Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие правовой охраны атмосферного воздуха




Охрана атмосферного воздуха — одно из важнейших направле­ний природоохранительной деятельности, осуществляемое в гло­бальном, национальном и региональном масштабах. Законодатель­ство Украины соответствует выработанным международным сооб­ществом подходам к охране атмосферного воздуха и базируется на принципах: приоритета охраны жизни и здоровья человека; обе­спечения благоприятных условий для жизнедеятельности; недо­пущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательности госу­дарственного регулирования выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнения и др.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об охране атмосферно­го воздуха» его охрана рассматривается как система мер, свя­занных с сохранением, улучшением и восстановлением состоя­ния атмосферного воздуха, предотвращением и снижением уровня его загрязнения и воздействия на него химических соеди­нений, физических и биологических факторов.

Охрана атмосферного воздуха осуществляется разнообразными способами: биологическим (проведение работ относительно восста­новления природных ресурсов, и охрана их от истощения); техноло­гическим (совершенствованием технологических процессов, систем очистки, организацией безотходных производств); экономическим (планированием охраны, материально-техническим обеспечением, развитием материального стимулирования за выполнение природо­охранных мероприятий); санитарным (применением мер по оздо­ровлению окружающей природной среды); организационным (орга­низацией использования и контроля за его состоянием и охраной); идеологическим (проведение эколого-воспитательной работы, улуч­шение экологической подготовки кадров), правовым.

Правовая охрана атмосферного воздуха заключается в установ­ленной законодательством системе государственных и обществен­ных мероприятий, направленных на улучшение и восстановление природного состояния атмосферного воздуха, создание благопри­ятных условий для жизнедеятельности, обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного воздействия атмосферно­го воздуха на здоровье людей и окружающ\ н среду. Содержание

346


правовой охраны атмосферного воздуха будет рассмотрено в соот­ветствующем параграфе учебника.

Целью охраны атмосферного воздуха является обеспечение сохранения благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановление и улучшение для поддержания экологической безо­пасности жизнедеятельности человека, а также предотвращение вредного влияния на окружающую природную среду. Иными сло­вами, атмосферовоздушные охранительные меры направлены на поддержание экологического равновесия на территории Украины, на обеспечение экологической безопасности.

Эффективность охраны атмосферного воздуха зависит от взаи­модействия и согласованности национальных и международных мероприятий и средств по его защите. Украина принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Украины (ст. 35).

Необходимо специфически подходить к объекту охраны атмо­сферного воздуха. Его надо понимать в широком и узком значении. В широком значении объектом охраны выступает атмосферный воздух в общей его совокупности без обособления любой его части. Однако непосредственным объектом охраны является атмосферный воздух, который расположен ближе к земле в пределах территори­альных границ Украины.

Субъектами охраны атмосферного воздуха являются предпри­ятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также ино­странные физические и юридические лица.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с Законом осуществляют: Кабинет Мини­стров Украины; специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресур­сов; специально уполномоченный центральный орган исполнитель­ной власти по вопросам здравоохранения; Совет министров АРК, местные государственные администрации, другие центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуп­равления (ст. 3).

Предприятия, учреждения, организации и граждане — субъек­ты предпринимательской деятельности, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и деятель­ность которых связана с воздействием физических и биологических факторов на его состояние, обязаны: осуществлять организацион­но-хозяйственные, технические и иные мероприятия по обеспече­нию выполнения требований, предусмотренных стандартами и нормативами экологической безопасности в области охраны атмо­сферного воздуха, разрешениями на выбросы загрязняющих ве­ществ и т.п.; принимать меры по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и уменьшению воздействия физических факторов; своевременно и в полном объеме уплачивать сборы за

347


загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов; обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состояния сооружений, обору­дования и аппаратуры для очистки выбросов и уменьшения уровней воздействия физических и биологических факторов; осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасы­ваемых в атмосферный воздух, уровнями физического воздействия и вести их постоянный учет и т.п. Выполнение мер по охране атмо­сферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объектов.

Для обеспечения экологической безопасности, создания благо­приятной среды жизнедеятельности, предотвращения вредного воздействия атмосферного воздуха на здоровье людей и окружающую природную среду осуществляется регулирование выбросов наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ (ст. 11), пере­чень которых утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 ноября 2001 г. № 15981. К наиболее распространен­ным загрязняющим веществам относятся: оксиды азота, озон, свинец и его соединения, формальдегид и прочие. А к опасным за­грязняющим веществам — металлы и их соединения; органические амины; хлор, бром и их соединения; фреоны и т.п. Перечень загряз­няющих веществ пересматривается Кабинетом Министров Украины не менее одного раза в пять лет по предложению специально упол­номоченного центрального органа исполнительной власти по вопро­сам экологии и природных ресурсов и специально уполномоченно­го центрального органа исполнительной власти по вопросам здра­воохранения.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стацио­нарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, которое выдается специально уполномоченными ор­ганами. Перечень организаций и учреждений, которым предостав­ляется право на разработку документации, обосновывающей объ­емы выбросов для предприятий, учреждений, организаций и граж­дан — субъектов предпринимательской деятельности, определяет­ся специально уполномоченным центральным органом исполни­тельной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 марта 2002 года№ 302 с изменениями, внесенными 16 июня 2004 г., утвержден Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разре­шений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, орга­низаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельно-

1 См.: Перелш найбыгьш поширених 1 небезпечних забруднюючих ре-човин, викиди яких в атмосферне пов1тря шдлягають регулюванню //ОфЬ цшний В1сник Укра'ши. — 2001. — № 49. — Ст. 2186.

348


сти, которые получили такие разрешения1. Общие требования к оформлению документов, в которых обосновываются объемы вы­бросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих ве­ществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринима­телей, регламентируются Приказом Министерства охраны окру­жающей природной среды Украины от 09.03.2006 г. № 1082.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками — это официальный документ, который дает право субъектам предпринимательской деятельности эксплуатировать объекты, из которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, при условии соблю­дения соответствующих нормативов предельно допустимых вы­бросов и требований к технологическому процессу в части ограни­чения выбросов загрязняющих веществ на протяжении определен­ного в разрешении срока. Разрешение выдается субъекту хозяй­ствования — собственнику стационарного источника при условии: непревышения в течение срока их действия установленных норма­тивов экологической безопасности; непревышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных ис­точников; соблюдения требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ. Разрешение выдается бесплатно территориальными органами Министерства охраны окружающей природной среды по согласованию с учрежде­ниями государственной санитарно-эпидемиологической службы на срок не менее чем пять лет. Субъекты хозяйствования, которые по­лучили разрешения, подлежат учету в порядке, установленном законодательством.

Срок действия разрешения пересматривается уполномоченным органом, который его выдал, на основании письменного обращения учреждений государственной санитарно-эпидемиологической служ­бы, местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественности, в случае если: степень загряз­нения атмосферного воздуха предполагает необходимость просмотра предельных значений выбросов; использование важных достижений в сфере разработки усовершенствования доступных технологий дает возможность значительно уменьшить выбросы без дополнительных

1 Офщшний В1СНИК Укра'ши. — 2002. — № 12. — Ст. 574.

2 Наказ Мш1стерства охорони навколишнього природного середовища
Укра'ши вщ 09.03.2006 р. № 108 «Про затвердження 1нструкцц про за-
гальш вимоги до оформления документов, у яких обгрунтовуються обсяги
викидхв, для отримання дозволу на викиди забруднюючих речовин в ат­
мосферне повггря стацшнарними джерелами для тдприемств, установ,
оргатзацш та громадян-тдприемщв» // Офщшний вгсник Укра'ши. —
2006. — № 13. — Ст. 916; див.: ред. уточнения. // Офщшний вшник Ук-
раши. — 2006. — № 14. — Ст. 391.

349


затрат; требования безопасности эксплуатации во время производ­ственного процесса проведения деятельности предполагают необ­ходимость применения других технологий; имеет место замена направления производственной деятельности, которая может при­вести к важным отрицательным последствиям для здоровья людей и состояния окружающей среды. Разрешение аннулируется орга­ном, который его выдал, в случае: представления субъектом хозяй­ствования заявления об аннулировании разрешения; изменения собственника стационарного источника выбросов; принятия в уста­новленном порядке решения об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования.

Кроме этого, разрешение на эксплуатацию (фактически специ­альное использование атмосферного воздуха) выдается в случае регулирования уровней воздействия физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха1 (ст. 13); регулирова­ния деятельности, направленной на искусственные изменения со­стояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях2 (ст. 16) и т.п.

Хозяйственная или другие виды деятельности, связанные с на­рушением условий и требований к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней воздействия физических и биоло­гических факторов на его состояние, предусмотренных разреше­ниями, может быть ограничена, временно запрещена (приостанов­лена), а при необходимости и прекращена по решению компетент­ных органов в установленном порядке. В статье 12 Закона «Об ох­ране атмосферного воздуха» предусмотрена ссылка на ст. 3 этого закона, в которой определен перечень органов управления, которые наделены полномочиями осуществления указанных действий. При осуществлении компетентными государственными органами на­званных действий следует руководствоваться положениями, опре­деленными в Порядке ограничения, временного запрета (приоста­новления) либо прекращения деятельности предприятий, учреж­дений, организаций и объектов в случае нарушения ими законода­тельства об охране окружающей природной среды, который утвер-

1 См.: Постанову Кабшету Мш1стр1в Украши в1д 29 березня 2002 року
№ 432 «Прозатвердження Порядку видач1 дозвол1в на експлуатащю устат-
кування з визначеними р1внями впливу ф1зичних та бюлопчних факторгв
на стан атмосферного повггря, проведения оплати цих роб1т та облжу шд-
приемств, установ, оргашзацш 1 громадян — суб'екпв тдприемницько!
д1яльност1, як1 отримали такх дозволи» // Офщшний вгсник Украши. —
2002. — № 14. — Ст. 742.

2 См.: Постанову Кабшету Мш1стр1в Украши в1д 139 березня 2002 року
№ 301 «Про затвердження Порядку погодження 1 видач1 дозвол1в на про-
ваджеяня д1яльност1, пов'язано! 13 штучними змшами стану атмосфери
та атмосферних явищ у господарських щлях» // Офщшний В1сник Ук­
раши. — 2002.— № 12. — Ст. 573.


жден Постановлением Верховной Рады Украины от 29 октября 1992 года № 2 751-XII1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...