Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

1.1 Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.......................................................................................................................... 5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте...................................................................................... 8

1.3 Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11

1.4. Коррекция фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями................................................................................................. 13

 

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

2.1 Задачи, методика, организация исследования……………………………… 16

2.2 Анализ результатов исследования фонематического восприятия у детей с нарушением речи................................................................................................................ 19

2.3 Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей с нарушением речи........................................................................................ 23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................... 27

ПРИЛОЖЕНИЕ А....................................................................................... 29

ПРИЛОЖЕНИЕ Б....................................................................................... 30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму [3, с.25].

Речь - ведущая функция, определяющая готовность ребенка к школьному обучению. Наряду с правильным звукопроизношением, способностью различать и дифференцировать акустические признаки звуков, достаточным уровнем сформированности словаря и грамматического строя, речевую готовность во многом определяет умение ребенка логично и связно высказываться.

Как отмечают в своих исследованиях Ю.Г. Демьянов (1967) Т.А. Власова (1984), С.Г. Шевченко (1987), Р.И. Лалаева (1992), С.В. Зорина (1998) и др., речь детей с ОНР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы. Особенности речевого развития данной категории детей могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения), у других – лексико-грамматические.

Развитие речи, включающее умения четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение и т. д., одна из актуальных задач, стоящих перед учреждением дошкольного образования.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР включает в себя специальные занятия по обучению грамоте, где приоритетной задачей является развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы: «Особенности развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи».

Цель: изучение состояния фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: фонематическое восприятие речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: состояние фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи:

1. Изучение теоретических аспектов по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Проанализировать особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Провести диагностику фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Разработать методические рекомендации и подобрать игры и упражнения по формирования фонематического восприятия у детей с нарушением речи.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- изучение психолого-педагогической документации;

- беседа;

- наблюдение;

- эксперимент;

- качественный и количественный анализ полученных результатов.



ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации [1].

Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы). Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ» [2, с.346].

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие [11,12].

Ведущие учёные (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.Е. Чиркина, И.К. Колпоковская, А.В. Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на обще речевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова» [18].

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукопроизношения у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи.

Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.

По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина,в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи [4, 13].

А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают.

Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период до фонемного развития речи [8;15].

К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

А.Н. Гвоздев в своих работах отмечал, что фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е.Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью. На первом, до фонемном этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.

На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков. Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Рассмотрим подробнее роль слуха в частности фонематического восприятия, в формировании речи детей [14].

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

С трехлетнего возраста ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Дети уже почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком.

Ближе к четырем годам речевой слух ребенка совершенствуется. Несмотря на то что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильность в произношении и у своих сверстников, но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» – репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова [10; 15].

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предыдущих возрастных группах у детей развивали фонематическое восприятие. К пяти годам достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания. Однако некоторые дети могут еще смешивать звуки близкие по акустико-артикуляторным свойствам: звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие [24].

Ребенок 6 – 7 лет имеет достаточное фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т.д.

Таким образом, без способности ребенка к осуществлению фонематического восприятия, ребенок не может овладеть речью, понимание обращенной речи затрудненно, у него не формируются правильное звукопроизношение, грамматический строй и не пополняется словарный запас ребенка. Фонематическое восприятия развивается поэтапно от самого рождения. Ребенок постепенно научается воспринимать шумы и звуки, различать их высоту длительность и т.д. Потом происходит распознавание и дифференциация речевых звуков далеких друг от друга по акустико-артикуляторным свойствам, а ближе к пяти годам, ребенок должен уметь осуществлять тонкую дифференцировку звуков.  

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...