Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социологические взгляды К.Маркса




Основные понятия:

Позитивное знание, социальная статика, социальная динамика, эволюция, социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура, функция,  исторический материализм.

1

Возникновение социологии пришлось на 30-40-е гг. XIX в. Оно связано прежде всего с именем французского ученого О. Конта, который ввел в научный оборот само понятие «социология». Это было время значительных перемен, требовавших поиска новых подходов к изучению общества.

Во-первых, это был период крайней нестабильности, революционных изменений в жизни общества, потребности в реформах. Социология, по мнению О. Конта, должна была дать строгую научную картину общества, законов его развития и тем самым помочь создать стабильное, опирающееся на науку общество.

Во-вторых, это было время бурного развития естественных наук, ряда крупных открытий в их области, что подталкивало к мысли, что точные методы естественных наук могут дать большую отдачу и в сфере общественных наук. Все дело только в том, чтобы отказаться от философских спекуляций в общественных науках и создать «позитивную» науку об обществе, опирающуюся на точные методы.

В-третьих, в Западной Европе в общественной жизни на базе развития общественного разделения труда, частной собственности и демократических институтов складывалась сложная социальная структура общества, которая нуждалась в социологических исследованиях. Формирование западного общества обострило потребности в социологии, в самопознании общества.

Социология — это ответ на потребности общественного развития XIX в. в условиях четко обозначившихся реальных предпосылок данной науки.

2

Огюст Конт (1798-1857 гг., Франция) в своей главной работе «курс позитивной философии» обосновал свое видение социологии как науки завершающей развитие человеческого духа настоящей на плечах своих предшественников: математики, астрономии, физики, химии и биологии, Конт рассматривал развитие человеческого духа и истории (в основе истории, по его мнению, лежит разум, интеллект) как восхождение от низших стадий к высшей. Первая стадия — это господство теологов и военных, когда человек объяснял окружающий мир с помощью наделения его сверхъестественными силами.

Вторая стадия — это господство философов и юристов, когда люди объясняли явления природы и общества с помощью абстрактных понятий символов, идей.

И третья, высшая стадия, стадия позитивная, которой соответствует не теологическое и не военное общество, а индустриальное. На этой стадии объединяются теория и практика с помощью экспериментальной позитивной науки, включая социологию. Позитивная наука вскрывает законы развития общества («знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избежать») помогает его реформировать, ибо революции сами по себе ничего не дадут. Реформе общества предшествует реформа интеллекта.

Социология должна изучать общество как в статическом состоянии («социальная статика»), т,е. его структуру, социальные институты, так и в развитии («социальная динамика»), т. е. социальный прогресс.

Особое внимание О. Конт уделял последней стадии, т. е. индустриальному обществу (на 3ападе это понятие вошло в широкий обиход, в общественные науки). По его мнению, индустриальное общество характеризуется такими чертами, как, научная организация труда; быстрый рост ресурсов, противоречия между предпринимателями и рабочими; кризисы производства; бедность среди роскоши; погоня за прибылью; невмешательство государства в экономику.

Подходя к обществу с рационалистических позиций, О. Конт главное внимание уделял качеству управления обществом. Для него вид собственности (частная или общественная) означает подчиненную роль по сравнению с управлением, с внедрением научных основ в жизнь общества. В конце концов для него социология — это наука о рациональной мыслительной деятельности, о разуме, высший уровень научного знания.

3

Английский мыслитель Герберт Спенсер (1820 — 1903 гг.) считается одним из основателей социологии, популярных ученых XIX в. Его называют главным представителем органической школы в социологии. Основной труд — «Основания социологии». По его мнению, главный закон всего сущего — эволюция, развитие, переход от гомогенности (однородности) к гетерогенности (разнообразию). Г. Спенсер ищет аналогии в развитии биологических организмов и общества. За это его называют иногда основателем органической школы в социологии. Но он видел и различия между обществом и биологическим организмом. По его мнению, общество — это совокупность индивидов, обладающих большей самостоятельностью, чем клетки организма. Вслед за О. Контом он различал военное, теологическое, индустриальное общество, но видел в них не хронологические этапы, а просто типологии. В процессе своего развития общество переходит от состояния подчиненности личности обществу к обслуживанию личности обществом. И в этом смысле он выделял общество двух типов:

1. общество принудительной интеграции для достижения целей (военное, доиндустриальное);

2. общество добровольной интеграции. Г. Спенсера иногда называют предшественником функционализма в социологии, ибо, по его мнению, социальный организм состоит из трех главных систем, выполняющих следующие функции: «регулирования», «производства средств для жизни» и «распределения». Г. Спенсер привлек внимание механизмам социального контроля в обществе. Это — государство как орган социального контроля («страх перед живыми») и церковь («страх перед мертвыми»).

Г. Спенсер, анализируя социальную структуру общества, выделял шесть типов социальных институтов: рабство, образование, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Ему по праву принадлежит заслуга разработки категориальной системы социологии. Он ввел в научный оборот такие термины, как социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура, функция.

4

Карл Маркс (1818 — 1883 гг.) внес большой вклад в создание и развитие научной социологии XIX в. Он, как и другие основатели социологии, стремился создать объективную, опирающуюся на конкретную историческую практику теорию общественного развития. В основу развития общества он положил экономику, способ производства материальных благ. Исходя из этого принципа, К. Маркс рассматривал развитие общества как естественно-исторический процесс, в ходе которого общество проходит ряд общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм. В своей однолинейной теории общественного развития К. Маркс использовал ряд идей О. Конта, что сближает его с последним, делает одним Из авторов теории индустриального общества. К. Маркс явился одним из авторов ныне популярных теорий стратификации и конфликтологии. Важен и подход К. Mapкca к личности как к продукту общественных отношений. Особенно значителен вклад К.Маркса в изучение капитализма.

Вместе с тем К. Маркс был ограничен своей эпохой. Недостатки и слабости его взглядов проявились позже. В частности, верно делая упор на экономическую обусловленность общественной жизни, К. Маркс недооценил другие факторы, в частности культурологический. В своем учении о социализме К. Маркс некритически (хотя сам призывал к критике) подошел к заимствованию взглядов утопического коммунизма. Он переоценивал, точнее, абсолютизировал роль классовой борьбы в истории, т.е. недооценивал возможности интеграции, стабильности общества, на что стала делать акцент последующая социология. Социальная стратификация по К. Марксу сводилась только к классовой.

А главное, К. Маркс вносил дух нетерпимости в борьбу, в научные дискуссии в социологии, что впоследствии под влиянием других уже факторов привело в ряде стран к догматизации марксизма, а нередко и к его вульгаризации. Поэтому, обращаясь к социологическому наследию К.Маркса, следует отличать взгляды самого К.Маркса и их трактовку в более позднее время различными теоретиками.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 566.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...