Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5 Общая характеристика рыночной экономики




План

  1. Отношения обмена.
  2. Рынок: возникновение и сущность.
  3. Рыночный механизм.
  4. Роль государства в рыночной экономике.

 

1. Развитие любого производства предполагает движение созданного продукта от производителя к потребителю. В процессе этого движения между людьми складываются отношения обмена.

Обмен выполняет определенные функции:

1) обмен является связующим звеном между производством и
потреблением.

2) обмен предопределяет важнейшие макроэкономические пропорции
(между производством средств производства и производством предметов
потребления).

3) обмен стимулирует или замедляет развитие производства и
потребления.

Необходимость обмена обусловлена общественным разделением труда. Характер отношений обмена определяется уровнем развития производительных сил и господствующей формой собственности на средства производства.

Истории известны три вида обмена:

натуральный обмен, 2) товарный обмен; 3) продуктообмен.

 

2. Современный обмен существует в товарно-денежной форме. Совокупность отношений товарного обмена и структур, которые обслуживают его, называют рынком.

Для возникновения рынка необходимы определенные условия:

1). Общественное разделение труда; 2). Специализация; 3). Естественная ограниченность производственных возможностей человека; 4).Экономическаяобособленность товаропроизводителей; 5). Возможность для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций: регулирующая; стимулирующая; информационная; посредническая; санирующая; социальная.

Рынок предполагает наличие субъектов: продавцов, покупателей, конкурентов, посредников. Продавец, доставляя товары на рынок, формирует предложение. Предложение- это количество товаров и услуг, которое производитель готов предложить на рынке по данной цене в определенный период времени. Покупатель формирует на рынке спрос. Спрос- это платежеспособная потребность покупателей, т.е. то количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут приобрести..

Между продавцом и покупателем формируются определенные отношения, которые называют рыночной конъюнктурой.

Между субъектами рынка формируются отношения по поводу тех или иных товаров. Товары, выступающие в качестве материальной основы рынка, называют объектами.В зависимости от объектов выделяют различные виды рынков: 1) рынок потребительских товаров, 2) рынок средств производства, 3) рынок услуг, 4) рынок рабочей силы (рынок труда), 5) рынок капиталов, 6) рынок научных и конструкторских разработок, 7) рынок валют.

 

3. Функционирование рынка осуществляется через рыночный механизм. Под рыночным механизмомпонимают совокупность способов и методов воздействия рынка на производство. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, конкуренция и рыночные цены.

Спрос зависит от потребностей, которые имеют физические и юридические лица и от размера доходов, определяющих возможности потребителей. В реальной действительности спрос зависит от множества факторов: ценовых и неценовых. К ценовым факторам относятся: цена данного товара, цены товаров - заменителей, цены товаров - дополнителей. К неценовым факторам относятся: текущие доходы и сбережения потребителей, вкусы и предпочтения потребителей, инфляционное ожидание и прогнозы покупателей, общее число покупателей.

Запускают в действие рыночный механизм колебания рыночных цен, под влиянием которых (колебаний) начинают колебаться объемы выпуска и реализации продукции. В нормально развивающейся рыночной экономике предложение, как правило, превышает спрос. Это обусловлено тем, что в погоне за максимумом прибыли бизнес выпускает продукции несколько больше, чем потребители могут купить (формируется рынок покупателя). Действие рыночного механизма направлено на поддержание равновесия между спросом и предложением, причем само это равновесие выступает как частный случай, как момент. Под действием рыночного механизма в нормально развивающейся рыночной экономике рыночные цены стремятся к равновесной цене, а объем выпуска и реализации продукции – к равновесному объему.

 

4. В современном мире крупномасштабное производство и рынок немыслимы без участия государства. Оно выполняет функции, с которыми рынок не справляется. Воздействие государства на рынок осуществляется по следующим направлениям:

1) регулирование правовых норм участников рыночных отношений;

2) поощрение конкуренции и ограничение монополизма;

3) создание системы социальной защиты;

4) создание и развитие рыночной инфраструктуры;

5) перераспределение национального дохода.
Государство осуществляет регулирование рынка прямыми или косвенными методами. К прямым относятся: разработка планов деятельности предприятий, прямой контроль за объемами и видами выпускаемой продукции, регулирование цен (цены "пола" и цены "потолка").

К прямым методам относятся безвозвратное целевое финансирование секторов экономики, государственные инвестиции в отдельные отрасли, функционирование государственного сектора, который регулирует спрос и предложение на рынке.

Косвенные методы регулирования предполагают, что хозяйствующие субъекты при принятии экономических решений должны стремиться к достижению экономических целей государства. К методам косвенного воздействия относятся: 1) налоговая политика, 2) денежно-кредитная политика,

3)    бюджетная политика, 4) внешнеэкономическая политика

В современных условиях помимо государственного регулирования широко используется маркетинговое регулирование - деятельность предприятий в регулировании рынка. Существует несколько способов регулирования: 1) сегментация рынка, 2) выбор целевых рынков, 3) позиционирование товара,

4)    разработка ценовой и товарной политики, 5) разработка политики сбыта.

В самом общем виде, главная роль государства в рыночной экономике – обеспечить условия для производства и реализации продукции, роста совокупного спроса и на этой базе все более полного удовлетворения потребностей своих граждан.






РАЗДЕЛ II МИКРОЭКОНОМИКА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...