Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концептуальные рамки анализа медиа контента




Чтобы «читать между строк», следует анализировать технические способы представления информации в медиа текстах, используя их в качестве отправной точки интерпретации. Внимательное чтение текстов позволяет потребителю информации понять, как сконструированы истории и сюжеты икак работают медиа механизмы.

Полезно выбрать для анализа текста определенную точку зрения или метод. Это ключевой момент,который позволит направить внимание читателя при анализе текста.

Первая задача, которую следует выполнить в начале анализа, — разбиение на темы и способы ихрепрезентации в тексте.

Способы разбиения медийного текста включают в себя классификацию, количественную и качественную оценку с точки зрения формы и структуры. Также полезно подумать о различных способахпредставления информации, в частности, метафорах.

Далее следует этап анализа. На этом этапе следует осмыслить значение наблюдений, например:

— Чья точка зрения является центральной в тексте?

— В чем состоит «мораль» истории? Как она представлена?

— Какая информация отсутствует?

Перечисленные выше вопросы могут стать отправной точкой для анализа любого медийного продукта или образа. При более детальном анализе важно учитывать природу конкретного типа медиа.

1.1. Новостное сообщение

Журналисты должны ориентироваться в изобилии информации и решать, как организовать ее, чтобы наиболее выпукло представить самые важные вопросы и чтобы она была понятна различнымпредставителям аудитории, обладающим различными способностями к пониманию обсуждаемыхвопросов. Решения, которые они должны принимать, касаются выбора историй, заслуживающихотражения в новостях, а также способов представления информации.

Повестка новостей строится следующим образом:

1. Медиа выбирают события, которые они считают релевантными среди множества событий. Тесобытия, которые предположительно представляют меньший интерес для аудитории, игнорируются.

2. Время и пространство, выделенные на конкретное новостное сообщение, могут быть различными.

3. Таким образом медиа определяют, что одни события являются более важными, чем другие, иформируют повестку новостей.

4. Люди воспринимают последовательность приоритетов, установленную медиа, как свою собственную.

Хотя новостная журналистика стремится к объективности и использованию нейтрального языка, тексты новостей пишутся журналистами, которые выбирают излагаемую ими точку зрения и способыее преподнесения. Новостные тексты и программы создают смысл и формируют действительность.

Даже выбор темы для новостей имеет значение: один вопрос признается заслуживающим освещения, а другой нет. При выборе новостей используются критерии актуальности, неожиданности,уникальности и эффект близости:

1. Актуальность ― важность новостного сообщения для настоящего момента.

2. Неожиданность ― непредсказуемость события, представленного в новостном сообщении.

3. Уникальность ― редкость, неповторимость новостного сообщения.

4. Эффект близости ― тенденция оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних событий.

Хорошее новостное сообщение отвечает на следующие вопросы:Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? Новостное сообщение построено так, чтобы уделить первостепенное внимание наиболее важной теме.

Анализируя новости, можно найти примеры того, как медиа создали положительный или отрицательный имидж конкретным лицам или группам людей, сделали акцент на одном аспекте, оставивв тени другой, или позволили лишь некоторым заинтересованным сторонам принять участие в открытой дискуссии.

При анализе новостей мы можем, например, оценить:

1. Как преподнесены различные действующиестороны (частные лица, группы лиц, компании и т.п.). Мы можем сравнить, сколько внимания (пространства) отведено для конкретной стороны и как часто она упоминается.

2. Что касается качественной оценки, можно рассмотреть, как говорится о конкретных темах и людях (подбор слов, повороткамеры и т.п.).

Следует ответить на следующие вопросы:

— Почему данный вопрос стал темой новостного сообщения?

— С какой точки зрения он рассматривается?

— О чем умалчивает новостное сообщение?

— Кому выгодно освещение этого события? Чей голос услышан, а чей — нет? Чья точка зренияявляется центральной?

— Какие роли отведены людям?

— Представлено ли какое-либо знание как данность?

— Какие виды источников были использованы и как? Какие дополнительные источники можнобыло бы привлечь?

— Как выбор источников повлиял на высказанную точку зрения?

— За кем остается последнее слово — как заканчивается новостное сообщение?

— Можно ли определить позицию журналиста по подбору слов?

— Если анализируется новостное сообщение, опубликованное в печатном издании, какие аспекты акцентируют заголовок, рисунки и подписи к ним?

Также важно понимать, какие журналистские методы можно проследить в новостном сообщении:

— пытается ли журналист завуалировать проблему?

— как представлена ситуация: как ошибка, споры,смешная ситуация или как решение проблемы?

1.2. Реклама

Рекламу можно условно разделить на две категории: информативная реклама и реклама образа.

Информативная реклама стремится повлиять на индивидуальные модели потребления и/или мненияо конкретном продукте. Целью рекламы может быть изменение или укрепление существующегоотношения или образа поведения. Реклама нацелена на немедленное воздействие, например, сообщить о том, что рекламируемый продукт поступил в продажу.

В случае рекламы образа предполагается, что эффект будет более продолжительным. Рекламатакого типа стремится создать образ конкретного продукта, услуги или бизнеса. Реклама образадействует путем создания различных ролей потребителей, что делает ее эффект кумулятивным и«долгоиграющим».

Рекламирование часто осуществляется в ходе кампаний, которые включают в себя несколько дополнительных элементов. Различные варианты одной и той же кампании можно видеть в Интернете, на телевидении и в печатных средствах массовой информации. Телевидение часто концентрируется на рекламе образа, в то время как реклама в Интернете и печатных медиа может содержатьболее подробную информацию о товаре.

В языке рекламы для образности часто используются метафоры, поскольку считается, что они направляют мышление потребителя в нужное русло. Сравнения иаллегории наделяют рекламируемый товар качествами, которыми он в реальности не обладает.

Реклама обычно аппеллирует к интеллекту или эмоциям людей. Мотивами, призванными воздействовать на разум, могут быть, например, низкое содержание жира или умеренная цена. В такихрекламных объявлениях обычно приводятся цифры и проценты, а также используется научная терминология. Мотивами, воздействующими на эмоции, может быть удовольствие от вкуса шоколадаили повышенная самооценка в результате приобретения новой одежды.

В социальных медиа иногда трудно отделить рекламу от прочего контента. Такая реклама часторассылается в соответствии с информацией о возрасте, поле, хобби, месте проживания, предоставленной пользователем, или на основе регистрации страниц, посещенных в Интернете. Кроме того, аудитория социальных медиа оказывает помощьрекламодателям, распространяя видео, тесты и игры, опубликованные данной компанией.

При анализе рекламы следует рассмотретьследующие вопросы:

— Кто является целевой аудиторией рекламы? Кого она пытается убедить?

— Какие средства использованы для достижения этой цели?

— Какой дополнительный смысл вносят в рекламу текст и звук? Какую композицию и цвета использовал автор рекламы?

— Какое отражение нашли в рекламе современные ценности и представления?

— Какую информацию о товаре содержит рекламное объявление? Является ли эта информациянадежной?

— Чем рекламируемый товар отличается от аналогичных?

3. Онлайновые тексты

До публикации в Интернете тексты часто не подвергаются редактированию на предмет точности.Контент, создаваемый пользователями, может содержать фрагментарную, необъективную или неточную информацию. Форумы и блоги могут оказать неоценимую помощь, но могут также способствовать установлению контактов с нежелательными советчиками, рекомендации которых могутоказаться вредоносными. Пользователи Интернета должны знать об опасности, которую таит в себепростодушная вера во все, что они могут прочитать в Интернете.

Существует множество сайтов, содержание которых побуждает пользователей наносить ущерб самим себе (например, сайты, пропагандирующие самоубийство, анорексию или сектантство). Помере того как упрощается процесс публикации в Интернете, возрастает риск подвергнуться воздействию вредоносного контента. Дети и молодежь не в состоянии реалистично оценить риски,которые влекут за собой инструкции, опубликованные на таких сайтах.

Проблемы анализа информации, доступной в сети, являются оборотной стороной прогрессирующей простоты и доступности публикации в Интернете. На практике это означает, что, например,вебсайт школьника, являющегося фанатом знаменитости, можно по ошибке принять за официальную страницу кинозвезды. Кроме того, рекламу подчас трудно отличить от подлинной информации.

Иногда в Интернете размещаются самые свежие факты, но всегда следует проверять, согласуютсяли они с информацией других источников.Информация, представленная в личном блоге, может существенно отличаться от информации, размещенной на вебсайте местного сообщества или газеты. Если автор является признанным экспертом, пишущим о своей области знаний, информацию можно считать надежной. В личных блогах некоторые точки зрения могут быть чрезмерно акцентированы — преднамеренно или непредумышленно.

Профессиональный автор стремится, чтобы его тексты были нейтральны. Поэтому важнознать, кто является автором текста. Хотя текст может быть подготовлен экспертом, всегда следуетсвериться с другими источниками и проверить, насколько согласуется их содержание.

Если вебсайт тщательно разработан и удобен для пользователя, используется правильный язык,скорее всего, его создатели серьезно относятся к своей работе. И наоборот, если сайт беспорядочен, язык небрежен, а факты сбивают с толку, содержанию такого сайта доверять не следует.

Вебсайты коммерческих компаний создаются с целью повышения продаж. Некоторые из них содержат только рекламу и самовосхваление, но есть и такие, которые содержат полезную информацию.

Однако поскольку речь идет о коммерции, даже факты в данном случае являются частью маркетинговой кампании. Не следует полагаться на слова специалистов по маркетингу, нужно искать объективную информацию, например, мнения клиентов.

Ниже приведены советы по определению надежности вебсайта:

1. Издатель:

— Кто распространяет информацию? Известен ли автор, например, в качестве эксперта в своей области?

— Для чего был создан вебсайт?

— Существуют ли другие медиа продукты, разработанные этим производителем?

2. Качество информации:

— Насколько легко ли отделить мнения, рекламу и проч. от фактов?

— Получил ли материал оценку (издателя, журналиста, эксперта или издательства)? Есть ли ссылки на эти материалы в других источниках? Если другие источники в Интернете ссылаются наэтот ресурс, обычно это является свидетельством всеобщего одобрения.

— Обоснованы ли представленные на сайте точки зрения?

— Не создается ли впечатления, что предпочтение отдано одной точке зрения?

— Подкреплены ли факты упоминанием источников, из которых они получены? Насколько актуальны факты и источники?

— Что можно сказать о правильности языка и дизайне вебсайта?

— Когда страница обновлялась в последний раз — является ли информация по-прежнему достоверной? Указана ли дата публикации?

— Является ли информация достаточно подробной, или это только основы, более научной илипопулярной?

3. Подтверждаемость информации:

— Удалось ли вам найти аналогичную информацию в нескольких независимых источниках?

— Обоснуйте, почему нужно верить этой информации.

4. Кино и телевидение

При анализе динамических изображений следует многократно просматривать материалы и уделятьвнимание различным аспектам аудиовизуальной коммуникации: работа оператора, звук и монтаж.

Кинофильмы и телевизионные передачи состоят из кадров, непрерывной последовательности кинокадров. Кадры группируются в сцены, которые составляют историю. Монтаж — это процесс выбора последовательности звуков и изображений для создания сюжетно-тематической картины.

Эстетический анализ делает основной фокус на персонажей, сюжет, окружение, а также визуальное и акустическое впечатление. Для такого анализа используют следующие вопросы:

— Как камера, освещение, декорации и музыка усиливают впечатление, которое производитглавный герой?

— В каких отношениях состоят главные герои?

— Каковы основные поворотные моменты сюжета и как они сконструированы?

— Как физическое окружение усиливает умственное восприятие — или они находятся в диссонансе?

— Как используются звуковые эффекты?

Социальный анализ направлен на изучение связи фильма/передачи с определенным жанром, современными или историческими событиями и использует субъективные коннотации. Используютсяследующие основные вопросы:

— Является ли фильм/передача типичным произведением определенного жанра (комедии, трагедии, драмы, научной фантастики и проч.) или наблюдается смещение жанров?

— Содержат ли они упоминание политических вопросов?

— Какие ценности и убеждения пропагандирует фильм/передача?

— Являются ли персонажи типичными представителями определенных типов, групп или классов?

Для анализа повествовательного содержания фильма или передачи мы концентрируем внимание на развитии главных героев, их окружении и символах. Рекомендуется использовать следующие вопросы:

— Как на протяжении фильма развиваются характеры главных героев?

— Как изменяются их отношения с другими персонажами?

— Как изменяется окружение главных героев по мере развития сюжета?

— Какие метафоры и «иллюстрированные размышления» вы отметили в фильме?

5. Реальное телевидение

Жанр реального телевидения, предусматривающий съемки ситуаций реальной жизни в условияхприближенных к реальности и отсутствие сценария, стал популярен в XXI веке. Реалити-шоу могутбыть документальными; их темой может быть, например, жизньзнаменитой личности. Передачимогут быть основаны на дискуссии, соревновании, поиске спутника жизни или работы; это могутбыть комедийные съемки скрытой камерой. Большинство реалити-шоу имеют международныйформат.

«Реальность» в реальном телевидении основана на использовании «обычных людей» вместо актеров. Создается впечатление, что такие шоу создаются без сценария или специальных декораций,хотя на самом деле большая часть действия может быть разыграна по сценарию. Для многих реалити-шоу отснимаются километры и километры пленки, из которых лишь незначительная часть попадает на экран. Огромная популярность реалити-шоу в некоторой степени определяется тем,что зрителю более понятны эмоции «реальных людей», чем эмоции вымышленных персонажей.

Реальное телевидение можно оценить, например, по чувству реальности, которое они обеспечивают:

— Как поставлены сцены?

— Как произведен отбор исполнителей?

— Как «реальность» шоу трансформирована при помощи постановки, монтажа, съемки, музыки,звуковых эффектов и т.д.?

— Насколько реальны события по вашему мнению?

— Были ли реплики исполнителей написаны заранее?

6. Музыкальные видеоклипы

Музыкальные видеоклипы выпускаются для содействия продажам дисков исполнителей: в этомсмысле музыкальные видеоклипы являются своего рода рекламой артиста или бренда. Цель видеоклипа заключается в том, чтобы оказать воздействие на зрителя. В них содержатся многочисленныеметафоры и стереотипы, именно на эти аспекты и следует обращать внимание при их анализе.

Темп музыкальных видеоклипов динамичен, стиль насыщен и интенсивен, что также верно и дляаудиовизуальных рекламных роликов. Образность музыкальных видео фрагментарна и подчеркивает многослойный характер популярной музыки: одни визуальные элементы являются отражением ритма, другие подкрепляют определенную мелодическую линию.

Визуальное повествование музыкальных видеоклипов обычно построено на структуре песни. Какотдельные части следуют одна за другой, например, переход от стиха к хору, визуальное повествование также может видоизменяться. Танец и телодвижения являются неотъемлемым компонентомвизуализации музыки. Кадры меняются в такт музыке. Кроме того, возникающие на экране события, например, взрывы, обвалы и двигающиеся автомобили, синхронизированы с музыкой.

Можно отметить следующие характерные черты музыкальных видео:

— резкие переходы;

— съемка ручной камерой;

— необычные углы съемки (например, съемка с точки, значительно превышающей высоту птичьего полета);

— вращение камеры или объекта;

— крупные и очень крупные планы;

— специальные эффекты в использовании цвета, монтаже, дроблении изображения;

— ритм визуального потока следует за ритмом музыки.

При анализе музыкальных видеоклипов следует обращать внимание на следующие моменты:

— Почему продюсер сделал именно такой выбор?

— Почему в некоторых сценах камера вращается?

— Какую роль играют очень крупные планы?

— Какие метафоры или ассоциации с произведениями популярной культуры вам удалось выявить?

— Какова общая атмосфера?

— Проводником каких ценностей и представлений является данный видеоклип?

Вопросы для самоконтроля:

1.Проанализируйте основные новостные передачи на одном из каналов повашему выбору. Сравните новостные сообщения этого канала с новостями на одном извебсайтов за этот же день. Какие сходства и различия вы обнаружили в выражениях и контенте? Одинаковы ли темы новостей? Обдумайте различия. Какой из источников предоставляет более объективную информацию?

2. Найдите в молодежном журнале объявление объемом в одну страницу ипроанализируйте его, используя предложенные вопросы.

3. Изучите несколько агитационных материалов одной политической кампании. Оцените эффективность кампании в целом на основе той роли, которую сыгралиунифицированная графика, девизы и послания.

4. Используя предложенные вопросы, проанализируйте контент вебсайта,адресованного молодежной аудитории.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...