Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Классическая социология конца XIX и начала XX вв. Эмиль Дюркгейм. Г. Зиммель. Макс Вебер, В. Парето




Социологическая концепция Э.Дюркгейма

Г.Зиммель как видный представитель аналитической школы в социо­логии.

Сущность «понимающей» социологии М.Вебера

В. Парето и его социологическая концепция.

Основные понятия:

Социальный факт, коллективные представления, аномия, солидарность, конфликты «формы и содержания»,социальное действие, «идеальный тип», иррациональный, алогичный характер поведения людей.

1

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858 — 1917 гг.) оказал огромное влияние на развитие социологии, на разработку ее методологии.

Он считал, что социология должна изучать «социальные факты как вещи». Под социальными фактами он понимал, прежде всего, коллективные представления, т. е. явления духовного класса: правила поведения человека, моральные нормы, обычаи, традиции. Изучение их подобно тому, как изучаются вещи, означало применение социологией ряда методов естественных наук, т. е наблюдение опытную проверку, эксперимент и т.п.

Характерная для Э.Дюркгейма концепция социологизма исходит из того, что социальные явления следует объяснять не биологическими или психологическими причинами, а социальными. Иными словами — социальной средой. Этот вывод, Э. Дюркгейм подтвердил своими исследованиями причин самоубийств. В книге «Самоубийство» он показал, что уровень самоубийств зависит от состояния общества. В кризисные периоды дезинтеграции общества их число растет. Э.Дюркгейм рассматривал общество как субстанцию особого рода, имеющую приоритет над личностью, приоритет целого над частью.

Исследуя связи между личностью и обществом (работа «О разделении общественного труда»), Э.Дюркгейм уделил большое внимание проблеме солидарности, стабильности общества. В доиндустриальных обществах коллективное сознание берет верх над личностью. И, наоборот, в условиях индустриального общества регулирующая роль общественного сознания ослабевает. В переходный период, когда система старых ценностей, управляющих поведением людей, ослабевает, сходит со сцены, а новая система еще не действует, возникает аномия", т. е. такое состояние общества, когда не действуют многие государственные и моральные регуляторы поведения людей, развиваются социальные конфликты.

Э. Дюркгейм по-своему трактовал сущность такого социального института, как религия, в которой он видел выражение силы коллективного начала, присущего обществу. («Элементарные формы религиозной жизни"). Э. Дюркгейм по своим убеждениям, и это вытекало из его философских и социологических взглядов, был социалист, но социализм он понимал несколько иначе, чем К. Маркс. Для него социализм — это самая лучшая организация общества, интеграция личности в общество (работа «Социализм").

2

Немецкий видный социолог и философ Г.Зиммель (1868-1918 гг.) — представитель аналитической школы, теоретик конфликтологии, одним из первых социологов большое внимание уделил изучению структур социального взаимодействия, которые придают устойчивость общественной жизни. В числе этих структур он исследовал «господство и подчинение», «соревнование», «мода». Особенно актуально его исследование конфликтов. Причем Г.Зиммель привлек внимание не только к известным негативным сторонам конфликта, но и его позитивным функциям, интегративным аспектам. Как известно, нередко в процессе конфликта происходит консолидация конфликтующих сторон, уточняются позиции, интересы, разрешаются противоречия. Особенно большое внимание он уделил конфликтности в развитии культуры. Жизнь, постоянно развиваясь, вступает в противоречие с застывшими культурными фор­мами, которые в конце концов разрушаются и заменяются новыми. Г.Зиммель исследовал конфликты «формы и содержания», «души и тела», «объективного и субъективного».

Рассматривая специфику социологического познания, Г.Зиммель обращал внимание и на необходимость понимания смысла человеческих поступков.

Г.Зиммель известен как один из видных исследователей городского образа жизни, в котором он выделял как положительные стороны (рост эффективности производства и удовлетворение потребностей людей), так и негативные черты (повышенную нервозность в поведении людей, рост преступности и др.). Г.Зиммель известен и серьезными социологическими исследованиями в области такого общественного феномена, как «мода» (как стремление к самовыражению, к проявлению индивидуальности).

3

Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864 — 1920 гг.) оставил большое философское, социологическое, экономическое и исто­рическое наследие. Его труды в какой-то мере были реакцией на одно­стороннее увлечение позитивистской методологией в социологии. По его мнению, социология должна учитывать специфику общества и быть наукой о смысле и значение человеческих действий и с учетом этого раскрывать закономерности

Именно за такой подход социологию Макса Вебера называют «понимающей» социологией.

В отличие от Э.Дюркгейма, М.Вебер считал, что исходной позицией социологии является человек, личность, а социальные институты, общество в целом есть производное от действий людей. Поэтому он попытался создать теорию «идеальных типов», согласно которой идеальный тип есть лишь мысленная конструкция ученого. Эта конструкция отражает наиболее общие, значительные стороны человеческой деятельности, например, «капитализм», «индустриальное общество» и т. п., и позволяет соотнести ее с эмпирической действительностью, лучше ее познать с помощью этих категорий.

Поскольку М.Вебер исходил из примата человеческой деятельности, то он исследовал мотивацию социальных действий, поступков людей. Он выделил четыре основных типа:

1) целенаправленные в которых цели соответствуют средствам действий;

2) ценностно-рациональное, в котором действие совершается ради какой-либо ценности (моральной, политической и т. п.);

3)эффектное, основанное на эмоциональной реакции людей;

4)традиционное действие, опирающееся на традиции, обычаи.

Макс Вебер пришел к выводу, что характерной чертой его эпохи применительно к Европе является рост рациональной мотивации поступков. В связи с этим в своем широко известном труде «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер не только подчеркнул эту особенность развития европейской цивилизации, но и сделал важный вывод о культурологической обусловленности исторического развития. Учение К.Маркса о роли экономического фактора в истории было до­полнено важным выводом о том, что культура, в частности протестантская этика для Западной Европы, определяет специфику общества, на­пример трудовую этику, мотивы к трудовой деятельности.

Велик вклад М. Вебера и в политическую социологию. Выступая за альтернативность исторический путей развития различных обществ, М.Вебер считал, что роль политиков, их значение как раз и определяются способностью выбирать, принимать правильные решения, обеспечи­вающие эффективность развития общества. М.Вебер развил теорию социальной стратификация. Экономическая стратификация К.Маркса была дополнена рядом новых критериев. Стратификация становится многомерной.

Итак, по мнению М. Вебера социология — это наука о социальном поведении людей, которое она стремится понять (уловить смысл, значение), истолковать (представить в виде системы понятий и придать им субъективный смысл) и объяснить (вскрыть закономерности поступков).

4

Видный итальянский социолог Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) изложил свою социологическую концепцию в книге «Трактат по общей социологии».

В. Парето продолжил линию на создание социологии, опирающейся на опыт, на научные методы проверки тех или иных теорий. Но в отличие от своих многих предшественников он отказался от рационализма и, наоборот, подчеркивал иррациональный, алогичный характер поведения людей. Глубинные психологические факторы толкают людей на опреде­ленные поступки, истинные мотивы которых они скрывают с помощью различных идеологических взглядов и теорий. Эти бессознательные психобиологические импульсы, управляющие поведением людей, В. Парето назвал «резидуи», т.е. «остатки», имеющие врожденный характер. Люди скрывают свои «резидуи» с помощью «дериватов», т.е. различных идеологических доктрин. К числу «резидуи» — «остатков» В. Парето относил различные чувства в общественных действиях и поступках, комбинации чувств, чувство солидарности, половой инстинкт и др. По мнению В. Парето, специфически человеческое лежит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях.

Рассматривая идеологий как форму проявления подсознательных инстинктов, В. Парето не отрицал их мобилизующей роли в обществе.

В. Парето различала социальной структуре общества элиту (лучших) и не элиту, т.е. массы людей, живущих только чувствами и предрассудками. Внутри правящей элиты он выделял две разные группы, которые по очереди сменяют друг друга у власти: лисы (действующие хитростью) и львы (применяющие широко силу). Эта циркуляция элит — универсальная закономерность любого общества. Жизнеспособность общества зависит от его открытости, от способности постоянного обновления элит талантливыми представителями низших слоев.

*










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 533.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...