Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники информации и информационные потребности




 

Адекватное использование информации, полученной из медиа источников и от других поставщиковинформации, зависит от способности людей анализировать свои информационные потребности, атакже искать информацию и оценивать качество информации, к которой они могут получить доступ.

Различные поставщики информации стимулируют доступ к ней, а в некоторых случаях позволяютлюдям хранить их собственную информацию. Помимо средств массовой информации, существуюти другие источники информации (например, медицинские обзоры, правительственные отчеты иустные сообщения). Информация может быть передана при помощи технологий (например, предвыборные дебаты по телевидению) или при личном общении (например, во время собраний городского совета), ее можно распространять, используя в качестве посредников медиа или людей.

Существует поразительное изобилие разнообразных информационных материалов, контента и ресурсов — в частности, в Интернете, — и все они различаются по степени точности, надежности иценности. Информация существует в разнообразных формах (текст, изображение илистатистические данные, электронный или бумажный формат), которые могут быть представлены вонлайновых хранилищах и порталах, виртуальных и реальных библиотеках, в коллекциях документов, базах данных, архивах, музеях и т.д. Однако качество предоставляемой такими источникамиинформации может варьироваться от «очень хороших» до «очень плохих».

Приступая к поиску информации, следует осмыслить, какая именно информация вам нужна. Информационные потребности — это потребность конкретного пользователя (или группы пользователй) в информации на определенную тему. Прежде чем оценивать источники информации, важноопределить для себя цель получения информации. Этот процесс поможет выявить надежные информационные источники. Можно попробовать найти ответ на следующие вопросы:

— Какой источник будет наиболее надежным для получения информации в данном конкретном случае?

— Какиеисточники с наибольшей вероятностью окажутся справедливыми, объективными, лишеннымискрытых мотивов и прошедшими контроль качества?

Источники информации источники можно разделить на три категории. Опытный пользователь выбирает несколько различных типов источников и использует их в соответствии со своими запросами.

1.Первичные источники — это оригинальные источники, не предполагающие интерпретацииинформации. Это исследовательские отчеты, прайс-листы, тексты речей, электронные послания,оригинальные произведения искусства, рукописи, фотографии, дневники, личные письма, устныеистории/интервью или дипломатические документы. Во многих сферах и контекстах всегда рекомендуется использовать по возможности первичные источники.

2. Вторичные источники предоставляют поставщики информации; в этом случае информация подвергается интерпретации, анализу или обобщению (например, научные книги, журналы, критический анализ или интерпретация данных). Несмотря на то, что рекомендуется использовать первичные источники, не обязательно в них содержится более авторитетная или объективная информация,чем во вторичных источниках. Субъективную оценку и другие формы предвзятого изложения информации можно скорректировать, используя рецензированные вторичные источники. Определениевторичного источника может варьироваться, в зависимости от дисциплины или контекста.

3. Третичные источники — это компиляции, указатели и другие организованные источники (например, рефераты, библиографии, пособия, энциклопедии, указатели, хронологические таблицы,базы данных и т.п.), которые содержат дистиллированную информацию из первичных и вторичныхисточников.

Сравнение этих трех категорий представлено по материалам библиотеки Университета Мэриленда (табл.1).

Таблица 1. Примеры источников информации

Дисциплина Первичные Вторичные Третичные
Искусство и архитектура Живопись Мане Критическая статья о произведении искусства База данных ArtStor
Химия / Естественные науки Дневник Эйнштейна Монография о жизни Эйнштейна Словаь по теории относительности
Инженерное дело / Физика Патент База данных NTIS Инструкция по использованию изобретений
Гуманитарные науки Письмо Мартина Лютера Кинга Веб-сайт о сочинениях Кинга Энциклопедия по движению за гражданские права
Общественные науки Заметки клинического психолога Статья из журнала по психологии Учебник по клинической психологии
Театр и кино Фильм, снятый в 1942 г Биография режиссера Указатель к фильму

 

Информационная грамотность

 

Информационная грамотность — это набор компетенцийс этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.

Информационная грамотность включает следующие навыки:

— Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему япытаюсь решить?

— Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?

— Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию?К кому обратиться за помощью?

— Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?

— Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?

— Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?

— Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?

Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации.Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установитьмомент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, последостижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множестводругих источников.

