Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 5.3 (длительность – 9.58 минут).




Трактовки религии в истории социологической мысли.

Остановимся теперь на некоторых истолкованиях религии в истории социологической мысли. Британские учёные, социолог Герберт Спенсер и социальный антрополог Эдвард Тейлор обосновывали эволюционистский взгляд на религию, и они сформулировали известную анимистическую теорию сущности и происхождения религии. Согласно этим учёным существует определённый минимум религии, о чём я уже упоминал, и этот минимум состоит в вере в духов и в душу. Этот минимум развиваясь, вступая в различные комбинации, сочетания с другими представлениями образует уже и развитые религии. И какую бы религию мы не взяли, согласно этим социальным учёным, в них вот эта вера в том или ином виде, вера в душу и в духов присутствует. И эта вера приобретает самые разнообразные формы. Эти духи могу поселяться в самых разных местах, объектах, людях, где угодно. Они могут свободно путешествовать. Они могут отделяться от человеческого тела и могут снова возвращаться в него. Существует огромное разнообразие функций этих духов. Ну и история даёт нам огромный материал, который свидетельствует о том, что такого рода представление, такого рода интерпретация религии совсем не беспочвенна.

Точку зрения Дюркгейма я уже упоминал. Дюркгейм делал акцент на функционалистском истолковании религии. И как я уже сказал, с его точки зрения важно не столько то, во что люди верят, поскольку, в конечном счете, они всегда верят в общество, с его точки зрения. А важно то, что делает религия и в целом он формулировал 2 функции религии.

Первая функция это создание и поддержание сплочённости среди единоверцев. То есть, исповедуя определённую религию, люди объединяются в процессе исполнения обрядов и так далее. И это воспроизводит социальную и групповую сплочённость. И это чрезвычайно важно, с точки зрения Дюркгейма.

Вторая фундаментальная функция религии, согласно Дюркгейму состоит в том, что религия формулирует и утверждает социальные идеалы. А общество, согласно Дюркгейму, не может по его выражению ни создаваться, ни воссоздаваться без одновременного создания и воссоздания идеала. В своей классической работе «Элементарная форма религиозной жизни» вышедшей в 1912 году и посвящённой анализу системой тотемических верований австралийских аборигенов Дюркгейм тщательно проанализировал функции ритуалов в австралийской тотемической системе. Осуществил классификацию этих ритуалов. И значение трактовки ритуала в этой работе сохраняется и по сей день.

Дюркгейм полагал, что главное в религии не религиозное представление, не религиозные верования, а культ, сам ритуал. И это вытекало из его представления о религии как таковой, поскольку повторяю, с его точки зрения все религии истинные и за всеми религиозными верованиями скрывается, в общем, то один и тот же объект. А именно общество.

Карл Маркс обосновывал взгляд на религию как на орудие классового господства, как средство убеждения угнетаемого класса в том, чтобы не примерялись со своим угнетённым положением. Маркс подчёркивал идеологическую функцию религии как орудие классового подавления. И с точки зрения Маркса, религия представляет собой иллюзорную форму разрешения классовых и прочих социальных противоречий. Религия, с точки зрения Маркса, выполняет функцию своего рода социального наркотика, который позволяет людям компенсировать в иллюзорной форме свои реальные жизненные невзгоды, и в этом, собственно, заключается смысл знаменитого тезиса Маркса « Религия - опиум народа». Религия, повторяю, это своего рода социальный классовый наркотик.

Макс Вебер один из социологов, из нравственных начальников социологии как науки, которого иногда называли буржуазным Марксом, это выражение принадлежит известному немецкому социологу Вольфгангу Моммзену. В прочем на этот же титул буржуазного Маркса могли претендовать и многие другие социальные учёные и многих так называли вообще-то.

Макс Вебер обосновывал сравнительно исторический взгляд на религию и осуществил, собственно, историко-сравнительный анализ различных религиозных систем и Запада и Востока.

В отличие от Дюркгейма, который как мы знаем, предавал основное значение культу и считал не очень важным содержание религиозных верований, Вебер приписывал содержанию этих верований весьма важное значение.

Будучи, по выражению Моммзена буржуазным Марксом, Вебер постарался обосновать противоположный Марксу взгляд на религию. Он в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» постарался проследить, как религиозная этика воздействует на различные социальные институты, в том числе на экономику как на социальный институт. И таким образом направленность его анализа была противоположной Марксову. Если Маркс стремился вывести религию из определённых экономических отношений и институтов, то Вебер наоборот постарался проследить как определённая этика, определённые идеи религиозные сформировали, то, что он называл Духом капитализма.

Согласно Веберу в различных религиях существует специфическая хозяйственная этика, и эта этика оказывает существенное влияние на институты данного общества. Он исследовал хозяйственные этики различных религий, в том числе мировых религий. Это не значит, что Вебер стремился просто в противовес Марксу доказать, что всё дело в идеях, а не в экономических институтах. Просто он взял на себя труд показать, что односторонняя трактовка между этическими идеями с одной стороны и экономической сферой с другой несостоятельна. И важно проследить, как происходит взаимодействие между этими сферами.

Для Вебера было важно то, что в протестантской этике присутствовал рационализм. Рационализм, который и сформировал этот самый дух капитализма. Но при этом он подчёркивал, что здесь нет никакой исторической необходимости. И в принципе рационалистический пафос и рационализм может возникать и из других идейных источников, не обязательно из протестантских. Просто так случилось, что в Европе в определённое время сформировался этот самый дух капитализма потому, что в протестантской этике произошла, как он любил выражаться, констелляция, то есть соединение или созвездие различных начал, которые как раз и образовали этот самый рационализм. И рационализация, согласно Веберу, это есть всемирно исторический процесс, который собственно и вызвал индустриализацию и капитализм как таковой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...