Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 4. Основополагающие характеристики товара




Свойства любого товара характеризуются признаками.      

Признак товара -это качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний товара. К качественным характеристикам товара относятся цвет материала, форма изделия, наличие на поверхности детали определенного покрытия, профиль. Среди качественных признаков большое значение имеют альтернативные признаки, используемые при статистическом контроле качества. Они могут иметь только два взаимоисключающих варианта - например, наличие или отсутствие дефектов в изделии, наличие или отсутствие защитно-декоративного покрытия, возникновение или отсутствие отказа. Под количественными характеристиками товара понимаются его параметры, количественно характеризующие любые свойства и состояния. Показатель качества может представлять собой частный случай параметра товара. Многие показатели качества товара являются функциями его параметров.         

Ассортиментная характеристика товара -это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товара, определяющих их функциональное или социальное назначение. Ассортиментная характеристика товара обусловлена его качественными и количественными характеристиками.

Глава 5. Свойства и показатели ассортимента товара

Свойство ассортимента -особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента -количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Единицей измерения показателей ассортимента является на- именование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок апельсиновый (вид) «Чемпион» (торговая марка). При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

Широта ассортимента -количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд)-фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

Базовая широта (Ш6) -широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.).

Общая широта- совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Так, общая широта в гипермаркете «Ашан» составляет единовременно 45 тыс. ассортиментных единиц, относящихся к 40 группам, а в течение года — до 80 тыс. ассортиментных единиц. В супермаркетах общая широта в течение года колеблется в пределах 30—50 тыс. ассортиментных единиц.

Ассортиментная единица -это условно принятые за единицу наименование, торговая марка или товарный артикул и используемые для измерения показателей ассортимента путем подсчета. Товар определенного вида может иметь разные наименования (например, мороженое сливочное, сливочное в стаканчике с изюмом и т. п.).

Торговая марка –это фирменное наименование одного или нескольких товаров, определенное предприятием-изготовителем или торговой организацией.

Торговая марка, получившая известность и престижность благодаря технологиям продвижения (брендинга), называется брендом. В современных условиях многие фирмы-изготовители, особенно иностранные, стремятся не к увеличению наименований и количества торговых марок, а к разработке небольшого числа брендов. Разработка новой продукции сводится лишь к созданию модификаций брендов, что облегчает их продвижение на рынке с наименьшими затратами.

Групповая широта — количество однородных групп товаров, выпускаемых и реализуемых организацией. Так, групповая широта гипермаркета «Ашан» составляет примерно 40 групп, для супермаркетов «Седьмой континент» — 25—40 групп. Каждая группа может насчитывать от нескольких десятков до сотен видов и разновидностей товаров и до нескольких тысяч торговых марок, наименований и торговых артикулов.

Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы.

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и/или производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

Структура ассортимента товаров — соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе (ГОСТ Р 51303-99, п. 80). Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Глава 6. Качество товаров

Качество -это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением[7]. Высокое качество изделий необходимо не только для того, чтобы они могли выполнять присущие им функции, но и чтобы, став товаром, они в наибольшей степени удовлетворяли потребителя. Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять значительное внимание вопросам качества. В рыночной экономике потребитель имеет выбор между товарами различных производителей. Ни одно предприятие не сможет успешно существовать, если его продукция не найдет своего потребителя. Качество товара формирует спрос и потребление. Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет потребности. Повышение качества товаров выгодно как изготовителю, так и потребителю.

Потребность — это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом[8]. Существуют различные классификации потребностей. Так, по функциональному назначению различают физические, интеллектуальные и социальные потребности. Физические потребности иногда называют биологическими, витальными. Они свойственны и человеку, и животным. От удовлетворения физических потребностей зависит существование человека как биологического существа. Интеллектуальные потребности определяют развитие познавательных способностей человека, они связаны с интеллектуальным ростом, с культурным развитием личности. Социальные потребности носят исторический характер, они зависят от уровня развития науки, техники, от уровня развития экономических взаимоотношений. По степени удовлетворения выделяют полностью удовлетворенные, неполностью удовлетворенные и неудовлетворенные потребности. Оценивая степень удовлетворения потребностей, возможно изучение и прогнозирование спроса. Кроме того, потребности могут возникать у общества в целом, внутри определенной социальной группы, у индивидуума. В зависимости от этого они носят общественный и индивидуальный характер. Возникновение общественных потребностей обусловлено развитием материального производства и производственных отношений. Индивидуальные потребности, т. е. потребности отдельного человека, в совокупности составляют потребности общества в целом, т. е. общественные потребности. Общественные потребности проявляются через индивидуальные потребности.

При разработке и производстве нового товара, при формировании

ассортимента необходимо учитывать следующие условия: прогнозировать

потребности; формировать новые потребности, пока еще не осознанные

потребителем; определять место потребности в иерархии; определять, для

какой социальной группы, с каким уровнем доходов создается новая

продукция и проч.

Связь потребностей и требований очевидна. Потребности людей в

предметном окружении многогранны, как собственно и многогранны требования к товарам. Знание общественных потребностей позволяет сформировать требования, предъявляемые к товару.

Требования к товарам -это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени. Объективная особенность товаров, которая проявляется при его создании, эксплуатации или потреблении, называется свойством товаров. Следовательно, свойства товаров должны соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются.

Как отмечалось выше, качество -это совокупность свойств продукции, т. е. совокупность особенностей, которыми товар должен обладать. Как видно, качество тесно связано с требованиями. Но между уровнем качества и требованиями существует определенная диспропорция, не всегда качество товара соответствует требованиям. Но товар по качеству должен максимально приближаться к тем требованиям, которые были сформированы в результате изучения потребностей. Требования, предъявляемые к товарам, постоянно изменяются вместе с изменением потребностей по тем же законам, т. е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники и технологии, экономики и культуры.

Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на три группы:

• факторы, влияющие на формирование качества товаров;

• факторы, стимулирующие качество товаров;

• факторы, способствующие сохранению качества товаров.

К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся:

• изучение рынка товаров;

• разработка требований к товарам;

• качество исходного сырья и материалов;

• качество конструирования и проектирования;

• качество изготовления (переработки)

• контроль готовой продукции.

Факторами, стимулирующими качество товаров, являются социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, особенности управления, ценообразование, материальная заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции проч. Все эти факторы изучаются в курсах экономических дисциплин и не являются предметом исследования товароведения.

К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся:

• упаковка и маркировка;

• условия транспортирования;

• условия хранения;

• условия реализации и использования товаров

• техническая помощь в обслуживании;

• утилизация после использования.

Под сырьем понимают предметы труда, используемые для производства

готовых изделий или для дальнейшей переработки. Сырье отличается по

химическому составу, по происхождению и по свойствам. Сырье

представляет собой продукцию сельского хозяйства, добывающей,

химической и других отраслей промышленности.

Наряду с понятием “сырье” в практике встречаются понятия “полуфабрикат”

и “фабрикат”. Фабрикат (от лат. fabricatus -изготовленный) представляет

собой продукт, предназначенный для производственного или личного

потребления без дополнительной переработки. Полуфабрикат - это продукт

труда, который должен пройти еще одну или несколько стадий обработки,

прежде чем стать готовым изделием.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...