Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие информатизации и информационного общества




О. Л. Голубева

Информационные технологии

Оглавление

1. Человек в информационном обществе. 2

1.1 Понятие информации, виды информации. 2

1.2 Понятие информатизации и информационного общества. 4

1.3 Значение информационной культуры для современного человека. 8

2. Первичные документы.. 13

2.1 Понятие документа. 13

2.2 Виды документов. 15

2.3 Структура документа. 23

3. Создание, поиск и получение документов. 28

3.1 Система документальных коммуникаций. 28

3.2 Информационные ресурсы.. 32

4. Вторичные документы.. 39

4.1 Информационное свертывание и развертывание. 39

4.2 Оформление библиографических ссылок. 41

4.3 Схема библиографической записи документа для списка литературы.. 44

5. Информация как товар, рынок информации. 50

6. Понятие информационной грамотности. 54

6.1 Источники информации и информационные потребности. 54

6.2 Информационная грамотность. 56

7. Представление информации в медиа. 61

7.1 Образование в сфере медийной грамотности. 61

7.2. Концептуальные рамки анализа медиа контента. 63

 

Человек в информационном обществе

Понятие информации, виды информации

В настоящее время не существует единого научного определения информации. Различные отрасли знания выделяют в данном понятии специфический набор признаков. Рассмотрим некоторые из существующих определений:

Информация ― форма существования знания, отчужденного от автора и ставшего общественным достоянием (Г.В. Паршукова).

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова).

Информация—сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (Толковый словарь Ефремовой).

Информация— сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи (Бизнес-словарь).

Информация—общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (Большой энциклопедический словарь).

Информация —количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы (Словарь иностранных слов).

Информация —данные, обработанные таким образом, что они могут быть использованы при принятии решений (Словарь библиотекаря по менеджменту и маркетингу).

Помимо большого числа определений, существует также множество различных классификаций видов информации:

1. По значению информация подразделяется на:

— актуальную (ценную в данный момент времени);

— достоверную (не содержащую искажений);

— объективную (не зависящую от чьего-либо мнения, либо носящую общепризнанный характер);

— понятную (переданную на языке, который известен получателям информации);

— полную (достаточную для принятия правильного решения);

— полезную (отвечающую нуждам конкретных получателей информации).

Приведем примеры информации:

— актуальной: прогноз погоды на сегодня;

— неактуальной: новости во вчерашней газете;

— достоверной: сведения об извержении вулкана, подготовленные авторитетным специалистом;

— недостоверной: сообщение по телефону, искаженное помехами на линии;

— объективной: температура воздуха 20 градусов Цельсия;

— субъективной: на улице тепло;

— понятная: нотная тетрадь для ученика музыкальной школы;

— непонятной: учебник на китайском языке для ученика, данным языком не владеющим;

— полной: ожидается удорожание тарифов на железнодорожные перевозки на 1000-1500 р. со следующего месяца;

— неполной: ожидается удорожание тарифов на железнодорожные перевозки;

— полезной: дата сдачи зачета по информационной культуре для студента 1 курса;

— бесполезной: дата сдачи зачета по информационной культуре для студента 4 курса.

2. По способу восприятияподразделяется на:

— визуальную (воспринимается органами зрения);

— аудиальную (воспринимается органами слуха);

— тактильную (воспринимается тактильными рецепторами);

— обонятельную (воспринимаетсяобонятельными рецепторами);

— вкусовую (воспринимается вкусовыми рецепторами).

При этом около 90% всей информации воспринимается зрительно, 8-9% ― аудиально, и совсем небольшая часть приходится на долю тактильной, вкусовой и обонятельной информации.

3. По форме представленияподразделяетсяна:

— текстовую (передается в виде символов);

— числовую (передается в виде цифр и математических символов);

— графическую (передается в виде изображений);

— звуковую (передается аудиальным путём);

— видеоинформация(передаваемая в виде видеозаписи).

 

Понятие информатизации и информационного общества

 

В современной науке существует несколько схожих определений информационного общества:

Информационное общество ― термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем производства, переработки и распространения информации (Политический словарь).

Информационное общество ― современный тип общества, где ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации (Исторический словарь).

Информационное общество ― постиндустриальное общество, в котором основной производительной силой выступают знания и информация (Социологический словарь).

Информационное общество ― понятие ряда социологических и футурологических концепций, полагающих главным фактором социального развития производство и использование информации (Философский словарь).

В соответствии с приведенными определениями можно отметить следующие основополагающие признаки информационного общества:

1. Широкое использование информационных технологий на всех стадиях производства и в непроизводственной сфере (здравоохранение, наука и образование, транспорт, искусство и т.д.)

2. Добровольное и активное применение вычислительной техники большинством людей, в том числе в бытовой сфере.

3. Значительное увеличение доли работников, занятых в сфере производства, переработки и распространения информации, а также создание развитой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывность данного процесса.

4. Информация становится главным экономическим ресурсом и факторов конкурентоспособности на мировом рынке.

5. Создание и широкое развитие глобальных и локальных сетей передачи информации.

6. Свобода распространения и доступа к информации для всех членов общества.

Приведем примеры:

— применения информационных технологий в производстве: промышленные роботы;

— применения информационных технологий в непроизводственной сфере: электронный деканат;

— применения информационных технологий в бытовой сфере: общение в социальных сетях;

— работников, занятых в сфере производства информации: научный сотрудник;

— работников, занятых в сфере переработки информации: системный аналитик;

— работников, занятых в сфере распространения информации:автор статей в научно-популярном издании.

Основные признаки информационного общества формируются вследствие процесса информатизации:

Информатизация ― организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»).

Информатизация —политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы (Википедия).

Информатизация — процесс формирования оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей пользователей за счет применения соответствующих технологий (Словарь бизнес терминов).

Информатизация —глобальный процесс производства и использования информации как общественного ресурса, базирующийся на массовом внедрении технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации (Новый словарь методических терминов и понятий).

Процесс информатизации общества порождает также негативные последствия, среди которых мы рассмотрим:

— информационную перегрузку;

— информационная зависимость;

— отказ от восприятия полезной информации.

Суть информационной перегрузки заключается в том, чтоколичество поступающей полезной информации и ее доступность превосходит возможности ее восприятия человеком. Таким образом, информация накапливается, но не усваивается, что приводит к трудностям в принятии управленческих решений.

Причиной возникновения информационных перегрузок является стремительный рост объемов производства, обмена и распространения информации, в то время как возможности человеческого мозга к ее потреблению не увеличиваются.

Основными признаками информационной перегрузки являются:

— отсутствие ясности в голове, хаотичная умственная деятельность;

— ухудшение памяти, провалы в памяти;

— назойливая музыка или обрывки фраз, звучащие в голове;

— рассуждения вслух, бормотание во сне или перед сном и т.д.

Информационная перегрузка может иметь также долгосрочные последствия в форме стресса и нервного истощения, признаками которых является потеря сна и аппетита, повышенная возбудимость и утомляемость, навязчивый страх, чувство паники, депрессия, раздражительность и частые приступы гнева.

Длительная информационная перегрузка может привести к общему ухудшению работоспособности мозга, препятствовать глубокому мышлению и пониманию, затруднять процесс обучения.

Другая сторона информационной перегрузки —формирование у людей болезненнойинформационной зависимости или аддикции.

Информационная зависимость ― это навязчивая потребность в получении информации из любых доступных источников. Информационная зависимость может проявляться в форме:

— «веб-серфинга»: просмотр большого количества веб-страниц за короткое время (чаще всего предполагает бессистемное, спонтанное перемещение между различными источниками информации в Интернете);

— пристрастия к виртуальному общению:постоянное использование служб мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Mail.ruАгент, QIP и т.п.), социальных сетей, веб-форумов и т.п., навязчивое желание проверять наличие новых сообщений, потребность постоянно быть на связис помощью электронной почты, мобильного телефона и других технических средств.

Обратным процессов по отношению к информационной зависимости является отказ от восприятия полезной информациипри ее наличии и доступности. Он выражается в болезненном недоверии, отторжении новой информации, что препятствует личному и профессиональному росту, особенно в условиях современного динамично развивающегося мира.

Противодействию описанным негативным последствиям способствует выработка рациональных приемов и методов поиска и потребления информации, что является составной частью внутренней информационной культуры личности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...