Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы экономической науки.




Если предмет науки раскрывает, «что познается», то метод - «как познается». Экономическая теория, как любая другая наука, использует различные принципы построения, формы и способы познания, которые образуют методологию, включающую в себя методы изучения хозяйственной жизни. Они могут быть разделены на общенаучные и частные. Общепризнанно, что конкретная методология зависит от специфики конкретного объекта исследований. Действительно, способы познания экономических процессов разнятся от изучения, к примеру, физических и химических процессов. Экономическая теория обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтомуметод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя в себе свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.

Общенаучные методы – это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых.

Частные методы – это те, которые используются для исследования данного конкретного предмета и учитывают его специфику.

Общую методологическую основу экономической теории составляет диалектический материализм,который соединяет в себе материалистическое объяснение явлений природы и общества с диалектическим методом познания. Диалектический материализм рассматривает как сами явления, так и их мысленные отражения, понятия во взаимосвязи и движении – возникновении, развитии и исчезновении. Он вскрывает внутренний источник развития (закон единства и борьбы противоположностей), показывает, как с постепенными количественными изменениями происходят качественные изменения (закон перехода количественных изменений в качественные), характеризует основное направление развития как поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному (закон отрицания отрицания).

Другими важнейшими методами экономической теории являются:

· метод научных абстракций;

· анализ и синтез;

· сочетание логического и исторического методов;

· экономико-математические методы;

· статистические методы;

· эксперимент (в ограниченных размерах) и др.

Чтобы проникнуть в сущность, раскрыть закономерности изучаемого предмета, необходимо абстрактное, теоретическое мышление (логическое, или рациональное, познание – вторая его ступень). Научная абстракция есть мысленное отвлечение, абстрагирование от несущественных сторон (свойств) явления, отыскание главного, подосновы явления. Метод научных абстракцийсостоит в освобождении наших представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного и нахождении в нем сущностного, постоянного, типичного. Значение этого метода познания особенно велико для экономической теории, которая в отличие от естественных наук не располагает никакими механическими или химическими реактивами, чтобы проникнуть в сущность изучаемого предмета.

При использовании метода научных абстракций часто возникает вопрос о границах абстрагирования: ведь можно до такой степени отбрасывать частные, единичные, случайные характеристики объекта, что наше представление о нем не будет выражать его существо и мы получим в своем сознании совершенно другой объект. К сожалению, не существует точно выраженной границы абстрагирования. Здесь первенство принадлежит таланту исследователя. В процессе абстрактного мышления формируются научные категории, т.е. логические понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны (внешние или внутренние) предметов, процессов и явлений. Экономические категории – это абстракции производственных отношений, логические понятия, отражающие  сущностьэкономических явлений.

Всякое абстрактное есть сторона конкретного. Поэтому оно беднее конкретного, выражает одну сторону, а не всю совокупность его признаков. Предметы и явления же воспринимаются человеком непосредственно как нечто единое, без различий его частей и свойств. Чтобы изучить явление, нужно его расчленить, выделить отдельные признаки. Метод научных абстракций, таким образом, предполагает применение анализа.

Анализ– есть мысленное расчленение изучаемого предмета на его составные части, абстрагирование от его не существенных сторон. Анализ позволяет свести конкретное к абстрактному, проникнуть в сущность сквозь внешнюю оболочку явления. Чтобы получить картину целого, анализ должен быть дополнен синтезом.

Синтез – это мысленное соединение изучаемого предмета, познание его как единого целого. Синтез осуществляет обратное восхождение от абстрактного к конкретному, восстанавливает единство явления, которое снова представляется как богатое многообразие.

При изучении экономических процессов и явлений всегда следует исходить из того факта, что общество всегда находится на определенной стадии экономического развития и каждая экономическая система представляет собой органическое единство составляющих ее элементов. Поэтому к изучению экономических процессов нужно подходить исторически. Исторический метод позволяет анализировать процессы и явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга. Это необходимое условие понимания внутренней логики данной системы. Логический (теоретический) метод предполагает проникновение в сущность изучаемого явления, выявление внутренних причин его развития. И так как любая экономическая система в целом и все ее составляющие элементы находятся в динамическом развитии , то возникает проблема обеспечения единства исторического и логического, причем не только при выяснении происхождения системы и ее элементов, но что существенно более важно – при выявлении и обосновании тенденций развития, его этапов. При сравнении исторического и логического методов исследования прежде всего заметна непосредственная их идентичность. Исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т.е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий), а логический метод – историческим, взятым в необходимости (т.е. освобожденным от случайной исторической формы). Но каждый из этих методов не только тождественен с другим, не только предполагает другой, но и переходит в другой, создает себя как другое. Исторический метод, собирающий эмпирический (фактический) материал, информацию, подготавливает и на определенной ступени переходит в логический, а логический, проанализировав сущность предмета и формы ее проявления в действительности, переходит в исторический и дает мощный импульс для преобразования действительности, т.е. способствует как дальнейшему историческому познанию предмета, так и глубокому преобразованию его.

Для того, чтобы сделать новый шаг в экономической теории, надо глубже понять предыдущее, понять движущее противоречие применительно к конкретным проблемам. Каждая новая логическая система, разрешая это противоречие, становится теоретической основой для дальнейших исследований экономистов, а их находки заставят уточнить и усовершенствовать построенную систему.

Широкое распространение системных методов исследования и рождение кибернетики сопровождается бурным развитием и применением в экономической теории экономико-математических методов, которые с помощью математических формул, уравнений и графиков позволяют описать реально происходящие экономические процессы, выявить логику их дальнейшего развития. К ним относят: метод многовариантности, математическую формализацию, линейное программирование, экономико-математическое моделирование и др. Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления с помощью математических уравнений. Структура процесса или явления определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимодействии. Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве – при помощи графиков. К настоящему времени в экономической теории сложилось мощное направление научных исследований, представители которого придают особое значение математическим методам исследования экономических процессов и систем. Среди них классики: Л Вальрас, В. Парето, У. Джевонс. Из современных представителей – В. Леонтьев, Л. Канторович, Дж. Нейман, В. Новожилов, С. Шаталин и др.   

Статистические методыпозволяют из большого массива данных выявить типичность, повторяемость и на этой основе сделать выводы о закономерностях, свойственных протеканию и развитию экономических процессов. На базе выявленных закономерностей появляются возможности формулирования экономических законов, что является главной задачей экономической теории.

Так как предметом экономической теории являются социально-экономические отношения между людьми, возможности проведения экспериментов сильно ограничены, так как экспериментировать приходится на живых людях. Вместе с тем, в отдельных случаях экономический эксперимент бывает необходим и полезен. Это обусловлено тем, что экономическая деятельность людей носит субъективный характер и степень познания людьми объективных экономических законов чаще всего ограничена.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...