Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура религии, её элементы.




Религиозные верования - определённые идеи, которые являются объектом религиозного культа и которые представляют определённые священные явления и объекты. Второй элемент религии – это религиозные ритуалы или обряды. Это действия определённые, куда входят и жесты и слова и т.д., которые ориентированы на религиозные верования и, так или иначе, с ними связанные. Третий элемент структуры религии - это религиозные символы. К ним относятся и разного рода слова, вещи и прочие объекты, которые представляют те или иные сакральные или священные явления и благодаря связи с этими явлениями религиозные ритуалы сами обретают сакральный характер. Ну и наконец, четвёртый элемент религиозной структуры – это определённые группы или организации, к которым относятся: церкви, секты, общины верующих. И в общем можно сказать, что этими четырьмя элементами структура религии исчерпывается.

Теперь поговорим о функциях религии, о том какова её роль в жизни человека и общества. Прежде всего, хочу подчеркнуть, что религия это универсальный институт, и мы встречаем его во всех обществах известных нам. Конечно, удельный вес этого института, его масштабы, его функциональная нагрузка различные, в различных обществах. И, тем не менее, повторяю, мы встречаем его всюду, где мы встречаем общества как таковые. В этой связи я хотел бы обратиться к идеям французского философа Анри Бергсона, лауреата Нобелевской премии по литературе, одного из родоначальников Лиги Наций. Мне посчастливилось перевести его книгу «Два источника морали и религии» на русский язык с комментариями и сопроводительной статьёй. В этой книге Бергсон подчёркивает вот этот феномен универсальности религии как института. Он отмечает, что мы можем встретить общество без экономики, без политики и прочих социальных институтов, но не существовало никогда общества без религии. В своей книге Бергсон противопоставляет друг другу закрытую мораль, закрытое общество и статическую религию с одной стороны и открытую мораль, открытое общество и динамическую религию с другой. Закрытое общество и закрытая мораль и соответствующий им тип религии это нечто подобное морали муравья в муравейнике или пчелы в улье. Индивиды привержены своей группе, своему обществу и их мораль ограничена рамками этого общества. Это социальная мораль. Что касается открытой морали и открытого общества, а так же динамической религии, то они устремлены на всё человечество. Что здесь важно и что хотелось бы подчеркнуть в этой связи? Дело в том, что традиционная, социологическая точка зрения состоит в том, что посредством расширения того социального целого, к которому принадлежит человек, начиная в частности от семьи, далее через город, через гражданскую нацию можно дойти до самого широкого, предельного понятия человечества. И понятие человечества отождествляется с понятием общества в максимальном, так сказать, масштабе.

Бергсон радикально противопоставляет общество с одной стороны и человечество с другой и показывает, что путём простого расширения того социального целого, к которому принадлежит человек, дойти до человечества невозможно. Потому, что это разные типы морали, разные типы общества, разные религии. В этом смысле он противостоит социологической традиции, в частности той, которая была присуща Дюркгейму. Парадокс состоит в том, что когда Бергсон трактует социальную мораль и социальные функции религии, речь идёт именно о статической религии, он во многом следует по стопам Дюркгейма и других социологов. Однако он подчёркивает, что для того, что бы перейти от закрытого общества к открытому, от закрытой морали к открытой и от статической религии к динамической, нужны специальные усилия. Переход возможен, но этот переход, повторяю, требует, согласно Бергсону, специальных усилий, и как пишет, образно, Бергсон, подобное тому, как между человеком, который сидит и человеком, который стоит есть человек, который поднимается.Подобно этому, между душой человека, которая закрыта и душой, которая открыта, есть душа, которая открывается. Но повторяю, такого рода открытия требуют специальных усилий.

Говоря о статической религии, Бергсон подчёркивает такие её функции, как дисциплинирующая функция, сплачивающая функция и мифотворческая или как он её называет фабуляторная функция. Все они укрепляют социальные связи и прикрепляют индивида к его коллективу, подобно тому, как это происходит опять-таки с муравьём в муравейнике или пчелой в улье. Статическая религия защищает человека от депрессии, от социально-групповой дезорганизации, от разного рода непредвиденных обстоятельств. Согласно Бергсону человек - это единственное живое существо, которое точно знает, что оно умрёт и ум говорит ему об этом. Но природа, сделала так, что бы ум, который не может с этим смириться создал специальные механизмы, которые позволили бы ему смириться с неизбежностью смерти. Вот с этой точки зрения религия, имеется в виду статическая религия, представляет собой защитную реакцию природы против разлагающей деятельности ума, а ум по Бергсону индивидуалистичен и эгоистичен против разлагающей деятельности ума и защищающей социальные контакты и социальные связи единства социального организма. Мифотворческая функция статической религии аналогична тому, что делает инстинкт в обществах животных. Она сплачивает индивидов в единое целое. Что касается динамической религии, то она направлена на творчество, на любовь, на человечество. Динамическую религию мы находим, согласно Бергсону, в наиболее совершенных проявлениях христианства, в деятельности христианских мистиков, которые эту религию воплощали и двигали человечество за пределы их закрытой морали и их статической религии.

Теперь остановимся на социальных функциях религии. Первая функция религии состоит в том, что она укрепляет и поддерживает социальные нормы и социальные ценности. Укрепляет эффективность их действия. Вторая функция состоит в обозначении и фиксации наиболее важных для общества и для человека событий, явлений, которая религия фиксирует, подчёркивает и таким образом организует социальную и индивидуальную жизнь людей. Применительно к обществу эта функция выступает в институционализации, стандартизации и организации социального пространства и социального времени. Эта функция реализуется и вразного рода праздниках и в календаре и в пространственном распределении социальной жизни. Если говорить о человеке, об индивиде, то религия освещает и фиксирует наиболее важные моменты жизненного цикла человека. Такие как рождение, наступление зрелости, вступление в брак, смерть и т.д. Ещё одна функция религии состоит в создании и поддержании социальной сплочённости, точнее сплочённости единоверцев. При этом надо иметь в виду, что сплачивая одних, религия часто разъединят с другими. О чём свидетельствуют многочисленные конфликты, и войны, порождённые религиозным фактором. Часто, к сожалению, мы встречаем их и в истории и современную эпоху так же. Четвёртая функция религии состоит в создании и поддержании определённых социальных идеалов. Наконец, ещё одна важная функция религии состоит в объяснении и разрешении разного рода жизненных противоречий, сомнений, неопределённостей. Она позволяет нам примириться, в какой-то мере, с трагизмом человеческого существования, с неопределённостью, с непредсказуемостью и с тем, что постоянно тревожит нас в повседневной жизни. Благодаря религии эта тревожность понижается. Здесь уместно вспомнить слова Грибоедова, который, устами Чацкого говорит: - «Блажен кто верует, тепло ему на свете».

Из всего, что я говорил сейчас, следует, что значение религии в социальной жизни чрезвычайно велико. Велика, можно сказать колоссально, функциональная нагрузка религии как института. Но при этом надо понимать, что религия это не над социальный институт, а именно социальный институт. Она находится не над обществом, а внутри общества. И по этому, гармоничное взаимодействие с другими, светскими социальными институтами. В частности я имею в виду и светскую науку и светское искусство и право. Со всеми этими институтами религии необходимо находить эффективное взаимодействие. Это чрезвычайно важно и для религии и для общества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...