Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗов




В настоящее время в ВУЗах сложилась система разнообразных средств и методов воспитания, основу которой составляет тесное взаимодействие умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания. Роль физического воспитания во всестороннем развитии личности студентов проявляется по трём основным направлениям.

1.Обеспечение высокой степени развития двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности, а так же высокий уровень учебно-трудовой активности, сохранение и укрепление здоровья.

2.Приобщение студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активному участию спортивной жизни вуза.

3.Физическое воспитание содействует развитию общественно-значимых черт характера, социальной активности, оказывает влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента.

Физическое воспитание в вузах осуществляется в следующих формах:

1. учебные занятия как обязательная форма физического воспитания, предусмотренная учебным планом вуза;

2. самостоятельные занятия студентов во вне учебное время по заданию преподавателя или в самодеятельных секциях (группах) студенческого спортивного клуба;

3. физические упражнения в режиме дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы;

4. массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время.

Для проведения практических занятий на каждом курсе создаются учебные отделения: основное и специальное. В основное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также студенты с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности. Студенты, имеющие в состоянии здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, относятся к специальной медицинской группе.

Учебные группы комплектуются с учётом пола из расчёта не выше 15 человек на одного преподавателя.

Формы физического воспитания во вне учебное время условно делятся на две группы. К первой группе относятся те формы, которые включаются в учебную деятельность студентов, тем самым прямо способствуя повышению её эффективности: утренняя гимнастика, физкультурные паузы, самостоятельные и дополнительные занятия.

Вторую группу составляют занятия, проводимые в свободное от учёбы время: в спортивных секциях, в группах здоровья и туризма; массовые физкультурные мероприятия; занятия в спортивных лагерях; наглядную агитацию и пропаганду режима учебного труда, отдыха; соблюдения норм личной и общественной гигиены, внедрение физической культуры в быт студентов.

САМОКОНТРОЛЬ и физическое развитие.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно­-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную.

Физическое развитие- это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития - масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели, которые состоят из антропометрических признаков:

1. саматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра,

  голени, предплечья и т.д.

2. физиометрические (функциональные) - жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ), мышечная сила рук (кистевая динамометрия), становая сила.

3. саматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры) степень жироотложения и полового созревания.

Самоконтроль- регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Рост, масса тела, окружность грудной клетки (три фазы: обычное дыхание, максимальный вдох и выдох, разница 5-7 см).

Кистевая динамометрия - метод определения показатели у мужчин - 35-50 кг, у женщин 25-33; левой кисти обычно на 5-10кг меньше, если человек не левша).

Становая сила как метод определения силы разгибателей туловища. (М - 130-150 кг, Ж - 80-90 кг).

Частота сердечных сокращений (ЧСС или пульс) - важный интегральный показатель функционального состояния организма. Пуль рекомендуется подсчитывать регулярно в одно и то же время.

Пульпаторная пульсометрия доступна каждому, ибо каждый человек может подсчитать у себя количество сердечных сокращений в минуту. Лучше пульс определить за 10 секунд, а потом умножить количество ударов на 6, особенно после выполнения нагрузки, т.к. подсчет за одну минуту сразу даст неправильный показатель. В среднем пульс в покое от 60 до 89 ударов у нетренированного взрослого человека. Частота 40 уд/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца или следствием какой-либо патологии.

На учебных занятиях физической культурой при средней интенсивности нагрузки величина пульса достигает 130-150 уд/мин, при интенсивности выше средней - 150-170, а во время предельных нагрузок у высококвалифицированных спортсменов до 200 уд/мин. По продолжительности восстановления исходной величины пульса после большой нагрузки можно судить об успешности восстановительных процессов в организме. Если же в течении 20-30 мин исходная величина пульса не восстанавливается, значит, в организме наступило утомление в связи с недостаточной подготовленностью к данной нагрузке, её объёму или интенсивности, а также может быть вызвано переутомлением или болезнью.

Спирометрия помогает определить ЖЁЛ (жизненная ёмкость лёгких) М - 3500-4200 см3, Ж - 2500-3000см3. Частота дыхания в минуту - 14-18 дыхательных движений, у спортсменов 10-16.

Задачи самоконтроля:

1. Расширить знания о физическом развитии

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки

3. Ознакомится с простейшими доступными методами самоконтроля

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузки при занятиях ФКиС.

Основные методики самоконтроля: инструментальные и визуальные.

Цель самоконтроля – самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...