Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Произрастания либо обитания видов животных




И растений, занесенных в Красную книгу

Украины

На сегодняшний день флора Украины насчитывает более 25 тысяч видов растений, фауна — почти 45 тысяч видов животных. В результате антропогенных воздействий и абиотических факторов на флору и фауну нашей страны в Красную книгу Украины занесе­но 541 вид растений и 382 вида животных.

Отношения, связанные с ведением Красной книги Украины, охраной, использованием и воспроизводством редких и находящих­ся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Украины, регулируются законами Украины «Об охране окружающей природной среды», «Оживотном мире», «О растительном мире», «О природно-заповедном фонде Украины», «О Красной книге Украины» и иными нормативно-пра­вовыми актами.

Основным специальным нормативным актом в этой сфере являет­ся Закон Украины «О Красной книге Украины» от 7 февраля 2002 г.1 Закон Украины «Об экологической сети Украины» выделяет в ка­честве одной из составляющих экосети — территории, являющиеся местами произрастания или обитания видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины.

Красная книга Украины является официальным государствен­ным документом, содержащим перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и ис­ключительной (морской) экономической зоны, а также обобщенные сведения о современном состоянии этих видов животного и расти­тельного мира и мерах по их сохранению и воспроизводству.

Эта книга является основой для разработки и реализации про­грамм (планов действий), направленных на охрану и воспроизвод­ство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живот­ного и растительного мира, занесенных в нее.

К объектам Красной книги относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животного и растительного мира, которые постоянно или временно обитают (произрастают) в естественных условиях в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Законодательством объекты, занесенные в данную книгу, отнесе­ны к природным ресурсам общегосударственного значения. Эти виды растительного и животного мира подлежат государственному учету, в порядке, определяемом специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологических и при-

1 Вхдомост! Верховно! Ради Украши, 2004. — № 45. — Ст. 502.

440


родных ресурсов. Красная книга является одной из форм учета при­родных ресурсов, наряду с соответствующими кадастрами.

Красная книга Украины состоит из отдельных описаний вида животного или растительного мира, включающих: название (на украинском и латинском языках), место в системе классификации животного и растительного мира, категорию, научное значение, распространение и численность (в том числе за пределами Украины) и причины их изменения, места обитания (произрастания), общую характеристику, меры по охране, требования по режиму сохранения популяций, сведения о размножении или разведении в специально созданных условиях, источники соответствующей информации и т.п. По каждому виду животного и растительного мира, занесенно­го в Красную книгу Украины, составляется картосхема распростра­нения, а также изготавливаются его фотографии (рисунки).

Соответствующие сведения о содержании Красной книги Укра­ины, состоянии занесенных в нее видов животного и растительного мира подлежат широкому обнародованию, в том числе через сред­ства массовой информации, доведению до сведения предприятий, учебных заведений, научных, воспитательных и других учреждений

и организаций.

Между тем не допускается обнародование сведений о точном месте обитания (произрастания) объектов Красной книги Украины и других сведений о них, если это может привести к ухудшению условий охраны и воспроизводства этих объектов.

Законодательством определены семь категорий видов животно­го и растительного мира, которые заносятся в Красную книгу Укра­ины. При установлении этих категорий учитывается состояние и степень угрозы исчезновения указанных видов. Это следующие

категории:

исчезнувшие — виды, о которых после неоднократных поисков, проведенных в типовых местностях или в других известных и воз­можных местах распространения, отсутствует любая информация о наличии их в природе или специально созданных условиях;

исчезнувшие в природе — виды, исчезнувшие в природе, но со­хранившиеся в специально созданных условиях;

исчезающие — виды, находящиеся под угрозой исчезновения в естественных условиях и сохранение которых маловероятно, если будет продолжаться действие факторов, негативно влияющих на состояние их популяций;

уязвимые — виды, которые в ближайшем будущем могут быть отнесены к категории исчезающих, если будет продолжаться дей­ствие факторов, негативно влияющих на состояние их популя­ций;

редкие — виды, популяции которых небольшие и в настоящее время не относятся к категории исчезающих или уязвимых, хотя им и угрожает опасность;

441


неоцененные — виды, о которых известно, что они могут отно­ситься к категории исчезающих, уязвимых либо редких, но еще не отнесены к ней;

недостаточно известные — виды, которые нельзя отнести ни к одной из указанных категорий из-за отсутствия необходимой полной и достоверной информации.

Основанием для занесения видов животного и растительного мира в Красную книгу Украины является наличие достоверных данных о численности популяций и их динамике, распространении и изменениях условий обитания, подтверждающих необходимость принятия особых срочных мер для их сохранения и охраны.

Соответствующие научно-исследовательские учреждения, госу­дарственные и общественные организации, отдельные специалисты, ученые могут вносить предложения о занесении в Красную книгу Украины видов животного или растительного мира, содержащие необходимые научные обоснования.

Эти предложения анализируются и обобщаются Национальной комиссией по вопросам Красной книги Украины.

Решение о занесении видов животного и растительного мира в Красную книгу Украины принимается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по предоставлению Национальной комиссии по вопросам Красной книги Украины.

Ведение Красной книги Украины осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.

В этом Законе предусмотрен комплекс организационных, право­вых, экономических, научных, иных мероприятий, направленных на обеспечение сохранения, охраны и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и рас­тительного мира. Обеспечивается охрана и воспроизводство объ­ектов Красной книги Украины органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждени­ями и организациями, являющимися субъектами использования животного и растительного мира, и гражданами в соответствии с законом.

Охрана объектов Красной книги Украины обеспечивается путем установления особого правового статуса редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, за­прета или ограничения их использования; учета требований по их охране при разработке нормативно-правовых актов; систематиче­ской работы по выявлению мест их обитания (произрастания), про­ведения постоянного наблюдения (мониторинга) за состоянием их популяций и другие.

Также определены основные направления воспроизводства объ­ектов Красной книги Украины: содействие естественному восста-



442


новлению популяций редких и находящихся под угрозой исчезно­вения видов животного и растительного мира, интродукции и ре-интродукции таких видов в естественные условия, где они обитали (произрастали); содержание и разведение в искусственно созданных условиях и другие.


Водоохранные зоны

В качестве составляющих экосети Закон «Об экологической сети» выделяет водоохранные зоны.

Понятие и цель создания водоохранной зоны определяется Вод­ным кодексом Украины (1995 г.). Водоохранная зона является природоохранной территорией регулируемой хозяйственной деятельности. Эти зоны устанавливаются для создания благопри­ятного режима водных объектов, предупреждения их загрязнения, засорения и исчерпания, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшения колебании стока вдоль рек, морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов.

На территории этих зон соблюдается режим регулирования хо­зяйственной деятельности, который заключается в определении видов как разрешенной, так и запрещенной деятельности. Так, запрещается: использование стойких и сильнодействующих пести­цидов; размещение кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации; сброс неочищенных сточных вод с использованием балок, карьеров, ручьев и т. п.

8 мая 1996 года было принято Постановлением «Об утверждении порядка определения размеров и границ водоохранных зон и режи­ма ведения хозяйственной деятельности вних»1. Порядок был при­нят в развитие Водного кодекса.

В качестве обязательных элементов в состав водоохранных зон обязательно входят пойма реки, первая надпойменная терраса, бровки и крутые склоны берегов, а также прилегающие балки и

овраги.

Размеры и границы этих зон определяются проектом на основе

нормативно-технической документации.

Разрабатываются проекты этих зон по заказу органов водного хозяйства и иных специально уполномоченных органов, согласо­вываются с органами Минприроды, Госводхоза, Госкомзема, собст­венниками земли, землепользователями и утверждаются соответ­ствующими местными органами государственной исполнительной власти и исполнительными комитетами советов.

При установлении границ водоохранных зон учитываются:

рельеф местности, затопление, подтопление, интенсивность бе-регоразрушения, конструкция инженерной защиты берега;

1 СП Украины. — 1996. — № 10. — Ст. 318.

443


целевое назначение земель, входящих в состав водоохранной зоны.

Учитывая, что леса имеют значительную водоохранную функ­цию, границы водоохранных зон в них не устанавливаются.

В пределах водоохранных зон выделяются земли прибрежных защитных полос и полосы отвода с особым режимом их использова­ния в соответствии со статьями 88-91 Водного кодекса Украины.

Ст. 1 Водного кодекса Украины определяет прибрежную защит­ную полосу как часть водоохранной зоны соответствующей ширины вдоль реки, моря, вокруг водоемов, на которой установлен более строгий режим хозяйственной деятельности, чем на остальной тер­ритории водоохранной зоны.

Целью установления прибрежных защитных полос является охрана поверхностных водных объектов от загрязнений, засорения и сохранение их водности.

Водным законодательством определены местоположение и ширина прибрежных защитных полос. Так, эти полосы устанав­ливаются по обоим берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды (в меженный период1).

Ширина данных полос зависит, прежде всего, от вида водных объектов. Кроме того, для отдельных видов водных объектов, на­пример рек, этот параметр полос находится в зависимости от такой характеристики указанных водных объектов как водозаборная площадь бассейна рек.

С учетом названных критериев ширина прибрежных защитных полос устанавливается:

для малых рек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью менее 3 гектаров — 25 метров; для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов площадью более 3 гектаров — 50 метров; для больших рек, водохранилищ на них и озер —100 метров. Если крутизна склонов превышает три градуса, минимальная ши­рина прибрежной защитной полосы удваивается. Вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов выделяется прибрежная защит­ная полоса шириной не менее двух километров от уреза воды.

Установление прибрежных защитных полос в пределах уже су­ществующих населенных пунктов проводится с обязательным уче­том сложившихся конкретных условий.

Правовой режим данных полос отличается особыми ограничите­лями, которые направлены, прежде всего, на охрану и воспроизвод­ство водных объектов. Так, в пределах полос вдоль рек вокруг водоемов и на островах запрещается: распашка земель (кроме подготовки поч­вы для залужения и залесения), а также садоводство и огородничест­во; хранение и применение пестицидов и удобрений; устройство летних лагерей для скота; строительство любых сооружений (кроме

1 Межень (меженный период) — период годичного цикла, на протяжении которого наблюдается низкая водность.

444


/


гидротехнических, гидрометрических и линейвых), в том числе без отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей; мойка и обслуживание транспортных средств и техники; устройство свалок мусора, навозо­хранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т.п.

Находящиеся в прибрежной защитной полосе объекты могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим. Подле­жат вынесению из прибрежных защитных полос не пригодные для эксплуатации сооружения, а также те, которые не отвечают уста­новленным режимам хозяйствования.

В прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах также огра­ничивается хозяйственная деятельность. Так, запрещается в пре­делах полос: применение стойких и сильнодействующих пестици­дов; устройство полигонов бытовых и промышленных отходов, накопителей сточных вод и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...