Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. История понятия «товароведение»




Товароведение — это комплексная социально-экономическая и естественно-техническая дисциплина, изучающая закономерности проявления, формирования, оптимизации, развития ассортимента и качества, раскрывающая возможности практического использования познанных законов в системе общественного воспроизводства с целью удовлетворения неуклонно развивающихся материальных и культурных потребностей.

Товароведение — наука, обладающая высокой социальной адресностью.

Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров

Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потреби- тельную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Товароведение зародилось достаточно давно. Первые издания по товароведению носили практический характер. Их использовали купцы в качестве основного источника знаний о продаваемых товарах. Немецкий ученый И. Бекман (17391811) дал одно из первых академических определений товароведения: это «наука о свойствах, получении и испытании товаров, а также об их экономическом значении». В 1901 г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона русский профессор Я. Я. Никитинский показал необходимость товароведения в торговом деле: «Всем участникам товарообмена необходимо основательно знать товар, с которым они имеют дело: и производителю, и посреднику, и потребителю. Такое знание дает товароведение; оно рассматривает происхождение товаров, свойства их, способы различения одних товаров от других, а также различные их сорта и потребительное их значение». В своей статье он описал состояние товароведения как науки и учебной дисциплины, раскрыл основные направления, целесообразные приемы и методы научного познания. Более 100 лет назад Я. Я. Никитинский говорил о тех проблемах, которые существуют и в настоящее время при подготовке студентов по товароведению, указав, что существует «необходимость практических занятий по товароведению». В то время в России уже имелся опыт проведения лабораторных занятий по товароведению. В Практической ака-

демии коммерческих наук такие занятия проводил профессор П. П. Петров, а с 1881 г. Московском коммерческом училище, затем в Александровском коммерческом училище в Москве вел сам Я. Я. Никитинский. Незадолго до этого, в 60-х гг. XIX в. курс товароведения читал М. Я. Киттары (1825—1880 гг.). Им же был издан первый в России «Публичный курс товароведения» (Мос- ква, 1860 г.). Наиболее интересным изданием по теории товароведе- ния прошлых лет можно считать учебник «Введение в товароведение промышленных товаров», подготовленный профессором Н. А. Архангельским (издательство «Торговая литература», 1958 г.). Отражая развитие и значение товароведения, в 1977 г. в Большая Советская энциклопедия дает следующее развернутое определение: «Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации». Среди современных учебных изданий, посвященных вопросам теории товароведения, хотелось бы особо отметить учебники  профессора М. А. Николаевой «Теоретические основы товароведения» и профессора Ф. А. Петрище «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров». В последние годы интерес к товароведению начал расти. Повысилась потребность торговых организаций в квалифицированных специалистах по товароведению, стал проявляться активный интерес к происхождению и качеству товаров среди рядовых российских покупателей.

Глава 3. Основные категории товароведения

Любая самостоятельная научная дисциплина должна располагать своим понятийно-терминологическим аппаратом, определяющим более или менее однозначно важнейшие термины и понятия, которыми оперирует данная отрасль научного знания, и в случае необходимости дающим их развернутое толкование.

К основным категориям товароведения относятся: товар, потребительная стоимость, качество товаров, оценка качества, ассортимент. Каждая из основных категорий товароведения включает множество соподчиненных понятий. Остановимся лишь на уточнении терминов “продукция” и “товар” и перечислим наиболее часто встречающиеся термины.

Термин “продукция” в современной трактовке имеет очень широкое значение. Продукция — это результат деятельности или процессов. Под процессами понимают совокупность взаимосвязанных ресурсов и видов деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие (сырье в материалы). Под ресурсами понимают персонал, участвующий в создании продукции и в осуществлении процесса, средства производства, энергию, средства обслуживания, технологию и методологию. Продукция может включать товары, услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение. Товары представляют собой ту часть продукции, которая предназначена для продажи и используется для удовлетворения материальных и нематериальных потребностей.

Термины в области потребительной стоимости товаров: индивидуальная потребительная стоимость, единичная общественная потребительная стоимость, совокупная общественная потребительная стоимость, потребности.

Термины в области качества товаров — качество, потребительские свойства, показатель качества, факторы качества, требования к качеству, оценка качества, уровень качества, контроль качества, методы контроля качества, управление качеством, экспертиза качества, идентификация товаров, конкурентоспособность, сертификация товаров.    

Термины в области ассортимента товаров — ассортимент товаров, показатели ассортимента, оптимизация ассортимента, формирование ассортимента, развитие ассортимента, управление ассортиментом.    

Термины в области информации о товаре — виды информации о товаре, товарный знак, маркировка. В основе всего лежат потребности, на основании которых определяются требования, которые должны предъявляться к товару. В процессе производства (переработки) формируются потребительские свойства товара, совокупность которых образует качество. А товар определенного качества при использовании удовлетворяет потребности. Способность продукции удовлетворять конкретные потребности характеризуется ее полезностью. Полезность, в свою очередь, оценивается через потребительную стоимость, обусловленную в основном совокупностью потребительских свойств. Совокупность потребительских свойств составляет качество продукции. Следовательно, потребность связывает с качеством потребительную стоимость, требования, потребительские свойства продукции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...