![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Произрастания либо обитания видов животных
И растений, занесенных в Красную книгу Украины На сегодняшний день флора Украины насчитывает более 25 тысяч видов растений, фауна — почти 45 тысяч видов животных. В результате антропогенных воздействий и абиотических факторов на флору и фауну нашей страны в Красную книгу Украины занесено 541 вид растений и 382 вида животных. Отношения, связанные с ведением Красной книги Украины, охраной, использованием и воспроизводством редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Украины, регулируются законами Украины «Об охране окружающей природной среды», «Оживотном мире», «О растительном мире», «О природно-заповедном фонде Украины», «О Красной книге Украины» и иными нормативно-правовыми актами. Основным специальным нормативным актом в этой сфере является Закон Украины «О Красной книге Украины» от 7 февраля 2002 г.1 Закон Украины «Об экологической сети Украины» выделяет в качестве одной из составляющих экосети — территории, являющиеся местами произрастания или обитания видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины. Красная книга Украины является официальным государственным документом, содержащим перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, а также обобщенные сведения о современном состоянии этих видов животного и растительного мира и мерах по их сохранению и воспроизводству. Эта книга является основой для разработки и реализации программ (планов действий), направленных на охрану и воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, занесенных в нее. К объектам Красной книги относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животного и растительного мира, которые постоянно или временно обитают (произрастают) в естественных условиях в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Законодательством объекты, занесенные в данную книгу, отнесены к природным ресурсам общегосударственного значения. Эти виды растительного и животного мира подлежат государственному учету, в порядке, определяемом специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологических и при- 1 Вхдомост! Верховно! Ради Украши, 2004. — № 45. — Ст. 502. 440 родных ресурсов. Красная книга является одной из форм учета природных ресурсов, наряду с соответствующими кадастрами. Красная книга Украины состоит из отдельных описаний вида животного или растительного мира, включающих: название (на украинском и латинском языках), место в системе классификации животного и растительного мира, категорию, научное значение, распространение и численность (в том числе за пределами Украины) и причины их изменения, места обитания (произрастания), общую характеристику, меры по охране, требования по режиму сохранения популяций, сведения о размножении или разведении в специально созданных условиях, источники соответствующей информации и т.п. По каждому виду животного и растительного мира, занесенного в Красную книгу Украины, составляется картосхема распространения, а также изготавливаются его фотографии (рисунки). Соответствующие сведения о содержании Красной книги Украины, состоянии занесенных в нее видов животного и растительного мира подлежат широкому обнародованию, в том числе через средства массовой информации, доведению до сведения предприятий, учебных заведений, научных, воспитательных и других учреждений и организаций. Между тем не допускается обнародование сведений о точном месте обитания (произрастания) объектов Красной книги Украины и других сведений о них, если это может привести к ухудшению условий охраны и воспроизводства этих объектов. Законодательством определены семь категорий видов животного и растительного мира, которые заносятся в Красную книгу Украины. При установлении этих категорий учитывается состояние и степень угрозы исчезновения указанных видов. Это следующие категории: исчезнувшие — виды, о которых после неоднократных поисков, проведенных в типовых местностях или в других известных и возможных местах распространения, отсутствует любая информация о наличии их в природе или специально созданных условиях; исчезнувшие в природе — виды, исчезнувшие в природе, но сохранившиеся в специально созданных условиях; исчезающие — виды, находящиеся под угрозой исчезновения в естественных условиях и сохранение которых маловероятно, если будет продолжаться действие факторов, негативно влияющих на состояние их популяций; уязвимые — виды, которые в ближайшем будущем могут быть отнесены к категории исчезающих, если будет продолжаться действие факторов, негативно влияющих на состояние их популяций; редкие — виды, популяции которых небольшие и в настоящее время не относятся к категории исчезающих или уязвимых, хотя им и угрожает опасность; 441
недостаточно известные — виды, которые нельзя отнести ни к одной из указанных категорий из-за отсутствия необходимой полной и достоверной информации. Основанием для занесения видов животного и растительного мира в Красную книгу Украины является наличие достоверных данных о численности популяций и их динамике, распространении и изменениях условий обитания, подтверждающих необходимость принятия особых срочных мер для их сохранения и охраны. Соответствующие научно-исследовательские учреждения, государственные и общественные организации, отдельные специалисты, ученые могут вносить предложения о занесении в Красную книгу Украины видов животного или растительного мира, содержащие необходимые научные обоснования. Эти предложения анализируются и обобщаются Национальной комиссией по вопросам Красной книги Украины. Решение о занесении видов животного и растительного мира в Красную книгу Украины принимается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по предоставлению Национальной комиссии по вопросам Красной книги Украины. Ведение Красной книги Украины осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. В этом Законе предусмотрен комплекс организационных, правовых, экономических, научных, иных мероприятий, направленных на обеспечение сохранения, охраны и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира. Обеспечивается охрана и воспроизводство объектов Красной книги Украины органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, являющимися субъектами использования животного и растительного мира, и гражданами в соответствии с законом. Охрана объектов Красной книги Украины обеспечивается путем установления особого правового статуса редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, запрета или ограничения их использования; учета требований по их охране при разработке нормативно-правовых актов; систематической работы по выявлению мест их обитания (произрастания), проведения постоянного наблюдения (мониторинга) за состоянием их популяций и другие. Также определены основные направления воспроизводства объектов Красной книги Украины: содействие естественному восста- 442 новлению популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, интродукции и ре-интродукции таких видов в естественные условия, где они обитали (произрастали); содержание и разведение в искусственно созданных условиях и другие. Водоохранные зоны В качестве составляющих экосети Закон «Об экологической сети» выделяет водоохранные зоны. Понятие и цель создания водоохранной зоны определяется Водным кодексом Украины (1995 г.). Водоохранная зона является природоохранной территорией регулируемой хозяйственной деятельности. Эти зоны устанавливаются для создания благоприятного режима водных объектов, предупреждения их загрязнения, засорения и исчерпания, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшения колебании стока вдоль рек, морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов. На территории этих зон соблюдается режим регулирования хозяйственной деятельности, который заключается в определении видов как разрешенной, так и запрещенной деятельности. Так, запрещается: использование стойких и сильнодействующих пестицидов; размещение кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации; сброс неочищенных сточных вод с использованием балок, карьеров, ручьев и т. п. 8 мая 1996 года было принято Постановлением «Об утверждении порядка определения размеров и границ водоохранных зон и режима ведения хозяйственной деятельности вних»1. Порядок был принят в развитие Водного кодекса. В качестве обязательных элементов в состав водоохранных зон обязательно входят пойма реки, первая надпойменная терраса, бровки и крутые склоны берегов, а также прилегающие балки и овраги. Размеры и границы этих зон определяются проектом на основе нормативно-технической документации. Разрабатываются проекты этих зон по заказу органов водного хозяйства и иных специально уполномоченных органов, согласовываются с органами Минприроды, Госводхоза, Госкомзема, собственниками земли, землепользователями и утверждаются соответствующими местными органами государственной исполнительной власти и исполнительными комитетами советов. При установлении границ водоохранных зон учитываются: рельеф местности, затопление, подтопление, интенсивность бе-регоразрушения, конструкция инженерной защиты берега; 1 СП Украины. — 1996. — № 10. — Ст. 318. 443 целевое назначение земель, входящих в состав водоохранной зоны. Учитывая, что леса имеют значительную водоохранную функцию, границы водоохранных зон в них не устанавливаются. В пределах водоохранных зон выделяются земли прибрежных защитных полос и полосы отвода с особым режимом их использования в соответствии со статьями 88-91 Водного кодекса Украины. Ст. 1 Водного кодекса Украины определяет прибрежную защитную полосу как часть водоохранной зоны соответствующей ширины вдоль реки, моря, вокруг водоемов, на которой установлен более строгий режим хозяйственной деятельности, чем на остальной территории водоохранной зоны. Целью установления прибрежных защитных полос является охрана поверхностных водных объектов от загрязнений, засорения и сохранение их водности. Водным законодательством определены местоположение и ширина прибрежных защитных полос. Так, эти полосы устанавливаются по обоим берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды (в меженный период1). Ширина данных полос зависит, прежде всего, от вида водных объектов. Кроме того, для отдельных видов водных объектов, например рек, этот параметр полос находится в зависимости от такой характеристики указанных водных объектов как водозаборная площадь бассейна рек. С учетом названных критериев ширина прибрежных защитных полос устанавливается: для малых рек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью менее 3 гектаров — 25 метров; для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов площадью более 3 гектаров — 50 метров; для больших рек, водохранилищ на них и озер —100 метров. Если крутизна склонов превышает три градуса, минимальная ширина прибрежной защитной полосы удваивается. Вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов выделяется прибрежная защитная полоса шириной не менее двух километров от уреза воды. Установление прибрежных защитных полос в пределах уже существующих населенных пунктов проводится с обязательным учетом сложившихся конкретных условий. Правовой режим данных полос отличается особыми ограничителями, которые направлены, прежде всего, на охрану и воспроизводство водных объектов. Так, в пределах полос вдоль рек вокруг водоемов и на островах запрещается: распашка земель (кроме подготовки почвы для залужения и залесения), а также садоводство и огородничество; хранение и применение пестицидов и удобрений; устройство летних лагерей для скота; строительство любых сооружений (кроме 1 Межень (меженный период) — период годичного цикла, на протяжении которого наблюдается низкая водность. 444 / гидротехнических, гидрометрических и линейвых), в том числе без отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей; мойка и обслуживание транспортных средств и техники; устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т.п. Находящиеся в прибрежной защитной полосе объекты могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим. Подлежат вынесению из прибрежных защитных полос не пригодные для эксплуатации сооружения, а также те, которые не отвечают установленным режимам хозяйствования. В прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах также ограничивается хозяйственная деятельность. Так, запрещается в пределах полос: применение стойких и сильнодействующих пестицидов; устройство полигонов бытовых и промышленных отходов, накопителей сточных вод и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 472. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |