Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Базовые экономические понятия.




Потребление есть процесс удовлетворения потребностей людей. Потребности есть внутренние, побудительные мотивы деятельности людей. На поверхности явлений потребности проявляются как нужда в чем-либо, как некое внутреннее беспокойство, как некий дискомфорт существования. Сформировавшись не зависимо от воли и сознания человека, потребности заставляют его искать пути удовлетворения этих потребностей или действовать. Если человек перестанет удовлетворять потребности, то он может погибнуть.

В условиях ограниченности ресурсов люди вынуждены классифицировать потребности по различным критериям, чтобы установить очередность, порядок их удовлетворения. Потребности подразделяются на первичные и вторичные, производственные и непроизводственные, первичные и производные, индивидуальные, коллективные и общественные и др. К примеру, в середине XIX века К.Маркс (1818-1883)предложил следующую классификацию потребностей:

  • материальные потребности (в пище, одежде, жилище, здоровье);
  • духовные потребности (в культуре, в образовании, в религии);
  • социальные потребности (в труде, в управлении).

В середине ХХ века американский психолог А. Маслоу (1908-1970) предложил более современную классификацию потребностей, получившую название «Пирамида» потребностей по А.Маслоу.

 

Рис.1Пирамида социальных и человеческих потребностей по А. Маслоу

 

 

В любом обществе действует объективный экономический закон возвышения потребностей, в соответствии с которым каждая удовлетворенная потребность порождает ряд новых потребностей, что служит толчком для дальнейшего развития производства.

Средства, удовлетворяющие потребности людей называются благами.Одни из них, люди получают непосредственно из природы, другие – люди создают сами в процессе производства. Часть природных благ, к примеру, атмосферный воздух, вода, солнечная энергия и т.п. находится в достаточном количестве, другие – в ограниченном размере. Ограниченные блага называют экономическими благами.Они состоят из вещей и услуг. Услуги –это целесообразная деятельность, направленная на создание определенного полезного эффекта, удовлетворяющего соответствующие потребности. Главными существенными признаками услуг является их нематериальность, несохраняемость и совпадение по времени их производства и потребления.

Важнейшей характерной чертой потребностей выступает их безграничность в то время как возможности производства ограничены. Другими словами, производство, исходя их своих возможностей, не может в каждый данный момент полностью удовлетворить постоянно растущие потребности. Тем не менее, степень их удовлетворения будет тем выше, чем полнее они учитываются в процессе производства. Таким образом, структура потребностей предопределяет структуру производства. Поскольку у людей существуют материальные и другие потребности, то и общественное производство делится на два вида: материальное производство и нематериальное производство. В условиях быстрого развития и изменения потребностей возникает объективная необходимость постоянного совершенствования структуры общественного производства, которая в современных условиях приобрела самостоятельную экономическую проблему.

Возможности общественного производства определяются его ресурсным обеспечением. Земной шар ограничен, следовательно, ограничены и ресурсы, которые люди могут использовать для удовлетворения своих потребностей. При росте населения Земли, а это факт, только за ХХ век население Земли увеличилось в четыре раза с 1,5 до 6,150миллиардов человек, количество ресурсов, приходящихся на душу населения постоянно уменьшается. Принцип ограниченности ресурсов лежит в основе всей экономической теории.Опираясь на концепцию ограниченности ресурсов, общество стремится так организовывать производство, чтобы производить больший объем продукции при возможно меньших затратах.

Элементы, используемые для производства экономических благ, называют экономическими ресурсами. Это совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых, информационных средств, которые могут быть использованы для создания благ и услуг:

  • природные ресурсы( земля) –вещества и силы природы;
  • капитал –созданные средства производства и денежные средства;
  • трудовые ресурсы –население в трудоспособном возрасте;
  • предпринимательские способности
  • информационные ресурсы –знания, опыт, навыки, информационные технологии.

 

Ограниченность ресурсов ставит перед любой экономикой три глобальные проблемы:

  1. Что производить и в каких количествах?
  2. Как производить и с какими затратами?
  3. Для кого производить и как распределять произведенное?

 

В любом обществе эти три глобальные проблемы решает собственник средств производства. Это обусловлено тем, что в каждом обществе и производство, и распределение, и обмен, и потребление благ осуществляет в первую очередь в интересах собственника средств производства.

 

Экономические ресурсы, которые используются в производстве благ и услуг называютфакторами (условиями) производства. Обычно под факторами производства понимают все то, без чего невозможен процесс производства благ, это источники, средства обеспечения производства.

Представление экономистов об основных факторах производства со временем изменяется. К примеру, французский экономист Ж-Б Сэй (1767-1832) ввел в научный оборот так называемую теорию трех главных факторов производства и стал первым, кто в ясной форме высказал мысль о равноправном соучастии факторов производства – труда, земли, капитала – в создании готовой продукции. К. Маркс (1818-1883), немецкий экономист и философ к основным факторам производства относил средства производства (предметы труда и средства труда)– вещественные факторы производства и рабочую силу – личный фактор производства. Представитель австрийской экономической школы Е. Бем-Баверк (1851-1914) рассматривал труд и землю в качестве единственных первичных факторов производства трактовал капитал как промежуточный продукт, произведенное средство производства, которое просто переносит свою ценность на продукт. А. Маршалл (1842-1924), английский экономист, к уже известным факторам производства – труду, земле и капиталу - добавил предпринимательские способности, которые необходимы для производства продукции в условиях рыночного хозяйства.

В современном представлении под основными факторами производства понимают: труд, землю, капитал, предприимчивость и информацию.

Труд как фактор производства представляет собой сознательную и целесообразную деятельность человека по преобразованию веществ природы для удовлетворения своих потребностей. В процессе труда реализуется рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физических и умственных способностей, которые человек пускает в ход каждый раз, когда создает какие-либо блага. Количественной характеристикой этого фактора производства выступает трудоспособное население страны и определяется на основе трудоспособного возраста, установленного трудовым законодательством.

Земля как фактор производствавыступает всеобщим условием жизни и деятельности людей. В широком смысле это все используемые в процессе производства естественные ресурсы. В узком смысле – это земельные участки, используемые для производительной деятельности. Земля выступает кладовой всех природных богатств, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, местом расположения экономических объектов и др.

Капитал как фактор производстваесть всякая ценность приносящая доход. Капитал может выступать в различных формах: физический капитал (вещественные средства производства), финансовый (денежный) капитал, ценные бумаги, информационный капитал, человеческий капитал, и др.

Предприимчивость как фактор производстваесть способность индивидуума действовать в условиях меняющейся конъюнктуры рынка. Конъюнктура в самом общем виде есть стечение обстоятельств в данном месте и в данное время. Предприимчивость выступает как особый вид человеческого ресурса, заключающегося в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Информация – относительно новый вид ресурса, очень важный. Под информацией как ресурсом понимают совокупность сведений, совокупность знаний и приемов, уменьшающих неопределенность среды и неполноту знаний.

Следует особо подчеркнуть – для организации процесса производства любой продукции необходимо одновременное наличие всех факторов производства. Как и ресурсы, все факторы производства ограничены. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. Основные факторы производства в какой-то мере взаимозаменяемы и недостаток одного из них, в определенных границах можно заместить применением большего количества других факторов производства.

Побудительные мотивы производственной деятельности людей, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей выступают как экономические интересы людей.Они являютсяглавной движущей силой прогресса экономики. Выступая формой проявления потребностей, экономические интересы лежат в основе системы экономического стимулирования производства, построения эффективного хозяйственного механизма.

Как отмечалось ранее, жизнь и деятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения постоянно растущих и меняющихся потребностей.

Связанное с этим экономически заинтересованное поведение личности есть проявление закона возвышающихся потребностей. Каким же должно быть экономическое поведение личности, чтобы обеспечить действительное человеческое развитие?

С точки зрения неоклассической теории в рамках методологического индивидуализма разработана модель поведения «человека экономического». Главное содержание этой модели заключается в выявлении логики и закономерностей поведения индивида, стремящегося к наиболее рациональному использованию ограниченных благ с целью максимизации получаемой пользы от их потребления. Но эта модель не учитывает общественную сторону экономической деятельности. Поэтому, в современной экономической литературе сформировалась концепция «человека социально-экономического», то есть человека, учитывающего в своем экономическом поведении интересы и ценности отдельных социальных групп. Так называемое «голое потребительство» уступает место социально ориентированному поведению человека в обществе. Суть этого подхода заключается в том, что максимизирующий свою полезность индивид придерживается определенной социальной системы ценностей и социальных стандартов производства и потребления, апробированных и принятых в данном обществе. Другими словами, индивид создает и потребляет не то, что максимизирует его индивидуальную полезность, а то, что одновременно способствует поступательному развитию отношений в рамках определенной социальной группы или класса.

Множество экономических целей при ограниченности ресурсов ставит перед любым обществом проблему экономического выбора –это выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов, при котом достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

 

В самом общем виде эффективность – есть отношение результата к затратам.

                                                     Р

                                          Эф = ----

                                                     З

 

 

Человек «экономический» тем и отличается от всех других людей , что все свои действия он пропускает сквозь формулу эффективности. Эти действия обусловлены ограниченностью ресурсов и стремлением индивидуума максимизировать свою пользу (рациональное поведение).

Решение задач рационального использования имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов с целью получения максимально возможного количества необходимых благ связано с экономическими интересами каждого индивида и общества в целом. Поскольку при ограниченных ресурсах нельзя произвести все, что хотелось бы, приходится выбирать какие продукты производить за счет отказа от производства других продуктов, или производить разные продукты в определенных пропорциях. То, от чего мы отказываемся называютвмененными (альтернативными) издержками.

Производственные возможности –есть возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне технологии.

Поясним это на условном примере. Пусть в данном обществе ресурсы ограничены и производится только два блага: зерно и ракеты. (Такое допущение позволяет применить графический метод исследования). Если общество использует все свои ресурсы на производство зерна, то оно не сможет выпускать ракеты. И наоборот, если общество все свои ресурсы направит на производство ракет, то оно не сможет производить зерно. Чтобы производить и зерно и ракеты общество должно в определенных пропорциях распределить имеющиеся ограниченные ресурсы на производство одной продукции за счет недовыпуска другой продукции. Другими словами, увеличение производства одной продукции снижает возможности производства другой продукции. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...