Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет экономической науки, ее структура и основные функции.




Во всех воззрениях экономистов – от древних мыслителей до современных ученых – просматривается одна общая черта: предметом их интереса всегда остается исследование путей рационального хозяйствования, которые должны привести к росту богатства общества. В переводе с латинского rationalis – это разумный, целесообразный. На разных ступенях жизни общества рационализация хозяйства осуществлялась разными способами и методами, далеко не всегда гуманными по отношению к главному создателю богатства – трудящемуся человеку. В соответствии с тем или иным подходом к анализу общественной формы производства различаются определения предмета экономической теории.

В период примитивной техники и неквалифицированного труда повышение эффективности производства могло быть достигнуто лишь за счет откровенного усиления эксплуатации, расточительного отношения как к трудовым, так и к природным ресурсам.

В дальнейшем, по мере распространения научно-технического прогресса (НТП), значительно улучшились условия труда, увеличилось накопленное обществом богатство и доля в нем людей труда. Поэтому проблема эксплуатации в ее прежнем понимании, оставаясь актуальной, потеряла былую остроту.

Однако у общества появились новые трудности, связанные с истощением природных ресурсов, с возрастающими затратами на подготовку специалистов высокой квалификации и другими факторами производства. Поэтому носители этих идей предмет своих исследований стали ориентировать на проблемы эффективного хозяйствования в мире ограниченных ресурсов.

Таким образом, по мере развития общество переставляет акценты в одной и той же проблеме – поиске законов рационального ведения хозяйства при ограниченных ресурсах с целью увеличения своего богатства. Параллельно с этим меняются и акценты в направлении экономических исследований. Но основная линия остается неизменной.

Важно отметить, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны – объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их объективная сторона связана с действием объективных экономических законов, а субъективная – с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

Исходя из сказанного предметом экономической теорииявляются социально-экономические и, прежде всего, производственные отношения между людьми и законы их определяющие.

Система социально-экономических отношений включает в себя: во-первых, производственные отношения – это такие отношения между людьми в которые они ступают не зависимо от их воли и сознания по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; во-вторых, организационно-экономические и социально-политические отношения, а также отношения по поводу управления экономикой. Организационно-экономические отношения — это те, которые возникают в процессе организации производства как такового. Выступая как отношения между людьми, они одновременно непосредственно характеризуют состояние производства, независимо от его общественной формы. Это, например, отношения, складывающиеся в производстве по поводу распределения труда, специализации, кооперирования и комбинирования производства, расстановки кадров и т.п. Социально-политические отношенияхарактеризуют общественную форму производства (мелкотоварное, капиталистическое, социалистическое и т.п.). Суть и основу этих отношений составляют отношения собственности на средства производства, под которыми понимают отношения между людьми по поводу присвоения материальных условий производства.

 Отношенияпо поводу управления экономикой характеризуют рациональный выбор путей и методов обеспечения эффективности производства в условиях ограниченности ресурсов.

Экономическая теория как наука не сводится к описанию факторов и явлений реальной жизни, она предполагает проникновение в сущность экономических процессов и явлений, раскрытие закономерностей, внутренних причинно-следственных связей их порождающих. Она влияет на родовые признаки экономических явлений и формирует на этой основе свои категории и законы.

Всякая наука появляется лишь тогда, когда может сформулировать законы, определяющие существование и развитие ее предмета. Нет законов – нет науки!

Так как в производственные отношения люди вступают не зависимо от их воли и сознания, то эти производственные отношения определяют и регулируют объективные экономические законы.

Закон есть то, что прочно держится в явлении и постоянно повторяется. (Нет повторяемости – нет закона!).

Под экономическими законамипонимают прочные, устойчивые, существенные и постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами.

Экономические законы, как и законы природы носят объективный характер, то есть, их существование и действие не зависят от воли и сознания людей. Эти существенные связи присущи самим явлениям, они лишь отражаются, воспроизводятся человеческим мышлением. Правда, в отличие от законов природы экономические законы проявляются через сознательную деятельность самих людей и исторически преходящи. С изменением общественных условий производства, прежде всего отношений собственности на средства производства, одни экономические законы теряют свою силу, другие начинают действовать. В реальной жизни экономические законы действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, образуя определенную систему.

Система экономических законов включает в себя общие, особенные и специфические экономические законы.  Общие экономические законы присущи всем без исключения способам производства. Это, например, закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности общественного труда (закон экономии рабочего времени) и др. Особенные экономические законы действуют лишь в нескольких способах производства, к примеру, закон стоимости. Специфические экономические законы присущи только одному способу производства. Среди них выделяют основной экономический закон, который выражает главное, самое типичное в данных производственных отношениях. Специфические экономические законы отличают одно общество от другого, одну ступень экономического развития от другой.

Так как экономические законы носят объективный характер, люди не могут их провозгласить или отменить, а могут лишь познать их действие, что открывает возможность их сознательного использования. Объективность экономических законов не означает абсолютно жесткой предопределенности в поведении людей, не исключает свободы выбора этих действий. Экономические законы определяют лишь общую направленность функционирования и развития экономики. Познание и использование экономических законов, регулирующих производственные отношения, позволяют людям более эффективно вести хозяйство.

Развитие производства невозможно без использования достижений науки, в том числе и экономической. На начальных ступенях его развития использовались опыт и интуиция; затем появились собственно научные преимущественно эмпирические знания. И лишь начиная с ХIХ в. на первый план выходит теоретическая наука. Можно выделить следующие, наиболее существенные, функции экономической теории: познавательную, практическую и методологическую.

Познавательная функцияэкономической теории состоит в том, чтобы глубоко и всесторонне изучить и объяснить процессы и явления экономической жизни общества и на базе этого вскрыть действие и сформулировать экономические законы.

Любое знание ценно не само по себе, а тем, что может служить руководством к действию, практическим целям преобразования общества. Поэтому с познавательной, теоретической функцией экономической теории тесно связана ее практическая функция –использование полученных знаний в управлении деятельностью отдельных субъектов хозяйствования и экономикой страны в целом. Знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Экономическая теория, научные знания должны лежат в основе разработки и реализации определенной экономической политики, а через нее пронизывать область житейской практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию

В связи с этим возникает вопрос о соотношении производства, науки и политики. В основе экономической науки лежит производство, которое служит исходным пунктом возникновения новых потребностей и интересов человека, общества в целом. Потребности, выступая в форме интересов, движут производством качественно и количественно, Но воздействие потребностей на производство осуществляется не непосредственно, а через рынок и экономическую политику.

Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых решений по всем проблемам. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности, Владение этим инструментом, знание основ экономической теории помогает каждому сделать обоснованный и правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

Экономическая теория является базой, теоретическим фундаментом развития всех экономических наук, выполняя тем самым методологическую функцию,содержание которой заключается в выявлении общих принципов экономического поведения субъектов и применении этих принципов при изучении проблем другими экономическими дисциплинами. К их числу относят: отраслевые (экономика промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства и др.), функциональные (финансы, кредит и денежное обращение, маркетинг, менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет и др.), межотраслевые (экономическая география, демография, статистика, история экономики и др.). Со многими этими науками студенты познакомятся в процессе дальнейшего обучения. Таким образом, экономическая теория занимает ведущее, ключевое положение во всей системе экономических наук.

В последнее время в экономической литературе стали наделять Экономическую теорию прогностической и идеологической функциями. Прогностическая функция состоит в том, что Экономическая теория призвана не только объяснять события и процессы происходящие в реальной жизни, но и прогнозировать как эти явления и процессы будут развиваться в будущем. Идеологическая функция Экономической теории состоит в формировании научного мировоззрения, системного экономического мышления. 

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, социологией, правом и др. Она призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека, наука права – другую, наука нравственности – третью и т.д. и только совокупность теоретических социальных и исторических наук может дать нам наиболее полное представление обо всех сторонах общественной жизни. Экономическая теория учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей и др. Особенно тесная связь экономической теории установилась с правом, на базе которого люди устанавливаю нормы своего поведения, в том числе и в области хозяйственной деятельности. Чем полнее нормативные акты учитывают действие объективных экономических законов, тем более эффективно развивается экономика.

Предназначение экономической теории заключается в том, чтобы, во-первых, описать и объяснить процессы производства, распределения, обмена и потребления различных благ; во-вторых. Обеспечить должное экономическое поведение хозяйствующих субъектов. В обоих случаях мы сперва имеем дело с позитивной экономикой, а затем – с нормативной. Позитивная экономика описывает факты, условия, отношения в сфере экономики, взаимосвязи между ними, наиболее существенные процессы хозяйственной деятельности и их взаимодействие с другими экономическими и социальными процессами. Одним словом, позитивная экономика занимается раскрытием содержательной стороны явлений и процессов хозяйственной жизни общества, т.е. раскрытием экономических законов и механизма их действия.

Нормативная экономикаохватывает моральные и стоимостные оценки экономических явлений и процессов, руководствуясь знанием позитивной экономики. К примеру, каков допустимый уровень инфляции или нормы процента? Какими темпами должны расти или сокращаться расходы на оборону? Как через систему налогообложения перераспределить доходы населения? Ответы на эти вопросы диктуются политическим выбором. Таким образом, позитивная экономика занимается познанием и действием экономических законов, тогда как нормативная – их использованием.

В заключении следует отметить, что различают Экономическую теорию как науку и как учебную дисциплину. Экономика – наука в своей основе эмпирическая, то есть базирующаяся на фактах реальной экономической жизни. Однако это наука, а не просто свод фактов. Экономика – это отрасль знаний, использующая для понимания сущности явлений экономической жизни научный подход, позволяющий на основе изучения разнообразного и многочисленного фактического материала вскрыть логику явлений, установить закономерности их развития. Главным практическим результатом такого подхода является возможность, исходя из известных условий и зная логику поведения элементов экономической системы, предвидеть развитие исследуемых процессов и оценить возможный результат.

Экономическая теория как учебная дисциплина выступает как обязательный курс для студентов, обучающихся по любой специальности. Естественно, было бы неправомерным предъявлять к нему те же требования, как к соответствующей области экономической науки. Учебный курс может и должен включать вопросы, которые не имеют прямого отношения к данной науке. Например, в учебном курсе рассматриваются конкретные жизненные ситуации, те или иные математические методы, которые к данной области науки прямого отношения не имеют. Учебный курс содержит трактовку категорий, учебные задачи, деловые и имитационные игры и т.п. Но что обязательно присутствует и в науке и в учебном курсе – это методология. Методология– это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Овладев методологией студенты могут получить истинные знания, а не кому-то угодные, научатся решать задачи, которые ставит перед ними реальная практика. Поэтому важнейшей задачей учебного курса экономической теории является воспитание у студентов экономического мышления, способности эффективно действовать при решении экономических задач. Эффективность экономических решений немыслимо без глубоких профессиональных знаний. Любые просчеты в экономике являются результатом некомпетентности людей. Экономические знания нужны специалисту любого профиля и уровня. Ведь чтобы жить общество должно производить, а в условиях ограниченности ресурсов делать это необходимо наиболее эффективно, чтобы обеспечить достойный уровень жизни людей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...