Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое регулирование других видов специального использования животного мира




Кроме основных, традиционных видов права пользование жи­вотным миром — охоты и рыболовства — законодательство пред­усматривает возможность осуществления других видов использо­вания фауны, которые впервые оказались в правовом поле с приня­тием Закона УССР от 27 ноября 1981г. «Об охране и использовании животного мира»', но в дальнейшем не получили законодательного развития.

Это касается использования животных в научных, культур­но-просветительских, воспитательных и эстетических целях, с целью получения продуктов их жизнедеятельности, содержания их для разведения в неволе или полувольных условиях, а также мероприятий, направленных на регулирование численности от­дельных видов животных, их переселение или акклиматизацию. Очевидно, удельный вес перечисленных направлений деятельности не так уже и значительный в сравнении с общим объемом влияния на животныймир охоты и рыболовства. Но подавляющее большин-

1 Свод законов Украинской ССР.— К., 1988.— Т.4.— С.389.

332


ство представителей дикой фауны не относится к объектам охоты или рыболовства. Кроме того, перечисленные виды деятельности могут применяться и по отношению к живым ресурсам охотничь­его или рыбного хозяйства и иметь даже некоторые признаки охо­ты. Но охотничье законодательство посвящено преимущественно добыванию охотничьих животных. Все это обусловливает необхо­димость существования специальных нормативно-правовых актов, посвященных регулированию таких видов влияния на состояние животного мира.

Министерством экологии и природных ресурсов Украины При­казом от 26 мая 1999 года утверждены Правила выдачи разрешений на специальное использование диких животных и других объектов животного мира, отнесенных к природным ресурсам общегосудар­ственного значения1. Действие Правил направлено на правовое обеспечение возможности осуществление вышеприведенных видов специального использования животных и мероприятий, которые влияют на их состояние. Они не распространяются на использование водных живых ресурсов в обозначенных целях, поскольку Времен­ный порядок ведения рыбного хозяйства и осуществления рыболов­ства предусмотрел случаи использования ресурсов для научных, образовательных, акклиматизационных и других целей.

Минприроды на основании предварительно утвержденных ли­митов выдает разрешения на специальное использование:

— неохотничьих животных — с любой целью;

— охотничьих птиц и пушных зверей с научной, культурно-про­светительской, воспитательной, эстетической целью;

— для отлова всех видов животных с целью их переселения в новые места пребывания;

— для собирания продуктов жизнедеятельности животных и их

частей;

— с целью регулирования численности диких животных (кроме

хищников охотничьего фонда).


Правовая охрана животного мира. Красная книга Украины

Животный мир составляет один из наиболее уязвимых объектов природы, так как влиять на его состояние можно как непосредст­венно (на самих животных), так и через влияние на среду его пре­бывания. Поэтому ст.37 Закона «О животном мире» содержит пе­речень правовых, организационных, материально-технических и других мероприятий, направленных на воспроизводство, рацио­нальное использование и сохранение животного мира во всем его биологическом многообразии. Основанием такой деятельности яв-

1 ОфщДйний вкник Украши.— 1999.— №37.— Ст. 1878.

333


ляется комплексный подход относительно охраны и улучшения всей экологической системы окружающей среды, в которой нахо­дится и составной частью которой является животный мир. Соот­ветственно мероприятия по его охране можно условно поделить на две большие группы: направленные на охрану самих животных и те, которые обеспечивают охрану среды их пребывания, условий воспроизводства и путей миграции животных.

К первой группе, прежде всего, следует отнести установление научно обоснованных правил и норм охраны, использования жи­вотного мира, а также запретов и ограничений в пользовании неко­торыми его объектами. Осуществление отдельных видов использо­вания животного мира и изъятие из природной среды животных может быть ограничено или полностью запрещено на определенной территории или на определенные сроки.

Определенные запреты и ограничения предусмотрены законода­тельством практически по каждому виду пользования животным миром. Добывание диких животных возможно лишь на основаниях, условиях и в порядке, предусмотренных законодательством. Для обеспечения постоянного существования и использования дикой фауны запрещается пользование общеопасными и истребительны­ми средствами добывания, устанавливаются нормативы, лимиты, квоты изъятия животных. Запрещается добывать зверей и птиц в случае возникновения стихийного бедствия и при чрезвычайных экологических ситуациях. Создание и пополнение зоологических коллекций в зоопарках, зоосадах, океанариумах путем изъятия животных из природной среды ведется лишь по разрешениям, вы­даваемым Минприроды Украины. Запрещается самовольное пере­селение животных в новые места пребывания, их акклиматизация и скрещивание. Такие действия должны также осуществляться по специальным разрешениям органов Минприроды по согласованию с органами охотничьего и рыбного хозяйства.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны принимать меры относительно предотвращения гибели животных во время осуществления производственных процессов в сельском и лесном хозяйстве, при эксплуатации электрической сети и транс­портных средств. Так, значительное количество зайцев, птиц и другой полевой дичи гибнет во время сенокоса, собирания урожая и других сельскохозяйственных работ. Иногда даже больше, чем за весь сезон охоты. Неодиночны случаи гибели птиц от поражения электрическим током на незащищенных столбах и т.п. Поэтому предприятия и граждане должны применять специальные устрой­ства и безопасные технологии, которые бы предотвращали причи­нение вреда животному миру.

