Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности использования и охраны объектов природно-заповедного фонда




Объекты природно-заповедного фонда в соответствии со ст. 60 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» под­лежат особой охране, поскольку имеют большую экологическую ценность как уникальные типовые природные комплексы для со­хранения благоприятной экологической обстановки, предупрежде­ния и стабилизации отрицательных процессов и явлений. Закон «Об экологической сети Украины» от 24 июня 2004 г. территории и объекты природно-заповедного фонда включил в составные струк­турные элементы экосети.

Режим особой охраны подразумевает совокупность запретов либо ограничений в целях реализации специальных задач и достижения определенных целей, возложенных на соответствующий объект природно-заповедного фонда. Под особо охраняемой природной территорией следует понимать совокупность объектов окружающей природной среды (земля, недра, растительный и животный мир, водные ресурсы, атмосферный воздух и др.) с уникальными, эта­лонными или иными ценными природными комплексами и объек­тами, имеющими особое экологическое, научное, историко-куль­турное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых уста­новлен особый режим использования и охраны.

Основной целью создания объектов природно-заповедного фонда как особо охраняемых природных территорий является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.


Природно-заповедный фонд представляет собой участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреа­ционную и иную ценность, и выделены с целью сохранения природ­ного разнообразия ландшафтов, генофонда растительного и живот­ного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспе­чения общего мониторинга окружающей природной среды.

Общественные отношения, которые возникают в связи с исполь­зованием и охраной территорий и объектов природно-заповедного фонда, урегулированы Законом Украины «О природно-заповедном фонде». Большое значение в урегулировании указанных отношений имеют утвержденная Постановлением Верховной Рады Украины от 22 сентября 1994 г. «Программа перспективного развития заповед­ного дела в Украине », а также Указы Президента Украины « О мерах по дальнейшему развитию природно-заповедного фонда» от 23 мая 2005 г. и «О неотложных мерах по обеспечению соблюдения зако­нодательства в пределах территорий и объектов природно-запо­ведного фонда» от 11 ноября 2004 г.

Названными правовыми документами предусмотрено разреше­ние следующих основных задач в становлении и развитии заповед­ного дела в стране:

— определение стратегии развития заповедного дела;

— укрепление научных, организационных, правовых, финансо­вых, материально-технических и других основ развития заповед­ного дела;

— оптимизация сети природных и биосферных заповедников, национальных природных парков, территорий и объектов природ­но-заповедного фонда иных категорий;

— активизация научных исследований на основе заповедных территорий;

— содействие повышению роли заповедного дела в экологическом и патриотическом воспитании граждан и подготовке специалистов, вхождению Украины в международную систему сотрудничества по вопросам развития заповедного дела.

Территории и объекты природно-заповедного фонда подразделя­ются на две категории: природные и искусственно созданные.

К природным территориям и объектам относятся: природные заповедники; биосферные заповедники; национальные природные парки; региональные ландшафтные парки; региональные ланд­шафтные парки; заказники; памятники природы; заповедные уро­чища.

К искусственно созданным объектам относятся: ботанические сады; дендрологические парки; зоологические парки; парки-памят­ники садово-паркового искусства.

Каждый из объектов природно-заповедного фонда имеет свою внутреннюю классификацию. Например, заказники подразделя-


 


416


417


ются на: ландшафтные, лесные, ботанические, орнитологические, ихтиологические, палеонтологические; памятники природы: на ботанические, зоологические, геологические, гидрологические.

В зависимости от экологической и научной ценности заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки и парки-памятники садово-паркового искус­ства подразделяются на объекты общегосударстенного и местного значения; региональные ландшафтные парки и заповедные урочища относятся к объектам местного значения, а природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки — к объектам общегосударственного значения.

Территории природных заповедников, заповедные зоны биосфер­ных заповедников, земли и иные природные ресурсы, предостав­ленные национальным паркам, являются собственностью Украин­ского народа.

Региональные ландшафтные парки, зоны — буферная, антропо­генных ландшафтов, регулируемого заповедного режима биосфер­ных заповедников, земли и иные природные ресурсы, которые включены в состав, но не предоставлены национальным природным паркам, а также заказники, памятники природы, заповедные уро­чища, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства могут нахо­диться в собственности Украинского народа и в иных формах соб­ственности, предусмотренных законодательством Украины.

Ботанические сады, дендрологические парки и зоологические парки, которые были созданы до принятия Закона Украины «О при-родно-заповедном фонде», не могут быть приватизированы.

Использование территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется с соблюдением требований законодательства о природно-заповедном фонде законодательства об экологической сети. Видами использования являются: природоохранные цели; научно-исследовательские цели; оздоровительные и иные рекреа­ционные цели; образовательно-воспитательные цели; нужды мони­торинга окружающей природной среды.

Установленные законодательством основные виды использова­ния, а также заготовка древесины, лекарственных и иных ценных растений, их плодов, сена, выпас скота, охота, рыболовство и иные виды использования могут осуществляться при условиях, когда такая деятельность не противоречит целевому использованию тер­риторий и объектов природно-заповедного фонда, установленных требований охраны, воспроизводства и использования их природ­ных комплексов и отдельных объектов.

Для обеспечения необходимого режима охраны природных ком­плексов и объектов природных комплексов и объектов природных заповедников, предупреждения отрицательного влияния хозяйст-


венной деятельности на прилегающих к ним территориях устанав­ливаются охранные зоны.

В случае необходимости охранные зоны могут устанавливаться на территориях, прилегающих к отдельным участкам националь­ных природных парков, региональных ландшафтных парков, а также вокруг заказников, памятников природы, заповедных уро­чищ, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков и парков-памятников садово-паркового искусства.

Размеры охранных зон определяются соответственно их целе­вому назначению на основе специальных обследований ландшафтов и хозяйственной деятельности на прилегающих территориях, на основе оценки ее воздействия на окружающую природную среду. В охранных зонах запрещается строительство промышленных и иных объектов, развитие хозяйственной деятельности, которая может создать отрицательное воздействие на территории и объекты природно-заповедного фонда. Оценка такого воздействия осущест­вляется на основе экологической экспертизы, которая проводится в порядке, установленном Законом Украины «Об экологической экспертизе».

Положения, которые определяют режим каждой охранной зоны территорий и объектов природно-заповедного фонда, утверждают­ся государственными органами, которые принимают решения об их отводе.

Охрана природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, общегосудар­ственного значения возлагается на службы их охраны, которые входят в состав службы государственной охраны природно-запо­ведного фонда Украины. Положения о службе государственной охраны природно-заповедного фонда Украины утверждается Каби­нетом Министров Украины.

Охрана территорий и объектов природно-заповедного фонда иных категорий возлагается на предприятия, учреждения и организации, в ведении которых они находятся. В случае необходимости их охра­на может быть возложена на администрации расположенных вбли­зи природных и биосферных заповедников, национальных и реги­ональных ландшафтных парков.

Органы местного самоуправления, местные государственные администрации, исполнительные органы местного самоуправления содействуют охране и сохранению территорий и объектов природ­но-заповедного фонда, исполнению возложенных на них задач.

Работники служб государственной охраны территорий и объ­ектов природно-заповедного фонда имеют право:

— требовать от граждан и должностных лиц объяснений в связи с нарушением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон;


 


418


419


проверять у граждан и должностных лиц удостоверения на право пребывания, использования природных ресурсов на осущест­вление другой деятельности в пределах соответствующих террито­рий и объектов природно-заповедного фонда;

— доставлять нарушителей установленного режима с целью вы­яснения личности;

— составлять протоколы о нарушениях требований законода­тельства, направлять их соответствующим органам для привлечения виновных лиц к ответственности;

— изымать у нарушителей предметы и средства незаконного ис­пользования природных ресурсов, транспортные средства, соот­ветствующие документы;

— проводить личный досмотр вещей, транспортных средств и про­верку продукции, полученной в результате природопользования;

— беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, орга­низации, суды и иные транспортные средства в пределах соответ­ствующих территорий, объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон для проверки соблюдения законодательства об охра­не окружающей природной среды и природно-заповедного фонда;

— вносить предложения в соответствующие государственные органы о прекращении, остановке либо ограничении любой деятель­ности, которая нарушает требования законодательства о природ -но-заповедном фонде, предъявлять обязательные для выполнения требования с целью устранения нарушений, обнаруженных в преде­лах территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Работники службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины во время исполнения служебных обязанностей имеют право на ношение формы установленного образца, табельно­го оружия и иных специальных средств в соответствии с законода­тельством Украины.

Государственный контроль за использованием режима террито­рий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется цен­тральным органом исполнительной власти в сфере охраны окружа­ющей природной среды, его органами на местах и иными специаль­но уполномоченным государственным органами. Центральным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей при­родной среды является Министерство охраны окружающей при­родной среды. В его составе функционирует Государственная служ­ба заповедного дела.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 августа 2001 г. «О государственной службе заповедного дела», ее главными задачами являются:

— участие в пределах своей компетенции в реализации государ­
ственной политики в сфере сохранения и неистощительного ис­
пользования природно-заповедного фонда, воспроизводства его
природных комплексов и объектов;

420


 

— обеспечение государственного управления территориями и объектами природно-заповедного фонда;

— осуществление государственного контроля за соблюдением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда;

— обеспечение сохранения биологического и ландшафтного раз­нообразия на территориях природно-заповедного фонда;

— подготовка предложений по стабильному развитию репрезен­тативной сети природно-заповедного фонда и формирования наци­ональной экологической сети.

Общественный контроль за соблюдением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется обществен­ными инспекторами охраны окружающей природной среды, кото­рые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением об общественном контроле в сфере охраны окружающей природной среды. Соответствующее Положение утверждено приказом Мини­стерства экологии и природных ресурсов Украины (ныне Министер­ство охраны окружающей природной среды Украины) от 27 февра­ля 2002 г.

Основной формой обобщения результатов научных исследований и наблюдений за состоянием и изменениями природных комплексов, выполненных в природных заповедниках, национальных природ­ных парках, являются их Летописи природы, материалы которых используются для оценки состояния окружающей природной среды, разработки мероприятий по охране и эффективному использованию природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

Порядок подготовки и программа Летописи природы утвержда­ется Министерством охраны окружающей природной среды Укра­ины совместно с Национальной академией наук Украины.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...