Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законодательные основы бухгалтерской отчетности




Поскольку бухгалтерская отчетность является публичной и о достоверности ее показателей зависит правильность принятия решений различными пользователями и, как следствие, финансовое благополучие многих юридических и физических лиц, правила ее составления и представления регламентируются на законодательном уровне.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит из четырех уровней документов.

Первый уровень (законодательный) представлен Федеральным законом от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем дано определение бухгалтерской отчетности, под которой понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляем на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Вторая глава Закона о бухгалтерском учете устанавливает основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и регистрации. Третьей главой определен состав бухгалтерской отчетности: адреса и сроки ее представления, порядок публикации.

Вопросы бухгалтерского учета отдельных объектов и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности регулируются документами второго уровня (нормативными). Это система Положений по бухгалтерскому учету:

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ МФ РФ от 27.10.2008 № 106н);

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (приказ МФ РФ от 24.10.2008  № 164н);

ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (приказ МФ РФ о 27.11.2006 № 154н);

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ МФ РФ от 06.07.99 № 43н);

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (приказ МФ РФ от 09.06.01 № 44н);

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (приказ МФ РФ от 30.03.01 № 26н);

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (приказ МФ РФ от 25.11.98 № 56н);

11Б У 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» (приказ МФ РФ от 28.11.01 № 96н);

 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (приказ МФ РФ от 06.05.99 № 32н);

ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ МФ РФ от 06.05.99 № 33н);

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (приказ МФ РФ от 29.04.2008 № 48н);

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» (приказ МФ РФ и от 08.11.2008 № 143н);

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (приказ МФ РФ от 16.10.2000 № 92н);

 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (приказ МФ РФ от 27.12.2007 № 153н);

ПБУ 15/2008 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслужива­нию» (приказ МФ РФ от 06.10.2008 № 107н);

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (МФ РФ от 19.11.02 № 114н) и др.

Перечисленные Положения определяют правила отражения бухгалтерском учете информации о различных объектах бухгалтерского учета и перечень показателей, которые должны быть раскрыты бухгалтерской отчетности. Основным Положением, раскрывающим содержание бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней, является ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Оно определяет также правила оценки статей бухгалтерской отчетности и состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 применяется МФ РФ при установлении:

– типовых форм бухгалтерской отчетности;

– упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности;

– особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

– особенностей формирования отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

– особенностей формирования отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества; порядка публикации бухгалтерской отчетности.

 Методика учета и отражения в отчетности отдельных операций устанавливается документами третьего уровня (методическими).

 К ним относят:

– План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственно: деятельности организаций и Инструкцию по его применению;

– О формах бухгалтерской отчетности организаций (приказ МФ РФ от 02.06.2010 № 66н);

– Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (приказ МФ РФ от 20.05.03 № 44н);

– Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ МФ РФ о 30.12.96, в ред. от 12.05.99 № 36н);

– Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ МФ РФ от 13.06.95 № 49 и др.).

К документам четвертого уровня относят рабочие документы организаций, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учет; и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных МФ РФ. Это в первую очередь учетная политика, разработанная и утвержденная в соответствии с требованиями ПБУ 1/2008 «Учет­ная политика организации». Поскольку выбранные варианты оценки активов и обязательств, а также изменения могут повлиять на величину показателей бухгалтерской отчетности, организации обязаны раскрывать существенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.   

При формировании учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства, погашаться в установленном порядке.

Допущение непрерывности деятельности является основополагающим принципом бухгалтерского учета и гарантирует полноту и объективность бухгалтерской отчетности, которая позволит пользователю составить мнение о перспективах деятельности организации как минимум в следующем году после отчетного. Это обеспечивается достоверностью бухгалтерской информации раскрытием фактов, способных повлиять на непрерывность деятельности компании, таких, как события после отчетной даты или услов­ные факты хозяйственной деятельности.

Требования нормативных документов по бухгалтерскому учету и раскрытию в отчетности информации об отдельных объектах и операциях позволили в настоящее время перейти от набора унифицированных показателей к индивидуальным, позволяющим получить полное и достоверное представление об имущественном и финансовом положении конкретной организации. Организациям предоставлено право отступать от установленных правил и включать в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 429.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...