1968 г. «О континентальном шельфе Союза ССР» //Ведомости Верховного Совета СССР. — 1968.— № 6.— Ст. 40. 6. Постановление Кабинета Министров Украины от 4 августа 2000 г. «Положение о Государственном департаменте рыбного хозяйства» //Официальный вестник Украины. — 2000. — № 32. — Ст. 1367. 7. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. 8. Баймарутов М.А. Актуальные проблемы правовой регламентации континентального шельфа Украины // Торговое мореплавание. — 2000. — № 1. 9. КолбасовО.С. Экология: политика — право. — М.: Юрид. лит., 1976. 457 10. 11. Мировой океан и международное право. Основы современного правопорядка в Мировом океане // Отв. ред.: А.П. Мовчан, А. Ян-ков.— М.: «Наука», 1986. 12. Сборник важнейших документов по международному праву// Сост. М.В. Андреева. — М., 1997. — Ч. 2. 13. Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикло-пед., 1989. 14. Современное международное морское право и практика его применения Украиной / Шипцов А.А., Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. и др. — 1995. 15. Шем'якш О., Благодельський С. М1жнародно-правов1 основи режиму континентального шельфу Украши// Право Украши.— 2002.— № 8.— С. 158. Авторский коллектив Анисимова Анна Валерьевна: Разделы I, § § 1, 2, 3, 5; IV, VII, XV, XVI. Теть тан Анатолий Павлович: Разделы III, XIII, XVIII, § 2. Гордеев Владимир Иванович: Раздел XVII. Разметаев Сергей Владимирович: Разделы V, XII. Соколова Алла Константиновна: Разделы I, § § 4, 6; VI, § 8; XI, XVIII, §§1,4, 6, 7. Ткаченко Елена Николаевна: Раздел XVIII, § 3. Шарапова Светлана Владимировна: Раздел XIX. Шахов Виктор Семенович: Раздел XIV. Шульга Михаил Васильевич: Разделы И, VI, § § 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9; VIII, IX, X. 459
Предисловие................................................................................................................... 3 Рекомендованная литература ко всем темам............................................................... 5 ОБЩАЯ ЧАСТЬ.......................................................................................................... 7 Раздел I. Предмет, метод, принципыи система экологического права............ 7 § 1.Предмет экологического права.............................................................................. 7 § 2. Понятие экологического права........................................................................... 16 § 3. Объекты и субъекты экологического права....................................................... 19 § 4. Метод правового регулирования экологических отношений........................... 30 § 5. Принципы экологического права........................................................................ 33 § 6. Система экологического права............................................................................ 38 Раздел И. Источники экологического права....................................................... 43 § 1. Общая характеристика источников экологического права............................... 43 § 2. Законы как источники экологического права.................................................... 47 § 3. Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права.................................................................................................. 50 Раздел III Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей природной среды (экологическое управление)................................................................................................................ 56 § 1.Понятие управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.................................................................................. 56 § 2. Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.......................... 59 2.1. Система и полномочия органов управления общей компетенции............. 59 2.2. Система и полномочия органов управления специальной компетенции.. 62 § 3. Правовые вопросы участия общественности в управлении природопользованием и охраной окружающей природной среды.......................... 66 § 4. Функции управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.................................................................................. 68 4.1. Организационные функции экологического управления........................... 69 4.2. Предупредительно-охранительные экологические функции..................... 75 4.3. Стабилизационные функции экологического управления......................... 79 Раздел IV. Экологические праваи обязанности граждан............................... 86 § 1. Понятие экологических прав и обязанностей граждан...................................... 86 § 2. Классификации экологических прав и обязанностей граждан.......................... 90 § 3. Конституционные экологические права граждан............................................... 96 3.1. Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.............................................................................................. 97 3.2. Право на возмещение вреда, причиненного нарушением окружающую среду.............................................................................................. 99 3.3. Право свободного доступа к информации о состоянии быта, а также право на ее распространение....................................................... 101 460 § 4. Гарантии, охрана и формы защиты экологических прав граждан.............................................................................................................. 104 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 412. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |