![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовое регулирование других видов специального использования животного мира
Кроме основных, традиционных видов права пользование животным миром — охоты и рыболовства — законодательство предусматривает возможность осуществления других видов использования фауны, которые впервые оказались в правовом поле с принятием Закона УССР от 27 ноября 1981г. «Об охране и использовании животного мира»', но в дальнейшем не получили законодательного развития. Это касается использования животных в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях, с целью получения продуктов их жизнедеятельности, содержания их для разведения в неволе или полувольных условиях, а также мероприятий, направленных на регулирование численности отдельных видов животных, их переселение или акклиматизацию. Очевидно, удельный вес перечисленных направлений деятельности не так уже и значительный в сравнении с общим объемом влияния на животныймир охоты и рыболовства. Но подавляющее большин- 1 Свод законов Украинской ССР.— К., 1988.— Т.4.— С.389. 332 ство представителей дикой фауны не относится к объектам охоты или рыболовства. Кроме того, перечисленные виды деятельности могут применяться и по отношению к живым ресурсам охотничьего или рыбного хозяйства и иметь даже некоторые признаки охоты. Но охотничье законодательство посвящено преимущественно добыванию охотничьих животных. Все это обусловливает необходимость существования специальных нормативно-правовых актов, посвященных регулированию таких видов влияния на состояние животного мира. Министерством экологии и природных ресурсов Украины Приказом от 26 мая 1999 года утверждены Правила выдачи разрешений на специальное использование диких животных и других объектов животного мира, отнесенных к природным ресурсам общегосударственного значения1. Действие Правил направлено на правовое обеспечение возможности осуществление вышеприведенных видов специального использования животных и мероприятий, которые влияют на их состояние. Они не распространяются на использование водных живых ресурсов в обозначенных целях, поскольку Временный порядок ведения рыбного хозяйства и осуществления рыболовства предусмотрел случаи использования ресурсов для научных, образовательных, акклиматизационных и других целей. Минприроды на основании предварительно утвержденных лимитов выдает разрешения на специальное использование: — неохотничьих животных — с любой целью; — охотничьих птиц и пушных зверей с научной, культурно-просветительской, воспитательной, эстетической целью; — для отлова всех видов животных с целью их переселения в новые места пребывания; — для собирания продуктов жизнедеятельности животных и их частей; — с целью регулирования численности диких животных (кроме хищников охотничьего фонда). Правовая охрана животного мира. Красная книга Украины Животный мир составляет один из наиболее уязвимых объектов природы, так как влиять на его состояние можно как непосредственно (на самих животных), так и через влияние на среду его пребывания. Поэтому ст.37 Закона «О животном мире» содержит перечень правовых, организационных, материально-технических и других мероприятий, направленных на воспроизводство, рациональное использование и сохранение животного мира во всем его биологическом многообразии. Основанием такой деятельности яв- 1 ОфщДйний вкник Украши.— 1999.— №37.— Ст. 1878. 333
К первой группе, прежде всего, следует отнести установление научно обоснованных правил и норм охраны, использования животного мира, а также запретов и ограничений в пользовании некоторыми его объектами. Осуществление отдельных видов использования животного мира и изъятие из природной среды животных может быть ограничено или полностью запрещено на определенной территории или на определенные сроки. Определенные запреты и ограничения предусмотрены законодательством практически по каждому виду пользования животным миром. Добывание диких животных возможно лишь на основаниях, условиях и в порядке, предусмотренных законодательством. Для обеспечения постоянного существования и использования дикой фауны запрещается пользование общеопасными и истребительными средствами добывания, устанавливаются нормативы, лимиты, квоты изъятия животных. Запрещается добывать зверей и птиц в случае возникновения стихийного бедствия и при чрезвычайных экологических ситуациях. Создание и пополнение зоологических коллекций в зоопарках, зоосадах, океанариумах путем изъятия животных из природной среды ведется лишь по разрешениям, выдаваемым Минприроды Украины. Запрещается самовольное переселение животных в новые места пребывания, их акклиматизация и скрещивание. Такие действия должны также осуществляться по специальным разрешениям органов Минприроды по согласованию с органами охотничьего и рыбного хозяйства. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны принимать меры относительно предотвращения гибели животных во время осуществления производственных процессов в сельском и лесном хозяйстве, при эксплуатации электрической сети и транспортных средств. Так, значительное количество зайцев, птиц и другой полевой дичи гибнет во время сенокоса, собирания урожая и других сельскохозяйственных работ. Иногда даже больше, чем за весь сезон охоты. Неодиночны случаи гибели птиц от поражения электрическим током на незащищенных столбах и т.п. Поэтому предприятия и граждане должны применять специальные устройства и безопасные технологии, которые бы предотвращали причинение вреда животному миру. Во время сохранения, транспортирования и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений 334 и других химических веществ должны осуществляться мероприятия по обеспечению предотвращение заболевания и гибели животных. Органы Минприроды по согласованию с местными государственными администрациями могут определять отдельные территории, на которых ограничивается или запрещается применение указанных препаратов. Законодательство предусматривает, что права собственников и пользователей земли, лесов и других природных ресурсов могут быть ограничены и на них могут возлагаться соответствующие обязанности относительно охраны и воспроизводства животного мира. Исключительным по своей важности средством охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных является их занесение в Красную книгу Украины, Положение о которой утверждено Законом Украины от 7 февраля 20021. Красная книга является основным государственным документом, который содержит обобщенные сведения о современном состоянии видов животных и растений Украины, которые находятся под угрозой исчезновения. На сегодня это 382 вида животных и 531 вид растений. В зависимости от состояния и степени угрозы для популяции они делятся на такие категории: исчезнувшие, исчезающие, уязвимые, редчайшие, неоцененные, недостаточно известные. Независимо от категории все животные и растения подлежат особой охране на всей территории республики. Решение о занесении объектов животного и растительного мира в Красную книгу и ее ведение осуществляет Минприроды по представлению Национальной комиссии по вопросам Красной книги Украины. Правовое значение Красной книги состоит в том, что занесенные в нее животные приобретают особый правовой статус, который проявляется в следующем: 1. Не могут передаваться в негосударственную собственность животные, занесенные в Красную книгу Украины (кроме случаев, если эти животные получены путем разведения в неволе или приобретены в собственность за пределами Украины). В свою очередь разведение в неволи таких животных требует специального разрешения Минприроды Украины. 2. Пребывание на определенной территории животных, занесенных в Красную книгу, является основанием для объявления этой территории объектом природно-заповедного фонда общегосударственного значения. 3. Добывание таких животных осуществляется лишь в исклю 1 В1домост1 Верховно!' Ради Украши.— 1992.— №52.— Ст.686. 335
Другие мероприятия охраны животного мира направлены на охрану среды пребывания, условий воспроизводства и путей миграции животных. Наиболее эффективными среди них является создание заповедников, других территорий, правовой режим которых определяет Закон Украины «О природно-заповедном фонде». Животный мир на таких территориях может сохраняться как в комплексе с другими природными ресурсами (например, в заповедниках, национальных природных парках), так и в специально созданных с целью охраны животного мира объектах (общезоологические, орнитологические, энтомологические, ихтиологические заказники, зоологические памятники природы, зоологические парки, сады и т.п.). При проведении экологической экспертизы объектов, внедрении новой техники, технологий, материалов и веществ обязательно должно учитываться их влияние на состояние животного мира, среду его пребывания и пути миграции. Места строительства предприятий, сооружений и других объектов, которые влияют или могут повлиять на состояние животного мира, согласовываются с органами Минприроды и с государственными органами управления охотничьим и рыбным хозяйством. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов и применение технологий без обеспечения их средствами защиты животных и их среды. При осуществлении отдельных видов природопользования (мелиорация земель, ведение лесного хозяйства, добыча полезных ископаемых, организация мест отдыха населения и др.) должны предполагаться и осуществляться мероприятия по сохранению среды пребывания животных, обеспечение неприкосновенности участков, которые составляют особую зооэкологическую ценность. Нормативно- правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения регулируется Законом Украины «О защите животных от жестокого обращения» от 21 февраля 2006 года, который направлен на защиту от страданий и гибели животных вследствие жестокого обращения, их защиту и на укрепление морали, гуманности общества. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 418. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |