Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей с нарушением речи ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Работа по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР строится с учётом характера дефекта: 1) формирование фонематического восприятия и на развитие звукового контроля; 2) развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа; 3) формирование звукового контроля как осознанного действия.
Особое внимание уделяется развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия [25, 26]. Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь). Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как не вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов [17]: 1 этап — узнавание неречевых звуков. 2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. 3 этап — различение слов, близких по звуковому составу. 4 этап — дифференциация слогов. 5 этап — дифференциация фонем. 6 этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. Подборка дидактических игр и упражнений на развитие фонематического восприятия представлена в таблице 2.5 [4, 6, 9, 15, 27].
Таблица 2.5 – Дидактические игры и упражнения на развитие фонематического восприятия для детей с нарушением речи
Выводы по второй главе:
Анализ данного исследования позволил получить следующие представления об уровне развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: – состояние развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в основном находится на низком уровне – 67 %. – дети со средним уровнем развития фонематического восприятия делали ошибки при воспроизведении проб, состоящих из трех слогов. – дети, показавшие низкий уровень развития фонематического восприятия, допускали неточности воспроизведения обоих членов пары с перестановками слогов, их заменой и пропусками. – дети с очень низким уровнем развития фонематического восприятия, не смогли воспроизвести правильно практически ни одну цепочку слогов. Результат исследования говорит о том, что уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно ниже от возрастной нормы. Для повышения уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР необходимо взаимодействие как работников дошкольного учреждения так и родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ особенностей развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и без речевых нарушений позволил сделать выводы об их особенностях формирования и развития фонематического восприятия. Нами было выявлено, что у детей с ОНР значительно снижен уровень фонематического восприятия. Изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу, позволило сделать вывод о том, что проведение только фронтальных занятий по развитию речевого (фонематического) восприятия недостаточно, что для получения более высоких результатов при коррекции фонематической стороны речи, необходима также и работа воспитателя по развитию фонематического восприятия с применением дидактических игр и упражнений как основного средства коррекции. По результатам исследования можно сделать следующие выводы: 1. В ходе изучения педагогической литературы была выявлена положительная сторона использования дидактических игр и упражнений, с целью развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; 2. Проанализировав особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи низкий уровень развития фонематического восприятия; 3. В ходе проведения диагностики фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с нормой выявили, что уровень фонематического восприятия у детей с нормой выше чем у детей с общим недоразвитием речи; 4. Разработаны методические рекомендации по особенностям фонематического восприятия: выявлено, что коррекционная работа строится с учетом характера дефекта; рассмотрены особенности коррекционно-развивающей работы по формированию фонематических представлений; предложены различные задания, направленные на развитие и совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Коррекционное воздействие в процессе работы с детьми с ОНР осуществлялось с учетом следующих принципов: принцип индивидуальной направленности, принцип приоритетной ориентации на нормально развивающиеся функции детей, принцип формирования, развития и совершенствования соответствующим возрасту детей навыков фонематического и звукового анализа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки: Учебник для вузов. Специальная литература / Н.Г. Алтухова. – СПб.: «Лань», 1999. – 112с. 2 Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / А.Г. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144с. 3 Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов /Л.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 704с. 4 Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец – М.: Академия, 2000. – 200с. 5 Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика: Учебное пособие для студентов дефектологических и психологических факультетов вузов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов – М.: «Астрель», 2005. – 208с. 6 Гадасина, Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр / Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 93с. 7 Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – М.: Просвещение, 1990. – 240с. 8 Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006. – 320с. 9 Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224с. 10 Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе / Е.Е. Кравцова – М.: Педагогика, 1991. – 152с. 11 Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Крутецкий – М.: Просвещение, 1986. – 336с. 12 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – 5-е изд. / И.Ю. Кулагина – М.: УРАО, 1999. – 176с. 13 Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – Москва: Творческий Центр, 2001. – 464с. 14 Лубовский, В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского – М.: «Академия», 2005. – 464с. 15 Максаков, А.И. Учите, играя / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983. – 144с. 16 Нагорная, А.Ф. Логопедические проблемы детей дошкольного возраста / А.Ф. Нагорная // Как помочь ребёнку – М.: Речь, 2009. – 160 с. 17 Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. – 3-е изд. / В.И. Селиверстов – М.: Просвещение, 1981. – 192с. 18 Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой – М.: «Академия», 2001. – 312с. 19 Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко –СПб.: Акцидент, 1997. – 112с. 20 Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом: Пособие для воспитателя детского сада / Г.А. Тумакова; Под. ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1991. – 128с. 21 Уорнер, П. 150 развивающих игр для дошкольников; пер с англ. Ж.А. Шлантайте — 2-е изд. — Минск: «Попурри», 2006. — 160 с 22 Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада; в 2 ч. Ч 1 Первый год обучения (старшая группа): Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Альфа, 1993. – 103с. 23 Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи / Т.А. Фотекова – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96с. 24 Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности педагогика и психология/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. – 223 с. 25 Шевченко, И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников / И.Н. Шевченко – СПб.: Детство-пресс, 2010. – 128с. 26 Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко – М.: ВЛАДОС, 2001. – 136с. 27 Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 314с. 28 Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е издание) / Г.А. Широкова – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 384с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностическая карта Обследование фонематического слуха (констатирующий эксперимент)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностическая карта Обследование фонематического слуха (контрольный эксперимент)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |