Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коррекция фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Развитие фонематического восприятия осуществляется на всех этапах работы с детьми и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Всю работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов [9, 16]: I этап – узнавание неречевых звуков. II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. III этап – различение слов, близких по звуковому составу. IV этап – дифференциация слогов. V этап – дифференциация фонем. VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из этапов работы. I этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Детям предлагаются задания, где необходимо вслушаться в звуки за окном, внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, зала и т.д. II этап. На протяжении данного этапа дошкольники учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. На этом этапе можно предлагать детям такие игры, где нужно угадать животное по звукоподражаниям, узнать одногруппника по голосу, определить злой или добрый герой пришёл в гости и другие игры. III этап. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Детям предлагаются задания, где они должны научиться различать слова, отличающиеся одним звуком (Выбираются слова, в которых различны звуки далекие по акустико-артикуляторным свойствам. Например, свистящие – сонорные или аффрикаты – сонорные). IV этап. На данном этапе детей учат различать слоги на слух. Дети должны научиться слышать одинаковые им слоги говорят или разные. Предлагаются слоги с использованием звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам (свистящие – шипящие, свистящие – свистящие и т.д.). V этап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать необходимо с дифференциации гласных звуков. На этом этапе дети учатся выделять из состава нужный звук. VI этап. Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков, где дети учатся определять место гласного звука в руду других звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук [28]. Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия должна проводиться поэтапно: начиная с выделения и различения неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам. Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и памяти. Выводы по первой главе: Анализирую научную литературу мы рассмотрели взгляды различных авторов на развитие фонематического восприятия у детей. Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать звуки в своей речи и в речи окружающих. Развивая фонематическое восприятие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать, что помимо этого, необходимо развивать и психические процессы. Так как без способности ребенка к осуществлению фонематического восприятия, ребенок не может овладеть речью, понимание обращенной речи затруднено, у него не формируются правильное звукопроизношение, грамматический строй и не пополняется словарный запас ребенка. Сформированность фонематического восприятия является необходимым условием для обучения грамоте дошкольника. ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |