Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Применения разнообразных методов и приемов для развития одаренности младшего школьника.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Способности Способности -индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, связанные с успехом какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Типы способностей 1) природные способности- являются общими для человека и животных: восприятие, память, способность к начальной коммуникации. Эти способности непосредственно связаны с врожденными способностями. На основе этих склонностей у человека при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы обучения, формируются специфические способности. 2) Специфические способности: - Общие:Определяют успех человека в различных видах деятельности. -Специальные:определяют успехи человека в определённых видах деятельности, для осуществления которых необходимы способности особого рода и их развития. Кроме того, способности делят натеоретическиеи практические.Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические - к конкретным практическим действиям. Чаще всего теоретические и практические способности не сочетают друг без друга. Существует также разделение на учебные и творческие способности. Первые определяют успешность учебы, усвоения знаний, умений и навыков, а вторые - возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры. Это умение непосредственно зависит от кругозора человека. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
( Слайд 5)
Уровни развития способностей: 1) задатки - естественные предпосылки способностей; 2) способности; 3) одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения любой деятельности; 4) мастерство - совершенство в конкретном виде деятельности; 5) талант - высокий уровень развития специальных способностей; 6) гениальность - высший уровень развития.
( Слайд 6)
Задатки
Отечественная психология считает, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, которые отличаются у людей уже при рождении. Эти особенности определяются как "задатки". Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности каждого отдельного индивида, генетически детерминированные и являются предпосылками развития способностей (Б. М. Теплов). Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или других способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и соответствующих условий, на их основе могут развиваться разные способности. Специальные способности определяются наклоном к отдельным специальным разновидностям деятельности. Внутри тех или других специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, который соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
( Слайд 7)
Одаренность
Понятия одаренности не достало общепризнанного определения. Самым распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна. Одарённость или общая одарённость —уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием. Одаренность - это естественный дар, который человек получает наследственно. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью личности и потому оказывается на разных этапах ее развития.
( Слайд 8) Талант Талант -наивысший уровень способностей человека к определенному виду деятельности. Это сочетание способностей, которые дают возможность человеку успешно, самостоятельно и оригинально виполнять сложную трудовую деятельность. Талант- это высокий уровень развития специальных способностей; совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который выделяется новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимостью. Уже в детском возрасте могут оказаться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной степени зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда : в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерная потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порою оказывается в страсти к избранной делу. Сочетания способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.
( Слайд 9)
Гениальность
Гениальность -самый высокий уровень творческих проявлений личности, воплощается в творчестве, имеет историческое значение для общества. Гений, образно говоря, создаёт новую епоху в своей области знаний. Для гения характерна творческая продуктивность, овладение культурой и наследием пришлого, в то же время разрушение старых правил и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогресивному развитию общества. Каких же детей необходимо называть одаренными и что такое одаренность? В настоящее время существует свыше 100(!) определений одаренности, при чем, среди них нет ни одного, которое полностью устраивало бы хоть какую-то часть психологов и педагогов. Дело в том, что прямо определить способности невозможно. Способности - это возможности человека к выполнению деятельности. Как бы мы не определяли способность, в центре внимания всегда будет именно деятельность.Большие возможности к выполнению деятельности означают и большие способности. Уровень способностей, который значительно отличается от среднего, как правило, называется одаренностью. Чем большая разница со средними способностями, тем более высокая одарённость. В новейшем словаре отмечено что одаренным(талантливым) является тот, кто имеет большие способности; дар(талант) - это выдающиеся естественные способности, умение, одаренность. Еще одно определение: одаренность - своеобразное сочетание способностей (отдельных психических качеств, которые обусловливают возможности человека в той или другой деятельности), единство, которое они складывают в своем взаимодействии; одаренность содержит в себе способность к обобщению, интеллектуальную потенцию, высокую креативность и высокий уровень мотивации.
( Слайд 10) Виды одаренности Существуют разные типы одаренности. Так, очень дефицитная и наименее изучена лидерская или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные взаимоотношения, управлять ими. Существует много вариантов лидерской одаренности: есть эмоциональные лидеры, своеобразный "жилет" для каждого, с ними советуются, их любят, их мысль есть во многих случаях решающей; лидеры действия - умеют принимать решения, важные для многих людей, определять предел и направление движения, вести за собой. К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьной учебе недостаточен. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, имея сильный характер и независимость, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе толкает их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Нужна специальная иногда длительная и сложная работа, что бы повернуть таких учеников к школе. Еще один тип одаренности - художественная. Этот тип одаренности, как правило, оказывается в высоких достижениях в художественной деятельности - музыка, танцы, живопись, скульптура, сцена. Как и в предыдущем случае этот тип одаренности может оказываться у школьников с разными степенями широты : есть дети с разнообразием художественных способностей (ребенок поет, танцует да еще и чудесно рисует), и есть такие, в которых ярко выражена лишь одна способность такого рода. Психомоторная (спортивная)одаренность оказывается очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы не представляет специального интереса. Ученики со спортивной одаренностью часто не совсем хорошо учатся. Это связано в первую очередь с недостачей времени и надлежащего желания. Если у школьников, что увлекаются спортом создать соответствующую мотивацию, то есть настой, то они, как правила, могут чудесно учиться. Прямое отношение к школе имеют таких три типа одаренности: академическая, интеллектуальная и творческая(креативная). Академическая одаренность являет собой ярко выраженную способность учиться. Академически одаренные школьники - это всегда гении сама учеба, это блестящие профессионалы школьного труда, чудесные мастера быстрого, крепкого и качественного усвоения. Школьные медалисты - в первую очередь именно ученики с академической одаренностью. Интеллектуальная одаренность - это не только и даже не столько способность учиться, сколько умение думать, анализировать, сопоставлять факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу. Носители такой одаренности - умники и умницы. Они иногда блестяще, иногда неплохо, иногда чудесно разбираются в одних предметах и плохо в других - это зависит от их отношения к предмету и к преподавателю. Медалисты среди них тоже есть, но очень редко. Творческая одаренность (креативная) - это то что, оказывается в нестандартном виденье мира, в нешаблонном мышлении и в том, что общество оценивает превыше всего. У творческой одаренности много разных вариантов: есть ученики которые обнаруживают незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую берутся, но бывают ученики, в которых такое нестандартное видение оказывается достаточно ярко лишь в одной сфере. Каждый одаренный (талантливый) ребенок - индивидуальность и нуждается в особенном подходе. Выявить талант должны психологические службы, а создать условия для выявления - сугубо педагогическое задание.
( Слайд 11)
Критерии для выявления признаков одаренности у детей младшего школьного возраста: - прекрасная память; - яркое воображение; - тонкая моторная координация; - развитая оперативная память и логическое мышление; - обладание искусством языковой коммуникации, оригинальность словесных ассоциаций; - огромная любознательность; - предрасположенность к активному окружающему миру; - успех во многих начинаниях;
( Слайд 12)
- установка на творческое выполнение заданий; - овладение основными компонентами умения учиться; - создание в воображении альтернативных систем; - упорство в своих действиях, часто направленная на полную самоотдачу; - нечёткое разделение реальности и фантазии; - себялюбие (эгоцентризм); - желание дружбы со старшими детьми и взрослыми; - острая реакция на несправедливость; - несдержанность чувств и эмоций. Последние пять признаков свидетельствуют сами за себя: воспитание одаренного ребенка – дело очень сложное и серьезное.
( Слайд 13)
Как же заявляет о себе одаренный ребенок младшего школьного возраста, и что должны знать взрослые, воспитывая такого ребенка? - у талантливого ребенка сразу заметны: тонкая наблюдательность, сосредоточенность, усидчивость, умение настойчиво преследовать поставленную цель, самостоятельность и независимость в деятельности; - немотивированное давление и принуждение, навязывание занятий задерживают проявления настоящих естественных наклонностей; - слишком ранняя специализация и "профессионализация" обедняют личность, усложняют её дальнейшую жизнь. Поэтому на первый план целесообразно выдвигать идею гармоничного развития совокупностей телесных, душевных и умственных, сил, вооружение ребенка знаниями и умениями, которые будут представлять реальную пользу в жизни, помогут воспитаннику занять достойное место в обществе; - талантливому ребенку необходимо предоставлять не только свободу самодеятельности, но и возможность в определенных пределах обсуждать со взрослыми свои намерения. Благодаря такой свободе она познает свои собственные силы, производит привычку оперировать своими умственными, физическими и моральными ресурсами. В результате производится самоуважение и способность критически оценивать свои способности и действия; - интенсивному развитию естественных задатков помогают ознакомления с разнообразной деятельностью, глубокие и умеренно многочисленные впечатления. Нужные для творчества краски, звуки, формы, движения талантливые дети находят в общении с природой, которая пробуждает мышление, воображение, фантазию.
( Слайд 14)
"Не принуждайте душу ребенка, внимательно присматривайтесь к законам естественного развития каждого ребенка, к ее особенностям, стремлениям, потребностям".
Вопрос для самоконтроля 1. Дайте определение способностей. 2. Какие существуют типы одаренности?
Дополнение
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми строится следующим образом: 1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого-педагогическое сопровождение детей.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
4. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ, в школьной газете. Ценные призы в рамках конкурса «Ученик года». Стенд «Созвездие талантов». Материальная поддержка талантливых и одарённых детей.
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании)
6. Работа по темам самообразования: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
7. Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости: В школе реализуется Программа «Одарённые дети». Мы стараемся повысить интерес учащихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже с начальной школы. В течение ряда лет в начальной школе проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного уровня сложности по нескольким предметам. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
Основные направления: олимпиадное движение, исследовательская работа, Создание и защита творческих проектов, интеллектуальные марафоны, конкурсы разных уровней, школьная организация СМИД . Уже в начальной школе я знакомлю детей с азами исследовательской деятельности, изучая окружающий мир, историю своей семьи. Мои учащиеся успешно выступают в предметных олимпиадах. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.
Опросник ОПИСАНИЕ Текст опросника 1. Считаете ли Вы что окружающий Вас мир может быть улучшен?
Применения разнообразных методов и приемов для развития одаренности младшего школьника. ( Слайд 15) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |