Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 5.5 ОСОБЕННОСИ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ




 

Теперь обратимся к некоторым особенностям современной религиозной ситуации в мире и в России. Картина современной религии в мире весьма сложна и носит пёстрый характер. Вы можете видеть на экране, насколько разнообразны даже наиболее значительные религиозные системы, которые мы наблюдаем в современном мире. Большое количество религий крупных и мелких имеет место. Очевидно, что наиболее значительной по масштабам религией в современной мире является христианство. Количество христиан в мире держится, последние десятилетия держится примерно на уровне 32%-33%. Эта цифра носит более менее устойчивый характер. При этом надо иметь в виду, что христианство, как и многие другие религии, носит довольно дифференцированный характер и делится на ряд конфессий, деноминаций, которые находятся между собой, часто в весьма непростых отношениях.

    Второй по численности религией является ислам. И число его приверженцев в последние годы растёт. Отчасти в связи с тем, что рождаемость в мусульманских странах довольно высокая. Но в целом вы можете увидеть, как распределяются другие религии в современном мире. Индуизм, учитывая, что Индия страна с очень большим населением и большинство жителей Индии - Индусы и индуизм относится к числу многочисленных религий и т.д. Я хочу подчеркнуть, что дифференцированный характер носит не только христианство, но и многие другие большие, условно говоря, религии современного мира. И отношение внутри этих религий между различными разновидностями этих религиозных систем бывают весьма сложными, а иногда имеют место конфликты, принимающие кровавый характер.

Секуляризация или утверждение светского начала начинается в больших масштабах в 19 веке и захватывает значительную часть европейских обществ. Во второй половине 19 века результатом процесса секуляризации стало отделение церкви от государства. Придание светского характера государственным, правовым системам. Отделение школы от церкви. Всё это сыграло очень важную роль в развитии европейской культуры. Надо сказать, что сегодня мы можем часто встретить однозначно негативные суждения о секуляризации и о светском начале как таковом. Якобы всё зло мира исходит от этого процесса секуляризации. Я с этим не могу согласиться. Цивилизация обязана очень многим секуляризации и не случайно Конституция нашей страны, нашего государства, также как Конституция ряда других государств подчёркивают светский характер государства. Это очень важно. Сегодня, правда, противники секуляризма, противники светского начала склонны сводить светское начало к атеизму, но это не совсем так или совсем не так.

    Обвинения секуляризации и секуляризма часто связанны с попытками клерикализации общества и это большая опасность для современного общества - тенденция к клерикализму. В разных странах такого рода тенденции наблюдаются отчасти и в нашей стране тоже. Если говорить о религиозности в современной России, то надо отметить, что официальная статистика практически отсутствует в этой сфере, и мы здесь должны довольствоваться результатами выборочных обследований социологический исследований и некоторых других исследований,  построенных на оценочных данных. Очевидно, что оценки количества верующих приверженцев определенной религии во многом зависит от того, кто оценивает и понятно, что приверженцы определённой конфессии склонны завышать количество своих единоверцев демонстрируя иногда что их значительно больше чем их имеется на самом деле. Но и важное значение имеет то, кого считать верующим, а кого нет. Иногда существует представление о том, что человек автоматически является православным или мусульманином просто, потому что он родился в семье православных или в семье мусульман. Если так судить, то количество верующих будет очень значительное. Если же в качестве критериев принадлежности к определённой вере считать исполнение определённых обрядов, определённую религиозную активность, то тогда кажется верующих приверженцев той или иной религии, значительно меньше.

    По данным рядам исследований в России 34% населения считают, что религия играет важную роль в их жизни и эта цифра примерно равна аналогичным другим цифрам в европейских странах. Если говорит о картине религиозных верований в современной России, то она примерно такова очевидным образом подавляющее большинство верующих составлять православные христиане. На втором месте по числу верующих находится ислам, на третьем - приверженцы других не православных христианских конфессий. На экране вы можете увидеть сейчас примерную численность приверженцев различных конфессий в современной России. Официально считается, что у России сейчас около 80% населения составляют православные. Но то, что принято называть миссионерской массой, т.е. это те, кто совершают изредка отдельные обряды: крещение, венчание, похороны.Что касается реально практикующих верующих православных, то таковых насчитывается примерно 3-4%. По некоторым данным некоторые православные храмы Москвы приходит примерно 1% населения, что примерно в 7 раз меньше, чем в аналогичных в Лондоне.

 По данным обследования, проведенным службой Гэлллапа в 114 странах мира, Россия, оказывается в числе наименее религиозных. Очевидно, что советское время судьба традиционных религиозных конфессий оказалась трагической. И в постсоветское время началось возрождение, которое продолжается и сегодня, это, безусловно, позитивный факт. Но надо иметь в виду, что Россия страна много конфессиональная и это порождает многие специфические проблемы. Конечно, мы часто говорим о терпимости, о диалоге - это все нужно и важно, но диалога и терпимости порой недостаточно, нужна общая идентичность, нужна солидарность, нужна любовь, если угодно, а это одной терпимостью, диалогом не обеспечивается.

    Важное значение в этой связи имеет так называемая гражданская или публичная религия, т.е. некий объединяющий всех россиян, независимо от конфессиональной принадлежности в нечто целое, это некий сгусток или ядро, ценностей, которые носят сакральный характер для всех россиян независимо от их религиозных предпочтений и религиозной принадлежности. Понятие гражданская религия было введено оборот Ж. -Ж. Руссо и используется и сегодня в социальной науке. Гражданская религия, если кому не нравится слово религия, можно это заменить другим словом, но несомненно то, что реально существует ядро определённое священных ценностей, которому привержено значительное большинство населения современной России. Задача состоит в том, чтобы это ядро или если угодно эту гражданскую религию культивировать и пропагандировать и т.д.

    В последние 2,5 десятилетия наша страна переживает религиозное возрождение и это, безусловно, позитивный факт. Религия занимает достойное место в современной социальной жизни и институты религиозные должны играть важную роль во всех социальных процессах. Но это возрождение сопровождается рядом проблем, и нередко мы сталкиваемся с разного рода опасностями и угрозами, это относится и к современному миру в целом, и к российскому обществу в частности:

    Во-первых, это ритуализм. Участие в религиозной жизни, т. е. равнодушное, механическое исполнение некоторых ритуалов без того, чтобы по-настоящему переживать истинное значение и смысл религиозных практик и верований.

Другая проблема или угроза, это то, что нередко религиозные институты пытаются играть роль цензора и пытаться заменять советский агитпроп. Это тоже явление достаточно настораживающее. Конечно, определённого рода расхождения и конфликты между институтами художественной культуры и институтами религиозными неизбежны, даже можно сказать нормальные. Но здесь важно, чтобы эти проблемы решались не с помощью силы, а с помощью института гражданского общества, в первую очередь.

Ещё одна проблема и опасность - это участие в религии, как своего рода компенсация аморального или даже преступного поведения. Мы такое нередко наблюдаем и это подтверждается известным выражением «Не согрешишь, не покаешься». И нередко наблюдается такой феномен, как значительные пожертвования на храмы и т. п. Исходящее от людей, которые совершенно не склонны вести правильную жизнь. Совершают разного рода преступления, но считается, что если человек откупился, то он может продолжать свою противоправную, условно говоря, деятельность. Это проблему прекрасно сформулировал в свое время Гоголь устами Городничего, который замечательно выразился: «Ну, а что из того, что я взятки беру, зато я в вере твёрд».Эта позиция в России, к сожалению, встречается не так уж редко.

Ещё одна опасность - это утилитарное отношение к религии, её использование в политических, экономических и прочих целях, собственно к религии отношения не имеющих.

Назову проблему характерную для нашего общества - это перенос собственной ответственности на высшие силы, на божественную волю. Это часто мы такое встречаем и это проблема носит в каком-то смысле традиционный характер. Собственную ответственность ничто заменить не может, и Вы знаете это прекрасно выражено в пословице «на Бога надейся, а сам не плошай». И народная мудрость в этом смысле ясно указывает нам правильный путь.

Ну и наконец, мы слишком хорошо знаем, такую сегодня опасность, какую опасность представляет религиозный фундаментализм, клерикализм, экстремизм и фанатизм.

Нетерпимость религиозная - это серьёзная угроза для российского общества и для всего мира. Есть только одна вещь, к которой мы должны быть нетерпимы - это сама нетерпимость.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...