Люди, обладающие навыками информационной грамотности, могут:

— понимать влияние медиа и формы представления информации в них;

— принимать информированные и независимые решения;

— получать новую информацию об окружающем мире;

— формировать чувство общности;

— поддерживать публичный дискурс;

— продолжать обучение на протяжении всей жизни;

— создавать информацию;

— мыслить критически;

— использовать медиа для самовыражения и творчества;

— использовать медиа с соблюдением соображений безопасности и ответственности;

— участвовать в жизни демократического общества и глобальной информационной сети.

Формы и способы выражения информации постоянно развиваются, следовательно, навыки информационной грамотности также должны непрерывно совершенствоваться. Отдельный человек едва ли в состоянии приобрести все существующие навыки информационнойграмотности, но каждый в ответе за непрерывное обновление своих навыков. Чем активнее мыприменяем наши навыки в области информационной грамотности, тем глубже становится наше понимание информации.

Процесс обучения информационной грамотности сегодня обычно имеет спонтанный,неформальный и несистематический характер. Как правило, медийная и информационная грамотность формируется без формального образовательного посредника. Это означает, что обучениеосуществляется без специального учебного плана, практическим, индуктивным способом, без посторонней помощи, на собственных ошибках, на основе советов ровесников или подражания ихповедению. Крайне редко эту информацию получают из учебников или пособий.

Важность включения информационной грамотности в образовательную программуна систематической основе является несомненной.Есть несколько способов решения этой задачи. Исследования показали, что наиболее типичнымиявляются три следующих модели или их комбинации.

1) ВУЗ включает в программу конкретные предметы, связанные с информационной грамотностью, соответственно, формируются специальные программы и дисциплины.

2) ВУЗ выбирает стратегию наложения учебных планов, полагая, что обучение способности критического отбора информации из медиа и формирование навыков создания и обмена информацией при помощи ИКТ должны стать частью преподавания во всех дисциплинах, причем учить этому надо как студентов, так и преподавателей.

3) ВУЗ принимает решение об интеграции медиа образования практическим, неформальнымпутем в дополнение к конкретным предметам или вместо них или их перекрестное использование.

В основе всех трех моделей лежит мысль о том, что информационная грамотность является базовым навыком, который является основой для всех остальных и, следовательно, ее ненадо выделять в отдельный предмет, ни как навык, ни как коллективную практику. Правильнее рассматривать ее как систематическую интеграцию всего перечисленного и включать в нее системуценностей, способность критического восприятия и использования творческого подхода. Она вооружает информированную независимую личность средствами для активного участия в постоянноразвивающейся общественной сфере.

Преподавание информационной грамотности можно осуществлять на трех уровнях:

1. Элементарный уровень:

— В аудитории используются преимущественно печатные материалы (комиксы, иллюстрации, книги);

— У студентов нет компьютеров;

— Преподаватель устно излагает материал и использует составление историй как инструмент работыв аудитории;

— Периодически используются простые презентации;

— Опыт работы с медиа инструментами самый элементарный: учащиеся способны включать ивыключать компьютеры, запускать программы, но им пока не разрешают работать с ними;

— Доступ студентов к библиотечным услугам ограничен.

2. Базовый уровень:

— В аудитории используются электронные и печатные материалы;

— У студентов есть возможность часто работать с компьютерами;

— Преподаватель поощряет студентов к активным действиям с информацией: писать и слушать тексты,создавать иллюстрации, записывать звук, фотографировать и т.д.;

— Студенты имеют доступ к библиотечным услугам;

— Основной упор делается на преимущества и ответственное применение информации.

3. Продвинутый уровень:

— В аудитории доступны и используются разнообразные источники информации;

— Студенты могут использовать компьютеры ежедневно;

— Студенты регулярно использует различные информационные технологии;

— В аудиториях используются сложные презентации;

— Библиотечные услуги доступны студентам каждый день.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Заполните свою таблицу примеров информационных источников, выбрав 6 любых дисциплин.

2. Какие информационные технологии (программные средства) вы изучали в школе? Как вы считаете, пригодятся (пригодились) ли полученные знания 1) при дальнейшем обучении 2) в профессиональной деятельности?

3. Использовались ли в вашей школе при обучении различные информационные технологии (презентации, электронные учебники, видео-курсы и т.п.)? Помогло ли это улучшить процесс обучения?

4. Какими программными средствами, по вашему мнению, необходимо владеть специалисту по направлению вашего образования и почему?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 624.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...