Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Значение информационной культуры для современного человека




 

Информатизация современного общества повышает значимость формирования информационной культуры личности, понимаемой как систематизированной совокупности знаний, умений, навыков, обеспечивающей оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности.

Существуют четыре основныхподхода к определению информационной культуры:

1. Информационный: информационная культура ― владение информационными технологиями и способность использовать их в образовательно-воспитательном процессе, как совокупность устойчивых навыков эффективного применения информационных технологий и мотивации их использования в педагогической деятельности.

2. Технологический: информационная культура ― техника работы с информацией, как совокупность знаний, умений, навыков, владение технологиями поиска, переработки, осмысления, трансляции и передачи учащимся учебной и иной информации.

3. Коммуникационный:информационная культура ― культура обмена информацией, выражения мыслей в различных формах.

4. Культурологический: информационная культура ― социально обусловленный элемент общей культуры, включающий ценности, связанные с взаимодействием человека и информации, культуру мышления, видение мира, информационное мировоззрение, адекватное современному обществу, ориентацию в информационной среде.

В последнее время усиливается тенденция к первому подходу, т.е. целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиций интеграции информационного и культурологического компонентов. Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей.

Изучение информационной культуры предполагаетразвитие следующих навыков:

1. Владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества (компьютерная грамотность).

2. Способность использовать различные поисковые системы, организовывать сложные поисковые запросы при помощи встроенных операторов.

3. Способность работать с различными информационными ресурсами сети Интернет.

4. Умение реализовывать мероприятия по получению данных, необходимых для решения профессиональных задач.

5. Умение использовать специальные программные средства для поиска юридически значимой информации.

6. Умение ориентироваться в правовых нормах, связанных с распространением и использованием информации.

Поиск информации для решения различных проблем связан с понятием информационного дефицита, т.е. недостатка необходимой информации. Можно выделить четыре типа информационного дефицита:

Фактографический.

Заключается в отсутствии информации о конкретныхреально существующих или существовавших объектах, процессах илиявлениях.

Пример фактографического дефицита: отсутствие информации о численности населения Санкт-Петербурга в 2013 г.

Обычно фактографический дефицит легко устраняется при обращении к различным источникам информации (словарям, справочникам, энциклопедиям, в том числе электронным и т.п.), но только в случае общеизвестных фактов, либо фактов, подлежащих обязательному разглашению (например, бухгалтерский баланс организации).

Напротив, в случае фактов, не подлежащих разглашению (например, медицинский диагноз пациента), доступ к ним значительно ограничен, и лицам, таким доступом не обладающим, придется столкнуться со значительными трудностями при получении данной информации.

Аналитический.

Заключается в отсутствии информации, необходимой для решения научной проблемы.

Научная проблема предполагает абсолютное отсутствие информации в противовес учебной, в случае которой информация отсутствует не вообще, а только у субъекта, ее решающего. Научная проблема предполагает создание абсолютно нового знания, учебная ― ознакомление с уже имеющимся в распоряжении общества знанием.

Примеры научных проблем:продовольственная проблема; глобальное потепление.

Примеры учебных проблем: подготовка к зачету; решение уравнения.

Пример аналитического дефицита: отсутствие информации о первом этапе развития вселенной.

Отличие фактографического от аналитического дефицита состоит в том, что преодоление аналитического дефицита связано с активным когнитивным процессом, направленным на переработку известной информации и генерировании нового знания, в то время как разрешение фактографического дефицита предполагает всего лишь поиск уже известного факта. 

Документографический.

Заключается в отсутствии необходимого документа, содержание которого не может бытьсформулировано иначе, либо искомый документ уникален по содержанию.

Пример документографического дефицита: отсутствие текста Жалованной грамоты дворянству 1785 года, необходимогосдачи зачета по истории.

Конечный результат поиска, направленного на удовлетворениедокументального дефицита — найденный конкретный документ. Крайним случаем документального дефицита являетсянехватка конкретного экземпляра документа (например, книги сдарственной надписью).

Сложность в удовлетворении документографического дефицита определяется уровнем ограничений на доступ к документу. В этой части особенности документографического и фактографического дефицита аналогичны.

Однако есть и важное отличие: фактографический дефицит может быть удовлетворен за счет любого документа, содержащего необходимый факт (например, даты жизни Петра Iможно узнать из любой энциклопедии по истории России, либо из электронных ресурсов: найденные даты при этом не будут различаться в зависимости от источника информации), с другой стороны, документографический дефицит может быть удовлетворен только за счет одного конкретного документа, либо ограниченного их набора (например, если преподаватель требует определение понятия по лекциям, то для сдачи экзамена необходимы будет воспользоваться именно лекциями, а учебники, содержание другие, даже весьма схожие, определения не смогут удовлетворить информационный дефицит).

Концептографический.

Заключается в отсутствии готовой концепции, подхода, точки зрения.

Пример концептографического дефицита: отсутствие национальной идеи в России.

Удовлетворение концептографического дефицита является наиболее трудной задачей из всех перечисленных.Причиной тому объективная сложность процесса создания новой концепции либо подхода, что требует сбора и творческой переработки большого массива информации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите примеры информации: актуальной, неактуальной, достоверной, недостоверной, объективной, субъективной, понятной, непонятной, полной, неполной, полезной, бесполезной.

2. Приведите примеры применения информационных технологий в производстве, в непроизводственной и бытовой сфере.

3. Приведите примеры: работников, занятых в сфере производства информации; работников, занятых в сфере переработки информации; работников, занятых в сфере распространения информации.

4. Приведите примеры ситуаций, в которых возникает фактографический, аналитический, документографический и концептографический дефицит.

 

Первичные документы

Понятие документа

Понятие документа широко используется в разных сферах общественной деятельности. Почти в каждой отрасли знания имеется одна или несколько версий его понимания в соответствии со спецификой тех объектов, которым придается статус документа.

Приведем некоторые из этих определений:

Документ ― зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации).

Документ ― материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ФЗ «О библиотечном деле»).

Документ― зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности (ГОСТ ИСО 15489-1:2007 «Управление документами. Общие требования»).

Таким образом, документ выполняет две основные функции: кумулятивную (накопление и фиксация информации) и коммуникационную (передача во времени и пространстве). Помимо этого документ выполняет также некоторые специальные функции:

— управленческая: документ выступает как средство управления хозяйственной деятельностью людей;

— организационная: документы устанавливает или упорядочивает действия участников хозяйственных отношений;

— правовая: документ может являться письменным доказательством и служить источником права;

— историческая: документ является историческим источником;

— социальная: документ является продуктом социальных отношений и может воздействовать на эти отношения;

— общекультурная:документ способен сохранять и передавать культурные традиции, эстетические нормы, ритуалы, принятые в обществе.

Документ может выполнять эти функции благодаря следующим отличительным признакам:

1. Материальность: стабильная вещественная форма, обеспечивающая сохранность документа и сообщения, возможность многократного (долговременного) использования и перемещения информации в пространстве и времени.

2. Осмысленность: наличие смыслового семантического содержания, которое являетсярезультатом интеллектуальной деятельности человека.

3. Завершенность:фрагментарное незавершенное сообщение не может быть полноценным документом. Требование завершенности является относительным, поскольку имеется ряд незавершенных сообщений, имеющих особое значение для научных исследований (наброски, черновики, эскизы).

4. Знаковость: сообщение в документе представляет собой закодированный текст. Значение или смысл закодированного текста можно понять, лишь зная знаковую систему кодирования и декодирования информации.

Кроме термина документ, употребляются и другие понятия. Например, литература ― совокупность произведений письменности, имеющих общественное значение. Это понятие не равно документу, так как не включает неписьменные источники информации.

Термин издание означает произведение печати, полиграфически оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, установление выходных сведений. Он также более узок, нежели документ, поскольку не включает рукописные документы. 

Публикация – это документ, доступный для массового использования, по смыслу близко к термину издание. Таким образом, термин документ является наиболее обобщающим по отношению к другим понятиям, охватывающим любые способы фиксирования и распространения информации.

Виды документов

Рассмотримнаиболее значимые классификационные признаки, определяющие спецификусоздания, распространения, поиска и использования документов.

Социальный статус.

Признак отражает, каким образом существует и распространяется документ в обществе. По этому признаку выделяются:

1. Опубликованные документы ―издания, прошедшие редакционно-издательскую подготовку и имеющие выходные сведения. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.

Примеры опубликованных документов: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания.

2. Неопубликованные документы ― документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи.Существуют в единственном или ограниченном количестве экземпляре, не рассчитаны на широкое распространение, при определенных условиях подлежат публикации.

Примеры неопубликованных документов:отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и, описания алгоритмов, программ, проекты, сметы, депонированные рукописи.

3. Непубликуемые документы: материалы, содержащие конфиденциальную либо сугубо личную информацию, а потому не предназначенные для публикации, хотя при определенных условиях могут быть опубликованы.

Примеры непубликуемых документов:письма, дневники, личные записи, бухгалтерская документация.

Целевая направленность.

Признак отражает, для какой цели создаются документы.

1. Официальные документы: регламентируют деятельность людей, организаций, государств и т. п. Создаются и публикуются от имени органов власти и управления разных уровней (федеральных, субъектов Федерации, отраслевых, муниципальных, внутриорганизационных), а также политических партий и общественных объединений. Обязательны к исполнению теми субъектами, на которых эти документы распространяются.

Среди официальных документов выделяются три группы:

―правовые:кодексы, законы, указы, постановления, циркуляры и другие документы, выпущенныеот имени органов власти и управления и обязательные для тех территорий и ведомств, на уровне которых они приняты;

— партийные: программы, уставы, манифесты, декларации, материалы конференций, пленумов и т.д. Они значимы для членов партийных организаций и служат руководством к действию;

— организационно-распорядительные: уставы, правила, положения, приказы, распоряжения и другие документы, которые принимаются в организациях (на заводах, в вузах, школах, банках и т. д.) и обязательны для их руководителей и сотрудников.

2. Научные документы: связаны со сферой научной деятельности и предназначены для распространения научной информации, отражения и обобщения результатов теоретических и экспериментальных исследований. Отличительной особенностью научных документов является использование специальной терминологии, строгого научного стиля, таблиц, схем, графиков, формул.

Научные документы можно разделить на две группы:

― научные опубликованные:

· полные собрания сочинений классиков науки и техники;

· избранные труды ученых;

· монографии ―научные труды в виде книги или брошюры, содержащие полное и всестороннее исследование одной проблемы, темы или вопроса, написанные одним (авторские) или несколькими (коллективные) авторам;

· тематические научные сборники;

· статьи в научных периодических изданиях;

· материалы, доклады, тезисы съездов, конференций, семинаров и других научных мероприятий.

― научные неопубликованные:

· диссертации ― научные работы, подготовленные с целью их публичной защиты для получения учёной степени кандидата или доктора наук;

· авторефераты диссертаций ―краткое изложение основных результатов диссертационной работы на соискание учёной степени доктора или кандидата наук, составленное автором диссертации;

· депонированные рукописи― узкоспециальные работы, находящиеся на хранении в библиотеке или информационном центре, которые информируют специалистов об их наличии и выдают копии для изучения;

· препринты―научные издания, выпускаемые в свет до публикации статьи в рецензируемом научном журнале или до выхода полноценной монографии.

· отчеты о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР).

3. Научно-популярные документы: предназначены для популяризации научных знаний среди широких масс неспециалистов, привлечения интереса к актуальным научным проблемам и открытиям, самообразования, расширения общекультурного кругозора. Эти документы написаны достаточно простым и понятным языком, сопровождаются рисунками и фотографиями, занимательными схемами, описанием забавных случаев[12, с.26].

4. Производственные документы содержат сведения по технологии, технике и организации производства, материалы прикладного характера, используемые в различных отраслях производства и других областей общественной жизни. Они очень важны и предназначены для специалистов различной квалификации. В эту группу входят:

· практические руководства и пособия, описывающие производственные процессы, состав, рецептуру изделий;

· кадастры― совокупность сведений об объектах и явлениях окружающей среды, соответствующим образом систематизированных и постоянно обновляемых (водный, земельный, лесной, животного и растительного мира и др.);

· технические паспорта — информационно-справочные документы, отражающие фактическое состояние того или иного объекта (жилого помещения,здания, транспортного средства, промышленных товаров и пр.);

· промышленные каталоги — документы, содержащие систематизированный перечень изделий промышленного производства;

· прейскуранты (прайс-листы) — перечни цен на товары и услуги, предоставляемые покупателям;

· патенты ― охранные документы, удостоверяющие исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца;

· стандарты― документы, в которых устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, выполнения работ или оказания услуг(международные, ГОСТы и т.д.).

5. Учебные документы служат в помощь образовательной деятельности людей, осуществляемой на разных стадиях: в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Авторами учебной литературы обычно выступают высококвалифицированные специалисты, имеющие исследовательский и педагогический опыт, что повышает ценность этих документов. Основные разновидности учебных документов:

· учебники —учебные издания, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе;

· учебные пособия —источники учебной информации и средства обучения, которые дополняют учебник и способствуют расширению, углублению и лучшему усвоению знаний;

· учебные программы —документы, определяющие содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине;

· хрестоматии — учебно-практические издания, содержащие систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или фрагменты из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины;

· сборники задач и упражнений, тестов и др.

6. Справочные документыслужат для наведения всевозможных справок: установления фактов, дат, имен, адресов и т.п. В зависимости от расположения материала подразделяютсяна:

― словари (алфавитное расположение):

· толковые: объясняют значение слов при употреблении (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, Толковый словарь С. Ожегова, Толковый словарь русского языкаД. Н. Ушакова);

· терминологические: содержат термины по профилю какой-либо из наук (Словарь музыкальных терминов, Словарь нанотехнологических терминов и др.);

· лингвистические: содержат перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом на другие языки (русско-английский словарь, словарь синонимов, словарь трудностей русского языка и др.);

· энциклопедические (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Большая Советская энциклопедия, Малая Советская энциклопедия и др.).

― справочники (тематическое или иное логическое расположение):

· нормативные (правила, требования, нормы, расчеты в какой-либо отрасли);

· статистические (статистические данные по отрасли, региону, стране и т.п.);

· энциклопедические (Города и столицы, Сокровища русских музеев и др.)

· биографические (сведения о жизни и деятельности какого-либо известного лица);

· библиографические (библиография и списки литературы);

· адресные справочники (адреса и телефоны людей и организаций);

· путеводители по странам, городам или культурно-просветительным учреждениям.

7. Документы для досуга имеют развлекательную, досуговую направленность, содержат общедоступные сведения по различным видам увлечений. К ним относятся игры, кроссворды, гороскопы, сборники песен, тематические календари.

8. Литературно-художественные документы служат для получения эмоционально-эстетической информации. Это документы, содержащие произведения, воздействующие на эмоциональное состояние человека и произведения литературно-художественного творчества. К ним относятся художественная и музыкальная литература, репродукции, фотоальбомы, видеозаписи художественных фильмов и театральных постановок и т.д.

9. Рекламные документы служат для информирования о товарах, услугах и их продвижения к потребителям. Среди этой группы выделяются: каталоги товаров, проспекты, буклеты, афиши.

Материальная конструкция.

Признак отражает, из какого материала и каким образом сделан документ.

1. Листовые документы ― один или несколько не скрепленных между собой листов. Примеры: листовка, открытка и комплект открыток, афиша, плакат.

2. Кодексные ― представляют собой четырехугольный блок листов бумаги, обрезанной с трех сторон и соединенных вместе с четвертой стороны. Примеры: книги, брошюры, блокноты, журналы, атласы, альбомы.

3. Ленточные ― документы протяженные по длине, на которой расположены их фрагменты. Примеры: свитки, фото-, кино-, видеопленки, магнитные ленты.

4. Дисковые ― округлые в виде диска. Примеры:грампластинки, дискеты, компакт-диски, CD-ROM (CompactDiskReadOnlyMemory), DVD (DigitalVideoDisk) идр.

5. Комбинированные ― документы, состоящие из двух и/или более различных по конструкции носителей информации. Примеры: книга с вложенными картами, дисками; пластинки с буклетом и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...