Во время сохранения, транспортирования и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений

334


и других химических веществ должны осуществляться мероприятия по обеспечению предотвращение заболевания и гибели животных. Органы Минприроды по согласованию с местными государственны­ми администрациями могут определять отдельные территории, на которых ограничивается или запрещается применение указанных

препаратов.

Законодательство предусматривает, что права собственников и пользователей земли, лесов и других природных ресурсов могут быть ограничены и на них могут возлагаться соответствующие обязан­ности относительно охраны и воспроизводства животного мира.

Исключительным по своей важности средством охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных являет­ся их занесение в Красную книгу Украины, Положение о которой утверждено Законом Украины от 7 февраля 20021.

Красная книга является основным государственным документом, который содержит обобщенные сведения о современном состоянии видов животных и растений Украины, которые находятся под угро­зой исчезновения. На сегодня это 382 вида животных и 531 вид растений. В зависимости от состояния и степени угрозы для попу­ляции они делятся на такие категории: исчезнувшие, исчезающие, уязвимые, редчайшие, неоцененные, недостаточно известные. Не­зависимо от категории все животные и растения подлежат особой охране на всей территории республики. Решение о занесении объ­ектов животного и растительного мира в Красную книгу и ее ведение осуществляет Минприроды по представлению Национальной ко­миссии по вопросам Красной книги Украины.

Правовое значение Красной книги состоит в том, что занесенные в нее животные приобретают особый правовой статус, который про­является в следующем:

1. Не могут передаваться в негосударственную собственность животные, занесенные в Красную книгу Украины (кроме случаев, если эти животные получены путем разведения в неволе или при­обретены в собственность за пределами Украины). В свою очередь разведение в неволи таких животных требует специального разре­шения Минприроды Украины.

2. Пребывание на определенной территории животных, занесен­ных в Красную книгу, является основанием для объявления этой территории объектом природно-заповедного фонда общегосудар­ственного значения.

3. Добывание таких животных осуществляется лишь в исклю­
чительных случаях только для научных и селекционных целей. Его
могут осуществлять лишь научные учреждения по именным раз­
решениям Минприроды на основании решений обозначенной На­
циональной комиссии.

1 В1домост1 Верховно!' Ради Украши.— 1992.— №52.— Ст.686.

335


4. Законодательством установлена повышенная уголовная, ад­министративная и имущественная ответственность за уничтожение или повреждение видов животных, занесенных в Красную книгу Украины.

Другие мероприятия охраны животного мира направлены на охрану среды пребывания, условий воспроизводства и путей мигра­ции животных. Наиболее эффективными среди них является созда­ние заповедников, других территорий, правовой режим которых определяет Закон Украины «О природно-заповедном фонде». Жи­вотный мир на таких территориях может сохраняться как в ком­плексе с другими природными ресурсами (например, в заповедниках, национальных природных парках), так и в специально созданных с целью охраны животного мира объектах (общезоологические, орнито­логические, энтомологические, ихтиологические заказники, зооло­гические памятники природы, зоологические парки, сады и т.п.).

При проведении экологической экспертизы объектов, внедрении новой техники, технологий, материалов и веществ обязательно должно учитываться их влияние на состояние животного мира, среду его пребывания и пути миграции.

Места строительства предприятий, сооружений и других объ­ектов, которые влияют или могут повлиять на состояние животно­го мира, согласовываются с органами Минприроды и с государствен­ными органами управления охотничьим и рыбным хозяйством. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов и применение техноло­гий без обеспечения их средствами защиты животных и их среды.

При осуществлении отдельных видов природопользования (ме­лиорация земель, ведение лесного хозяйства, добыча полезных ис­копаемых, организация мест отдыха населения и др.) должны пред­полагаться и осуществляться мероприятия по сохранению среды пребывания животных, обеспечение неприкосновенности участков, которые составляют особую зооэкологическую ценность.

Нормативно- правовое регулирование защиты животных от жес­токого обращения регулируется Законом Украины «О защите жи­вотных от жестокого обращения» от 21 февраля 2006 года, который направлен на защиту от страданий и гибели животных вследствие жестокого обращения, их защиту и на укрепление морали, гуман­ности общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...