Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъективное направление, психологическое направление,демографическое направление, географический детерминизм, марсистское направление, интегральная социология




1

Развитие социологии в России начинается во второй половине XIX в. в условиях обострившихся противоречий российского общества, поиска путей преобразования России. Характерными особенностями со­циологической мысли России того периода были:

Во-первых, тесная связь социологических взглядов с поиском путей прогрессивного развития России. В связи с этим в социологических работах большое место занимали проблемы критериев общественного про­гресса, полемика сторонников либерального или социалистического пути. Обсуждались различные модели социалистического преобразования общества.

Во-вторых, в русской социологии просматривается поиск российской идентичности, менталитета русского народа его, отношений с Западом и Востоком. В связи с этим русская социология тесно была связана с историческими исследованиями, с проблемами геополитического положения России.

В-третьих, русской социологии в отличие от западной быта, характерна мировоззренческая ориентация. В условиях самодержавия, ограничения свобод социологи обращали первостепенное внимание на проблемы личности ее свободы, ее взаимоотношения с государством. Личность рассматривалась как высшая ценность.

В-четвертых, русской социологии была присуща ярко выраженная публицистичность. Зачастую главную роль играли не книга, многостраничные труды, а яркие статьи в журналах и газетах.

Основными направлениями в русской дореволюционной социоло­гии были":

1. Натуралистическое (Л.И. Мечников, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, А.И. Сорокин, П. Лилиенфельд). Это направление можно назвать натуралистическим только с серьезными оговорками и в том смысле, что вcex представителей этого направления объединяло их стремление так или иначе сравнивать, общество с биологическим организмом. Но большинство из них как раз подчеркивали не сходство, а различия между обществом и биологическим организмом. В частности, Л. Мечников подчеркивал, что для общества характерна солидарность людей, а не борьба за существование как у животных. П. Кропоткин считал главным законом общественного развития «закон взаимопомощи». Те мне менее в их работах немало ссылок на сходство общества с живым организмом. Наряду с натуралистическим подходом каждый из представителей этого направления был индивидуален, имел свои специфические взгляды. Л.И. Мечников был ярким представителем географического детерминизма, геополитики. М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин — видные теоретики анархизма. А.И. Сорокин — социолог— социалорганист.

2. Субъективная школа в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, С.Н. Южанов)

Представители этого направления, не отвергая претензий социоло­гии на объективные методы познания общественной жизни, предложенные О. Контом, Э. Дюркгеймом, в то же время обратили внимание на необходимость «субъективного подхода» в понимании общества. Такой подход, по их мнению, оправдан тем, что в обществе действуют люди, имеющие свои интересы, мысли, намерения, которые далеко не однозначны или не могут быть математическиподсчитаны. Их следует понять, поставив себя на место изучаемого человека. В этом и состоит смысл «субъективного метода».

Представители этого направления особое внимание уделяли личности, ставя ее выше общества, которое, по их мнению, абстрактно, Н.К. Михайловский считал, что развитие общества, разделение труда наносят ущерб цельности личности. По его мнению, прогресс личности есть регресс личности. Нельзя этого допускать.

3. Психологическое направление (Е. де Роберта, Л.Петражицкий)

Сторонники этого направления отстаивали автономию социологии, считали, что нельзя сводить ее предмет ни к биологии, ни к психологии. И тем не менее они выделяли психологический компонент в поведении людей как оказывающий огромное воздействие на ихпоступки. Правда, Е. де Роберта в своих взглядах шел дальше, пытался обосновать роль культурных факторов как главных детерминант поведения человека.

Что касается Л.Петражицкого, одного из видных представителей социологии права, то он психическое взаимодействие людей рассматривал как основу общественной жизни. Отсюда вытекало, что психология способна объяснить мотивы поведения людей. Одновременно он высоко оценивал роль социальных институтов, способствующих формированию у людей системы духовных ценностей, определяющих их поведение.

4. Социологическая концепция М.М. Ковалевского

Крупнейший русский социолог ММ. Ковалевский считал социологию наукой о порядке в обществе и его прогрессе. В отличие от многих западных социологов, в частности Г.Зиммеля, М.М. Ковалевский предметом изучения считал не абстрактные социальные формы, а конкретные исторические образование. Будучи крупным историком и этнографом, М.М. Ковалевский успешно сочетал в своей методике различные методы многих наук. Он исходил в социологических исследованиях из того, что в обществе во взаимосвязи действуют различные факторы: экономические, политические, культурные, психологические и др. Это был синтетический подход в социологии. Особое внимание он уделял биосоциальному фактору—росту населения и плотности его, разделению общественного труда. Его взгляды были близки концепции Вебера.

5. Социологические взгляды В.И. Ленина

В.И. Ленин — основатель советского государства ,крупнейший теоретик марксизма в своих социологических взглядах придерживался марксистской концепции в понимании общества и общественного развития. Разрабатывал проблемы политики, государства, общества, экономики применительно к России с учетом исторического опыта других стран, и, прежде всего Европы, и в свете марксистских взглядов. В социологическом труде «Развитие капитализма в России» показал, что Россия не минует капиталистическую (индустриальную) стадию развития, был сто­ронником конфликтологического подхода к обществу. В революции видел движущую силу. Выступал за создание в России социалистического общества в его марксистском понимании и с учетом специфики России. В последний период жизни собирался пересмотреть свои взгляды на социализм с учетом послереволюционной практики, но уже с 1922 г. оказался не у дел.

6. Новая русская эмпирическая социология (К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин). С началом XX в. в России начинается довольно бурное развитие эмпирической социологии в ее современном понимании, т.е. с ориентацией на конкретно-социологические исследования, получение эмпирической информации о поведении людей.

У истоков этого направления стоят две крупные фигуры социоло­гии: К.М. Тахтарев (1857 — 1925 гг.) и П.А. Сорокин (1889 — 1968 гг.). К.М. Тахтарев в эмпирических исследованиях видел главный метод социологии. По его мнению, социология изучает три главные области: анализ общественной жизни, ее основных компонентов; процессы соци­ального развития; закономерности общественной жизни. Особое внимание он уделял социальной структуре общества, считая, что соотношение социальных групп определяет характер социального строя.

П.А.Сорокин — русский, и после эмиграции — американский социолог составил целую эпоху в социологии. По его мнению, социология — это наука о поведении людей среди себе подобных. Это был свежий, новый подход в социологии. Он изучал механизмы, социального взаимен действие людей, роль позитивных и негативных санкций в осуществлении обществом социального контроля. Главной работой русского периода деятельности П.А. Сорокина был труд «Система социологии» в двух томах. По существу этой работой были заложены основы теории социального действия, получившей разработку затем в американской социологии.

В это же время П.А. Сорокин занялся исследованием проблем социальной дифференциации, которые позднее встали в центр внимания, его творчества, и работа, посвященная решению этих проблем, - «Социальная мобильность» - принесла автору мировую известность.

7

История социологии в СССР отличается противоречивостью и не­ровностью развития. В первые годы Советской власти социология развивалась весьма успешно. В 1920 г. был создан социологический факультет в Петроградском университете. Широко издавались труды известных социологов Н.И. Кареева, З.М. Хвостова, П.А. Сорокина, К.М. Тахтарева и др.

Но с 1922 г. начинаются гонения на ряд социологов, которые или были высланы из страны, или эмигрировали сами (П.А. Сорокин, Н. Тиманков и др.). Некоторые позднее были репрессированы. Однако значи­тельная часть продолжала успешно работать. В их числе Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев, З.М. Хвостов. В 20 годы было проведено немало конкретно-социологических исследований в различных областях общественной жизни: изучался бюджет времени рабочих, социальные проблемы сельского и городского населения, развитие духовной культуры. Появились новые имена в социологии: С.Г. Струмилин, А.В. Чазов и др.

Однако идеологическая нетерпимость, характерная для периода культа личности И. Сталина, привела к тому, что социология была объявлена буржуазной лженаукой, а сам термин вплоть до 60 гг. вышел из употребления. Возрождение социологии связано с «оттепелью» в после сталинский период, когда партию возглавил Н.С. Хрущев. Развернулись эмпирические исследования, связанные с попытками реформирования советского общества, вышли труды по социологии, слали читаться лекции по проблемам социологии. В числе наиболее известных социологов, сыгравших большую роль в ее становлении, следует назвать В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Леваду, Т.Н. Заславскую, Р.В. Рывкину, В.Н. Муткина, Б.А. Гришина и др. В 1968 г. создается институт конкретных социальных исследований, а в 1974г. начинает выходить журнал «Социологические исследования».

Правда, и 60 - 80-е годы социология развивалась в сложных условиях которые отличались нередко необоснованными нападками на отдельных социологов, жестким контролем со стороны партии за конкретными социологическими исследованиями, порой игнорированием или скрытием от широкой общественности их результатов. На исследования в ряде сфер вообще налагался запрет.

Широкое поле для социологических исследований открылось в период реформирования советского общества в 90-е годы. Особенно активно проводились исследования в период предвыборных кампаний. Началась профессиональная подготовка социологов.

Вышли многочисленные учебники по социологии. Издаются труды западных, социологов

Но в то же время социологи не всегда успешно освобождаются от идеологических пристрастий, некоторые исследования страдали необъ­ективностью. И тем не менее социология в России уже имеет ощутимые результаты своего развития.

8

Перечисленные выше особенности развития социологической мысли в России были во многом характерны и для Беларуси, которая до революции 1917 г. была составной частью унитарного государства – Российской империи. В послереволюционный период в развитии социологической науки в Беларуси четко просматриваются три этапа. Первый этап охватывает период с начала 20-х до середины 30-х годов.

Первые институционализированные формы социологии возникли в Беларуси при создании Белорусского государственного университета (1921г.), когда была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. Уже в 1923 г. был опубликован первый в республике курс по социологии3. Для студентов читались лекции по общей социологии, проблемам экономики и труда, государства и права, истории культуры, семьи и брака. В годы становления новой науки заметными были работы профессора В.И.Пичеты (первого ректора университета), В.Н.Ивановского, С.З.Каценбогена.

В январе 1922 г. был создан Институт белорусской культуры, впоследствии преобразованный в Белорусскую академию наук
(1929 г.). В этом институте социологические исследования приобрели значительно большую масштабность, системность и теоретическую глубину. Стараниями Е.Ф.Карского, С.М.Некрашевича, В.М.Игнатов-
ского (первый президент Белорусской академии наук), М.В.Довнар-Запольского и др. проводились исследования социально-экономических и социокультурных проблем развития белорусской науки, динамики социальной структуры Беларуси, социологии села, семьи, религии, образования и воспитания, молодежи.

В 1930 г. специальная экспедиция БАН обследовала 50 колхозов. В ее выводах отмечалось, что ростки нового в быту крестьянина объясняются коренным переворотом в системе сельского производства, отсюда берут свое начало внедрение новых обычаев и празднование революционных праздников, повышение грамотности и культуры сельского населения.

К середине 30-х годов в республике сложилось два ведущих центра социологических исследований – в Инбелкульте (затем в Академии наук) и в Белгосуниверситете. Очевидно, что прикладная социология 20-30-х гг. еще не была собственно наукой. Часто интересный и обширный фактический материал, подтвержденный эмпирическими исследованиями, терял свою значимость из-за отсутствия глубоких теоретических выводов. Многие труды носили исключительно описательный характер. Кроме того, невысок был уровень математической обработки полученной информации. Чтобы привести материал в систему, требовались годы, наличие специалистов, большие средства, а результаты по прошествии времени теряли свою актуальность.

Социология в тот период либо переплеталась с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготела к работам общего социально-философского плана, что в принципе подчеркивало сложность становления новой дисциплины, недостаточную разработанность ее научного аппарата, незавершенность процесса размежевания с другими гуманитарными дисциплинами. Вместе с тем, за полтора десятилетия был получен ценнейший опыт эмпирических социологических исследований, их теоретического осмысления, подготовлены национальные кадры социологов-профессионалов.

Однако укрепление и развитие авторитарного режима и административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества губительным образом сказалось на общественных науках в целом и на социологии в том числе. И.В.Сталин в разделе «О диалектическом и историческом материализме» своего краткого курса «Истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)» (1938), «возвратил» целую область социального знания – исторический материализм – в лоно философского знания. С тех пор важнейшие составные части социологии – ее теории и понятийный аппарат – стали рассматриваться исключительно на философском уровне. Социологические методы конкретного исследования общества больше не использовались, фундаментальные и прикладные исследования в этой области были фактически прекращены.

В конце 30-х годов социология, как никакая другая научная дисциплина общественного цикла, разделила судьбу страны, в которой было и героическое, и трагическое. На белорусскую интеллигенцию обрушились репрессии, затем последовал разрушительный вал Великой Отечественной войны, что надолго вывело эту отрасль научного знания из реальной жизни.

Усложнение социальных проблем, потребность в реальном прогнозировании научно-технического прогресса, изучении общественного мнения, со все большей настоятельностью, требовали восстановления и развития социологической науки на качественно новой методологической и теоретической основе.

Возрождение социологических исследований началось в начале 60-х годов с наступлением «хрущевской оттепели». Хотя значительная часть первичной социологической информации, представляющая большую научную ценность, оставалась в архивах, постепенно результаты социологических исследований стали широко использовать при выработке и обосновании социальной политики. В середине 60-х годов начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги социологических исследований, в том числе издается пятитомник избранных произведений одного из родоначальников социальной инженерии и конкретного социологического анализа С.Г.Струмилина. Выходят коллективные монографии: «Копанка
25 лет спустя» (1965); «Рабочий класс и технический прогресс» (1967); «Человек и его работа» (1967). Существенный вклад в изучение социальных аспектов взаимоотношений свободного и рабочего времени внесли труды Г.А.Пруденского «Время и труд» (1964), социальных проблем брака и семьи – А.Г.Харчева «Брак и семья в СССР» (1965). Институциализации социологии в СССР способствовало издание в 1966 г. двухтомника «Социология в СССР» (ред.- сост. Г.В.Осипов), в котором обобщался опыт ряда эмпирических исследований, проведенных в различных сферах советского общества.

С 60-х годов стали создаваться первые социологические учреждения: сектор новых форм труда и быта, преобразованный в дальнейшем в отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР (зав. Г.В.Осипов), и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете (рук. В.А.Ядов). В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация (председатель Ю.П.Францев). В 1969 г. на базе Отдела социологических исследований Института философии АН СССР был открыт Институт конкретных социальных исследований (с 1972 г. Институт социологических исследований) АН СССР. Его возглавил А.М.Румянцев. Кроме того, были организованы отделы и сектора социологических и социальных исследований во многих НИИ. В университетах, а также в некоторых экономических вузах вводятся спецкурсы по прикладной социологии. Социологические исследования стали проводить многие НИИ ведомственного подчинения, социологические лаборатории предприятий и производственных объединений, а также созданные на общественных началах институты и советы по социологическим исследованиям при общественных организациях. При многих министерствах, на крупных предприятиях, во многих вузах и при партийных комитетах городов, областей и республик стали работать социологические службы. Расширилась сеть социологических лабораторий в вузах страны. Значительно возросло число публикаций по различным разделам социологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории, среди них: «Рабочая книга социолога» (1977). В 1974 г. начал выходить единственный в СССР профессиональный журнал «Социологические исследования» (главными редакторами журнала были А.Г.Харчев, А.В.Дмитриев, Ж.Т.Тощенко). Журнал сыграл важную роль в объединении усилий социологов, распространении научного и методического опыта.

С середины 60-х годов начинается второй этап развития социологической науки в Беларуси. В соответствии с постановлением ЦК КПБ от 9 ноября 1965 г. «Об организации конкретно-социологических исследований в республике» в Беларуси был создан общественный институт социальных исследований. Затем были созданы вначале сектор, а позже отдел социологии в Институте философии и права АН Беларуси (1968), проблемная лаборатория социологических исследований в Белгосуниверситете (1967), социологические группы в Белорусском политехническом институте, институтах народного хозяйства и педагогическом. Получила развитие заводская социология. В белорусскую социологию пришла новая плеяда молодых ученых, которые заявили о себе оригинальными работами. У истоков возрождения социологической науки стояли К.П.Буслов, Г.П.Давидюк, Е.М.Бабосов и другие. Один из первых учебников «Прикладная социология» был подготовлен Г.П.Давидюком, в котором были сформулированы представления о современных функциях социологии, ее основных категориях. Эта книга была первой попыткой дать очерк развития современной советской социологии за
60 – 70-е годы и сформулировать практические предложения по учебному процессу (на примере Белорусского университета).

Тогда же на крупных предприятиях республики начали широко практиковаться исследования хоздоговорного типа по проблемам научного управления социальными процессами, социальной психологии, социологии труда, идейно-нравственного воспитания трудящихся, социалистического соревнования.

 Обобщение теоретических поисков и прикладных исследований стало основой для крупного достижения белорусских социологов: в 1984 г. вышел в свет «Словарь прикладной социологии». Это был по существу первый советский социологический словарь, вышедший после официального признания социологии. Этот словарь появился раньше аналогичных изданий в Москве и Киеве и был сразу признан социологическим сообществом, стал опорой для тех, кто ориентировался на социологию, пытался реализовать на практике конкретные исследования, создать первые учебные курсы. В 1991 г. он был переиздан в дополненном виде под названием «Социологический словарь».

Признанием достижений отечественной социологической мысли стало учреждение в сентябре 1976 г. Белорусского отделения Советской социологической ассоциации, преобразованной впоследствии (в 1994 г.) в самостоятельную Белорусскую социологическую ассоциацию.

Третий этап развития социологии в Беларуси начался в середине 80-х годов. В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества». Главный смысл постановления заключался в том, что в номенклатуре научных специальностей «социология» была отделена от «философии», открывались отделения социологии в ведущих университетах страны. Все это позволило Академии наук БССР в 1989 г. открыть Республиканский центр социологических исследований, который объединил социологические отделы Института философии и права, отделы науковедения, демографии и проблем народонаселения Института экономики АН БССР. На его базе 1 февраля 1990 г. был создан Институт социологии АН БССР.

Институт проводит широкий спектр исследований. Это динамика социальной структуры, интересы и потребности различных групп и слоев населения, особенности их социального статуса и деятельности в обществе, социальная дифференциация и интеграция, взаимосвязь социальных структур и демографических процессов; структура рынка труда и динамики безработицы, освоение новых технологий, мотивация и стимулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике; социодинамика культуры в ее сопряженности с процессами усвоения духовных ценностей и норм этнонациональными, социально-профессиональными и социально-демографическими, религиозными группами; поведение личности, социальных общностей, их взаимодействие в экстремальных условиях кризисов, конфликтов и катастроф, включая Чернобыльскую катастрофу; социально-психологические характеристики личности и трудовых коллективов, социальной активности различных групп населения республики; отслеживание и прогнозирование социально-экономических, демографических и политических процессов общественного развития в условиях становления независимости Республики Беларусь и усиления ее сотрудничества с сопредельными государствами; основные тенденции развития науки как специфической отрасли, связанной с генерированием нового знания.

Институт является головной организацией по государственной программе фундаментальных исследований: «Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологический анализ и прогнозирование». Научные достижения института связаны с разработкой социологической теории общественного развития в экстремальных ситуациях кризисов, конфликтов и катастроф в условиях социально- экономической, политической и культурной трансформации, которая происходит в Беларуси. Разработана общая концепция динамики рабочей силы и ее социального регулирования. Проанализированы социальные механизмы, которые детерминируют тот или иной тип экономического поведения. Выявлены особенности национальной и религиозной идентификации различных групп населения в процессе взаимодействия религиозных культур и традиций. Проанализирован феномен формирования молодежной субкультуры, пути межпоколенческой трансляции национальных и общечеловеческих ценностей в трансформирующемся обществе.

Осуществленные институтом исследования по социологии конфликтов и катастроф, экономической социологии, социологии религии выполнены на мировом уровне социологической науки, о чем свидетельствуют Государственная премия БССР, публикации и рецензии в социологических журналах Англии. США, Германии, Польши.

Институциализация социологии шла не только через академические структуры, но и в рамках высших учебных заведений. В 1989 г. отделение социологии философско-экономического факультета Белгосуниверситета осуществило первый набор будущих социологов. В этом же году в БГУ была открыта кафедра социологии. В последующем подобные кафедры были созданы и в других вузах республики. Воссоздан Центр социологических и политических исследований БГУ. По инициативе социологов университета подготовлены новые учебники и учебные пособия по социологическим дисциплинам: «История социологии» (1997); «Социология» (1998); «Оперативные социологические исследования» (1998) и др. Разработаны учебные программы и образовательные стандарты по социологии. Совместными усилиями социологов республики готовится к изданию «Социологическая энциклопедия».

В 1987 г. социологи БГУ вместе с коллегами из МГУ им. М.В.Ломоносова и Нижегородским университетом активно включились во Всесоюзную социологическую программу «Общественное мнение», созданную при Госкомитете по народному образованию СССР. По универсальной союзной выборке стали изучать проблемы высшей школы, студенческого самоуправления, духовный мир молодежи, ее ценностные ориентации, социокультурные изменения.

В последние годы значительно расширились международные научные связи социологов БГУ. Участие в программе ТЕМПУС по теме «Социология коммуникаций» привело к созданию отделения «Информация и коммуникация», открытию в 1999 г. аналогичной кафедры в БГУ. Сотрудники Центра социологических и политических исследований БГУ с 1992 г. участвуют в крупной Европейской программе «Новый демократический барометр», в рамках которой изучается общественное мнение в странах Центральной и Восточной Европы.

Установлены тесные связи с Центром социальных исследований Берлина (ФРГ), где совместно разработана уникальная технология проведения электоральных исследований, рейтинговых предпочтений. С учеными голландского университета в г. Утрехте исследуются проблемы межнациональных отношений в странах Восточной Европы и др. вопросы современных социальных изменений.

В это же время в Беларуси были созданы два специализированных Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по социологическим специальностям. С 1997 г. стал выходить первый в республике профессиональный научно-теоретический журнал «Социология».

Позитивные перемены не снимают с повестки дня вопроса о том, что социологическая наука в Беларуси пока не избежала недостатков, присущих современному обществознанию в целом. Социологи «не заметили» своевременно многих серьезных общецивилизационных проблем, не дали убедительного прогноза событий, не предложили обществу более рационального и менее болезненного и разрушительного пути развития.

В последнее десятилетие социология бурно развивалась вширь, используя при этом, часто некритически, западный опыт. Между тем, следует со всей ответственностью сказать, что категории и средства исследования, сформировавшиеся в рамках западной социологии, не универсальны и часто непригодны для анализа незападных форм социальной реальности, в особенности, в ее кризисных, дестабилизированных формах.

Общемировой системный кризис, развившийся с конца 80-х годов XX столетия, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, активно содействующую созиданию новой социальной реальности. Сущность новой научной парадигмы состоит не в осознании этой новой роли социологии, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность. К концу тысячелетия мы пришли к пониманию, что в настоящее время в мире нет ни такого государства, ни такой философии, которые могли бы служить единственным примером для будущего развития всего человечества. Прошедший исторический период обогатил нас практикой осуществления перемен, выявил принципиальные недочеты в подходе к реформированию, хотя «социальной матрицы перемен» еще не создано. Жизнь общества требует ныне в гораздо больших объемах применения в технологиях развития национальной специфики и, вероятно, первейшей обязанностью власти является разработка технологий реализации достигнутых знаний в практике государственной и общественной жизни. Для того, чтобы общественные науки стали инструментом для эффективного решения насущных проблем, должны быть разработаны новые принципы исследований, соответствующие динамике мира, в котором мы живем. Чтобы увидеть мир таким, каков он есть в действительности, мы должны, прежде всего, изменить существующую ныне произвольную сегментацию знаний. Нам следует также больше полагаться на данные, полученные при реальном наблюдении мира, и меньше – на утопии, на умозрительные построения. Вместе с тем, очевидно, что всем странам сообща придется решать еще одну, не менее важную задачу, - участвовать в выработке механизма согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты. Многое откроется по-иному, если удастся осознать приоритет в разрешении этой глобальной проблемы гуманитарной науки, которая бы опиралась на новые достижения естественных дисциплин.

Современная белорусская социологическая школа развивает целый ряд обеспеченных специалистами высокого профессионального уровня направлений: проблемы социальных изменений, трансформации личности, разработки теории катастроф, социологии конфликтов (Е.М.Бабосов); социологии трансформационных процессов, социологии власти (А.Н.Данилов); социологии семьи (С.Д.Лаптенок); проблемы западной социологической мысли (И.И.Антонович); история и методология социологии (А.Н.Елсуков, С.В.Лапина, Л.Г.Титаренко); экономическая социология и социология труда (Г.Н.Соколова); социальная теория и методология социологических исследований (С.А.Шавель, А.В.Рубанов); социология образования (А.И.Левко, В.А.Клименко); политическая социология (И.В.Котляров, АЛ.Вардаматский); социология науки (Г.А.Несветайлов); социология коммуникаций (О.Т.Манаев); методология и методика оперативных социологических исследований (Д.Г.Ротман), социология отклоняющегося поведения (Н.А.Барановский), социология культуры (С.В.Лапина, Э.К.Дорошевич, В.И.Русецкая), социология управления (С.В. Лапина), социология свободного времени (А.Б.Мискевич, Г.М.Евелькин), социология управления (Е.М.Бабосов, Лапина С.В.) и др.

Социологическая наука получила развитие в регионах Беларуси (Н.Е.Лихачев, Ю.М.Бубнов, В.В.Коклюхин, А.Г.Злотников, А.П.Касьяненко, В.В.Кириенко, А.А.Скикевич, Н.И.Глушонок и др.). В настоящее время она преподается во всех вузах страны.

В 90-е годы в Беларуси были созданы негосударственные институты и центры социологического профиля: Белорусская социологическая служба «Общественное мнение», Независимый институт социально-экономических и политических исследований, Частное исследовательское предприятие «НОВАК», Гомельский социологический центр «Оракул» и др. В 1996 г. создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. Развивается международное сотрудничество в области социологической науки: совместные публикации, научные конференции, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.

В числе событий уходящего века, которыми во многом определяется лицо современного мира и которые оказывают все возрастающее влияние на проблематику социологической науки, мы называем Конференцию ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Мы попытались проанализировать критерии оптимальной модели социально-экономического развития по материалам этого всемирного форума. В совокупности эти критерии прочерчивают образ совершенно новой цивилизации, которая основывается на равноправии народов, ставит в центр перемен новые формы взаимодействия населения, потребления и технологии, указывает на недостаточность критериев прибыли при оценках эффективности экономического и социального развития, подтверждает принципы коллективизма, общинности. Задача состоит в том, чтобы выработать модель социального и культурного жизнедействия, которая бы отвечала одновременно всем критериям, объективно установленным на конференции в Рио-де-Жанейро. Практика настоятельным образом требует сегодня более серьезного осмысления когда-то отвергнутой (как неперспективной) теории социальной антропологии. Современное осмысление научного знания о человеке и воссоздание на этой основе целостного образа его жизни в ладу с природой. Достижение понимания обществом сути предназначения человека и цивилизации - вот что будет, на наш взгляд, стержнем развития социологической науки Беларуси в ХХІ веке.[1]

Становление и развитие социологической науки на Беларуси в общих чертах воспроизводят историю советской социологии. Анализируя опыт активной исследовательской работы белорусских социологов в первые послереволюционные годы, а затем в период «оттепели», следует обратить внимание на тематику социологических исследований: это проблемы социальной структуры общества, коллективизации деревни, вопросы культуры и быта, религиозности населения, проблемы социологии труда, социалистического соревнования, идейно-воспитательной работы среди разных категорий населения, проблемы молодежи, в т.ч. и студенческой.

Развитие социологии в Беларуси с середины 60-х годов так же как и советской социологии в целом, носило, в основном, прикладную ориентацию. Долгое время место теоретической социологии занимал исторический материализм как социология марксизма-ленинизма. В начале 80-х годов за белорусской социологией был признан официальный статус не только на прикладном, эмпирическом, но и на фундаментальном, теоретическом уровне. С этого же времени социология в Беларуси приобретает более определенные институциональные формы. В настоящее время в республике создана многоступенчатая система подготовки высококвалифицированных социологических кадров (социологическое отделение факультета философии и социальных наук БГУ, аспирантура и докторантура по социологическим специальностям). В Национальной академии наук Республики Беларусь функционирует Институт социологии, сотрудники которого проводят научно-исследовательскую работу по разным социологическим направлениям.





Контрольные вопросы к темам №2-4

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Биологическое направление в социологии, его основные представители.

2. Марксистская социология, основные положения социально-исторического детерминизма.

3. Психологическое направление в социологии.

4. М.Ковалевский – основатель социодемографии.

5. Э.Дюркгейм и его школа.

6. «Понимающая» социология М.Вебера.

7. Основные черты современной социологической теории (функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм, этнометодология).

8. Характеристики ведущих теоретико-методологических концепций (социально-исторического детерминизма, социальных фактов, социальных дефиниций и социального поведения).

9. Особенности становления социологии в дореволюционной России.

10. Основные направления русской социологии в ХIХ веке.

11. Характер развития советской социологии: опыт, проблемы, достижения.

12. Развитие социологии в Беларуси.

13. Социология в ХХ веке. Плюрализм современной социологии.

Литература

Основная:

1. Богданов А.А. Из психологии общества. СПб., 1906.

2. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. Пб., 1921.

3. Давидюк Г.П. Введение в прикладную социологию. Мн.,1975.

4. Иванов В.Н. Социология сегодня. М., 1989.

5. История социологии. Мн., 1993.

6. Каценбоген С.З. Что такое марксизм? Философские и социологические основания. Мн., 1925.

7. Лапина С.В., Титаренко Л.Г. Социологическая теория: история и современность. Мн., 1994.

8. Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990.

9. Рабочая книга социолога. М., 1983.

10. Социологический словарь. Мн., 1991.

 

Дополнительная:

1. Лавров П.Л. Философия и социология //Избр. произведения: В 2-х т. М., 1965.

2. Оранский С.А. Основные вопросы марксистской социологии. М., 1929.

3. Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994.

4. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

5. Сорокин П. Границы и предмет социологии/ Новые идеи в социологии. СПб., 1913.

6. Социологический справочник. Киев, 1990.

7. Социология в СССР. М., 1966.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.


 

************************************************************************************










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 484.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...