Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задачи, методика, организация исследования
Работа над данным исследованием проводилась в октябре 2017 года. Испытуемыми были дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи в количестве двенадцати человек (6 девочек и 6 мальчиков). Вначале с каждым испытуемым было проведено по одному эксперименту с целью выявления исходного состояния развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. После этого на основании результатов данного эксперимента нами были подобраны методики по формированию фонематического восприятия. Констатирующий эксперимент проводился на базе Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад № 14 г.Гомеля» с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В исследовании принимало участие 12 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель эксперимента - выявить уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Количество детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте, составило 12 человек (см. табл. 2.1). Испытуемые были нам рекомендованы учителем-дефектологом данного учреждения.
Таблица 2.1 - Краткая характеристика испытуемых
Для выявления особенностей фонематического восприятия были использованы следующие диагностические задания: определение умения дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков: свистящие — шипящие (с — ш, з — ж, с' — щ, ц — ч), сонорные (л — р), звонкие — глухие (б — п, д — т, г — к), твердые — мягкие (т — т', д — д', н — н'). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Учитель-дефектолог просит ребенка повторить за ним в той же последовательности три слога, например: са — ша — са (сы — сы — ши; шо — со — шо; шу — шу — су). Проговаривая слоги, педагог закрывает рот экраном (можно листом бумаги), который держит на расстоянии 10—15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата (при с губы в улыбке, при ш округленные, выдвигаются вперед) и различал звуки только на слух [23]. Проверка состояния фонематического восприятия (по методике Т.А. Фотековой) Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»: БА – ПА - ПА – БА - … СА – ЗА - ЗА – СА - … ЖА – ЩА - ЩА – ЖА - … СА – ША - ША – СА - … ЛА – РА - РА – ЛА - … МА – НА – МА - НА – МА – НА - … ДА – ТА – ДА ТА – ДА – ТА - … ГА – КА – ГА - КА – ГА – КА - … ЗА – СА – ЗА - СА – ЗА – СА - … ЖА – ША – ЖА - ША – ЖА – ША - … СА – ША – СА - ША – СА – ША - … ЦА – СА – ЦА - СА – ЦА – СА - … ЧА – ТЯ – ЧА - ТЯ – ЧА – ТЯ - … РА – ЛА – РА - ЛА – РА – ЛА - … Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), а затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не
следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи. Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведении пробы. Выводы об уровне развития: 12-14 баллов – очень высокий (ОВ), 9-11 баллов – высокий (В), 6-8 баллов – средний (С), 3-5 баллов – низкий (Н), 0-2 балла – очень низкий (ОН).
Контрольный эксперимент проводился на базе Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад № 14 г. Гомеля» с детьми старшего дошкольного возраста без речевых нарушений. В исследовании принимало участие 12 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель эксперимента - выявить уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста без речевых нарушений. Количество детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте, составило 12 человек (см. табл. 2.2). Испытуемые были нам рекомендованы учителем-дефектологом данного учреждения.
Таблица 2.2 - Краткая характеристика испытуемых
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |