Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10. Учет движения тары и материалов в организациях торговли и общественном питания




 

Назначение и виды тары. Основные положения хозяйственных договоров, регулирующих операции с тарой и их влияние на организацию бухгалтерского учета тары. Особенности формирования и применения цен на различные виды тары.

Документальное оформление и учет операций с многооборотной тарой. Документальное оформление и учет операций с залоговой тарой. Учет операций по реализации тары. Особенности учета одноразовых упаковочных материалов.

Документальное оформление и учет доходов, расходов и потерь по таре. Документальное оформление движения материалов. Способы оценки материалов и их влияние на учет. Синтетический и аналитический учет движения материалов. Учет движения хозяйственного инвентаря, санспецодежды и санспецобуви, столовой посуды и приборов.

Объекты учета материальных ценностей включаемых в состав краткосрочных активов и из оценка

Документальные оформление и учет поступления материалов

Документальное оформление и учет расходов материалов

Документальное оформление и учет топлива , запчастей, автомобильных шин

Учет хозяйственного инвентаря, форменной и фирменной одежды

Учет лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни

Учет денежных документов

В1

Для обеспечения производства продукции, выполнения работ, оказан я услуг организации, кроме долгосрочных активов, приобретают краткосрочные материальные активы. Краткосрочные материальные активы - элемент производственной и коммерческой деятельности организации. Основными элементами краткосрочных материальных ценностей являются: материально- производственные запасы, готовая продукция, товары.

Материально- производственные запасы - часть имущества организации, предназначенная для использования при производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также используемые для нужд управления. Они приобретают не для продажи, а для их переработки и использования внутри организации. Материально-производственные запасы - объекты финансового и управленческого учета. Детальный учет материально-производственных запасов ведут в системе управленческого учета. Материально-производственные запасы условно можно подразделить на 6 основных групп:

· Сырье и материалы (основные материалы, покупная комплектующие изделия, удобрения )

· Топливо

· Запасных части

· Инвентарь и хозяйственные принадлежности

· Семена и корма для учета продуктов с/ х производства

· Животные на выращивании и откорме.

До учета вышеназванных объектов типовым планом счетов предусмотрены счета: 10, 11, 14, 15, 16. К счету 10 предусмотрено 12 субсчетов:

 

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия

3. Топливо

4. Тара и тарные материалы

5. Запасные части

6. Прочие материалы

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

8. Временные сооружения

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты

10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе

11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации

12. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы

Материально-производственные запасы на счетах бухгалтерского учета выражают в количественном отношении и денежной оценки. Учет в денежной оценке усложняется в развитии денежных отношений. Цены подвержены колебаниям, изменение цен оказывает влияние на величину показателей себестоимости и прибыли.

Учет материальных запасов осуществляется в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету запасов (постановление Минфина РБ номер103 от 12. 11. 10)

Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость запасов, приобретённых за плату определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение. К фактическим затратами на приобретение относят:

1. Стоимость запасов по ценам приобретения

2. Таможенные сборы и пошлины

3. Вознаграждение уплачиваемые посреднической организацией, через которую приобретены запасы

4. Затраты по заготовки и доставке до места их использования включая расходы по страхованию

5. Затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию

6. Фактическая себестоимость запасов при их изготовлении в организации определяется в сумме фактических затрат связанных с производством запасов

7. Фактическая себестоимость запасов внесенных в качестве вкладов в уставный фонд организации определяется исходя из их оценки согласно договору

8. Фактическая себестоимость запасов полученных организацией безвозмездно чаще всего определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При отпуске товаров в производство и ином выбытии из оценка производится одним из следующих способов :

· По себестоимости каждой единицы

· По средней себестоимости

· По себестоимости первых по времени приобретения запасов ( способ ФИФО)- этот способ основан на допущении, что запасы используются в течение отчетного периода в последовательности из приобретения. То есть запасы, которые отпущенные первые в производство должны быть оценены по себестоимости первых приобретений.

В2

Материалы используемые на производство, на строительные и ремонтные работы, на хозяйственные нужды, приобретение материалов у поставщиков осуществляется на основании договора купли- продажи (договора поставки). При поставке материалов поставщиком выписываются сопроводительные документы, к ним относятся товарно - транспортные накладные и другие документы. Товарно - транспортная накладная выписываемся поставщиком при поставке материалов автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная оформляется в 4 экземплярах, первый остается у поставщика, 2,3,4 вручается водителю. 2-ой - получателя, 3,4- для грузоперевозчика. Третий экземпляр служит основанием для расчетов на оказанные услуги по перевозке материалов заказчиков автотранспорта. Четвертый прикладывается к путевому листу и служит основанием для начисления заработной платы водителю.

Порядок приема материала и прохождения расчетных документов в организации устанавливается организацией с учетом условий поставки и транспортировки.

На складе получателя материалы принимаются материально-ответственными лицами. С материально - ответственным лицом должны быть заключен договор о полной ответственности. Материалы принимаются на основании сопроводительных документов поставщика. При расхождении поступивших материалов по ассортименту количеству, указанных в сопроводительных документах приемку осуществляет комиссия. Комиссия оформляет акт о приемке материалов.

На поступивших материалы организации составляют приходные ордера и акты о приемке материалов (составляется, если имеются расхождения).

Материалы принимаются к учету по фактической себестоимости. В зависимости от принятой в организации учетной политики поступление материалов может отражаться с использованием счетов 15, 16. В случае использования 15,16 на счете 15 отражается стоимость, заготовления материалов по фактической себестоимости. Отклонение фактической себестоимости и стоимости материалов по учетным ценам списывается на Д (К) счета 16.

Основная корреспонденция по отражению приобретения материалов с использованием счета 15

Содержание операции Д К
1. Поступили материалы от поставщика    
a. На стоимость материалов 15 60
b. На сумму НДС 18 60
c. Оприходование материалов по учетным ценам 10 15
2. Разница между фактической себестоимостью приобретения материалов и их учетной ценой     
a.  если выше 15 16
b.  если учетная цена выше фактической себестоимости 16 15

 

 

Основная корреспонденция по отражению в учете поступления материалов без учета 15 счета

Содержание операции Д К
1. Поступление материалов от поставщика на основании договора купли - продажи 10 60
2. Изготовление материалов самой организацией 10 20
3. Внесение материалов учредителями в счет вклада в уставные фонды организации 10 75-1
4. Получение материалов безвозмездно от других юридических или физических лиц  10 90-7
5. Приобретение материалов работниками организацией за счет подответных сумм 10 71
6. Поступление материалов от выбытия объектов ОС 10 91-1
7. Излишки 10 90-7
8. Послу плените материалов от верителя доверительному управляющему 10 76-6
9. Поступление (приобретение) материалов за счет финансовой помощи государства 10 60

 

В3

Материалы используются на производство продукции, на строительные и ремонтные работы на управленческие нужды. Основными документами на отпуск материалов являются лимитно - заборные карты, накладные на внутреннее перемещения материалов, акт на списание материалов, требования-накладные.

Лимитно - заборные карты применяются при систематическом отпуске материалов на производство продукции. Отпуск сырья и материалов, потребность в которых возникает периодически, производится по требованию-накладной либо накладной. Накладная на внутреннее перемещения материалов составляется при передаче материалов из одного подразделения в другое подразделение. Акт на списание материалов составляется в результате из порчи, недостаче, морального устаревания. Списание материалов в расход отражается в учете по количеству и стоимости. Согласно пункту 14 инструкции по бухгалтерскому учету запасов, могут применяться следующие способы оценки для списания материалов:

1. По себестоимости каждой единицы

2. По средней себестоимости

3. По себестоимости первых во времени приобретения запасов (способ ФИФО)

Применение одного из способов перечисленных выше и вариант исчисления средней себестоимости предусматривается в учетной политике (смотри пункт 15,16 инструкции 133).

В текущем учете списание материалов производится по учетным ценам. Учетной ценой может быть:

· Цена приобретения

· Фактическая себестоимость материалов предыдущего отчетного периода

· Планово-расчетный цены (пункт 50 инструкции 133)

Транспортно-заготовительные расходы и отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на управленческие нужды подлежат ежемесячному списанию на счету бухгалтерского учета, на которые списаны материалы по учетным ценам. Списание отклонений в стоимости материалов или транспортно-заготовительные расходов производится пропорционально учетным ценам

Д 20(23) К 10 650( списание по учетным ценам)

Д 20(23) К 16 66,3

Если отклонение согласно расчету отрицательное, то составляется бухгалтерская запись способом красное сторно Д 20(23) К 16.

Отражение на счетах бухгалтерского учета списания материалов

Содержание операции Д К
1. На стоимость материалов отпущенных на основное производство    
a. По учетным ценам 20 10
b. Отклонение фактической себестоимости от учетной цены (обычная либо запись способом красное сторно) 20 16
2. Списание материалов на вспомогательное производство    
a.  Списание материалов на вспомогательное производство 23 10
b. Отклонение 23 16  
3. Списание материалов израсходованных на общепроизводственные и общехозяйственные нужды 25(26) 10,16
4. Стоимости материалов, использованных на сбыт и реализацию продукции 44 10,16
5. На стоимость материалов отпущенных на строительство здания 08 10,16
6. Списание реализованных материалов    
a. На продажную стоимость материалов с НДС 62 90-7
b. НДС из выручки 90-8 68-2
c. На учетную стоимость материалов 90-10 10
d. Списание отклонений 90-10 16
7. Списание материалов в результате их недостачи    
  94 10
8. Передача материалов в качестве вкладов в уставные фонды другой организации 06-3 10(16)
9. Передача материалов в качестве займов 58(06) 10(16)
10. Отпуск материалов своим филиалов 79) 19(16

 

В4

Организации приобретают топливо для эксплуатации ОС (нефть, бензин). Государственными органами по каждой марке машины установлены линейные нормы на 100 км пробега. Нормы применяются с учетом поправочных коэффициентов, в зависимости от условий работы транспортного средства. Если по новому автомобилю отсутствует норма, то организация должна подать заявку в соответствующие органы для разработки их. Списание топлива на работу транспорта производится на основании путевых листов, которые выдаются водителю перед выездом. Фактический расход топлива определяется на основании замера остатков топлива в каждом автомобиле на конец каждого месяца. Расход топлива по нормам определяется показаний спидометров транспортных средств записываемых в путевые листы вначале каждой ездки и по ее окончанию.

Для учета топлива типовым планом счетов предусмотрен счет 10-3. Для учета движения топлива в организациях применяются счета второго порядка (например, топливо на складах 10-31,топливо по кредитным картам 10-32, топливо в баках 10-33...).

Организации заключают договора с заправленными станциями на отпуск топливо по безналичному расчету. Водителям выдаются электронные карты, по которым они заправляют автомобили. По данным информации по заправке автомобилей на основании электронных карт составляется записи 10-33 60, на сумму НДС 18 60, перечисление денежных средств 60 51.

Сумма использован него топлива в пределах норм списывается на затраты организации Д 23,26,44 К 10-3

Основанием для списания топлива на затраты являются накопительные ведомости данных путевых листов по фактическом расходе топлива или карточки расхода топлива.

Автомобильные шины организации приобретают у поставщиков для пополнения запасов, для замены шин. Приобретенные автомобильные шины включаются в состав краткосрочных активов и учитываются на счете 10-5. Новые шины, полученные от поставщиков, учитываются по цене приобретения. Автошины, покрышки находящиеся на колесах в запасе непосредственно на новых транспортных средствах включаются в первоначальную стоимость автомобилей, на 01.

В5

К объектам учета включаемых в состав краткосрочных активов относятся хозяйственный инвентарь и хозяйственные принадлежности

К хозяйственному инвентарю и принадлежностям относят: специальные приспособления для обслуживания покупателей; инвентарь для уборки складов, торговых залов. Для учета хозяйственного инвентаря и принадлежностей используется счет 10-9.

Хозяйственный инвентарь и принадлежности организации приобретают у поставщиков на основании договора купли-продажи; хозяйственный инвентарь и принадлежности разграничиваются в учете на 2 вида: хозяйственный инвентарь т принадлежности на складе; хозяйственный инвентарь т принадлежности в эксплуатации.

Основанием для оприходования на склад является товарно-транспортная накладные, выписанные поставщиком.

Отпуск хозяйственного инвентаря и хозяйственных принадлежностей со склада производится на основании требований накладных, накладных на внутренние перемещения. Аналитический учет хозяйственного инвентаря и принадлежностей ведется по местам эксплуатации и по материально-ответственным лицам. Перенос стоимости хозяйственного инвентаря и принадлежностей на затраты (расходы) осуществляется на основании учетной политики. В учетной политике могут быть предусмотрены различные способы включения из стоимости в текущие затраты (расходы):

1. В размере 50% стоимости предметов при передаче в эксплуатацию и 50% стоимости (за вычетом полученных материалов по цене возможного использования) при выбытии из-за непригодности.

2. В размере 100% стоимости предметов при передаче их в эксплуатацию (до 2 базовых величин).

3. В размере 100% стоимости при выбытии их из эксплуатации.

4. Ежемесячно исходя из сроков их службы.

Списание хозяйственных принадлежностей и инвентаря производится комиссией, назначенной приказом руководителя организации. Комиссия составляет акт на списание хозяйственных принадлежностей и хозяйственного инвентаря. В акте указывается материально-ответственное лицо, наименование списываемых предметов, их количество, стоимость, причина списания, полученные ценности от списания. Акт утверждается руководителем организации, передается в бухгалтерию, на основании акта бухгалтер отражает списание хозяйственного инвентаря и хозяйственных принадлежностей

 

Учет специальной одежды

Согласно трудовому кодексу наниматель обязан обеспечить работников специальной одеждой, обувью, другими средствами индивидуальной защиты. Нормативными документами установлен перечень профессий и должностей, которые обеспечивается специальной одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, а также сроки из носки и использования. Специальная одежда, специальная обувь, средства индивидуальной защиты выдаются бесплатно конкретному работнику под его ответственность на определенный срок. Индивидуальная одежда может быть не только индивидуального пользования, но и общего пользования. Выдаваемая специальная одежда, обувь и другие предметы не является собственностью работника, поэтому при утрате подлежит возмещения по остаточной стоимости. Включение в затраты (расходы) стоимости спец одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, а также сроки из носки и использования. Специальная одежда, специальная обувь, средства индивидуальной защиты производится согласно учетной политике.

1. В размере 100% при выдаче

2. В размере 50% при передаче в эксплуатацию

3. Путем ежемесячного включения в текущие затраты ( расходы) исходя из сроков службы

Для учета специальной одежды типовым планом счетов предусмотрены субсчета к счету 10:

10-10,11

 

Если списание предметов, специальной одежды осуществляется до истечения сроков службы, то неамортизированная сумма включается в состав прочих расходов по текущей деятельности

Обязанность носить фирменную одежду устанавливается внутренними правилами организации. Эти правила утверждается руководителем. Вид фирменной одежды, порядок ее выдачи, сроки использования и оплата устанавливается коллективным договором организации. Согласно коллективного договора обеспечение фирменной одеждой может производиться:

· За счет средств организации

· За счет средств сотрудников

· Оплачивается частично сотрудниками (50% как правило)

Фирменную одежду получают от поставщиков, как правило, которые шьют на заказ

В6

К драгоценным металлам, подлежащим учету, относятся золото, серебро, платина, находящиеся в любом виде и состоянии. К драгоценным металлам относятся изумруды, алмазы и др.

Драгоценные металлы и камни подлежат учету на всех этапах их движения. Отражение в учете лома и отходов, полученных в процессе производства, при ликвидации основных средств используется счет 10-12. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы подлежат сдаче на переработку. На драгоценные металлы и камни Министерством финансов устанавливаются фиксированные цены за 1 килограмм.

Драгоценные металлы и камни подлежат сдаче в государственное хранилище драгоценных металлов и камней. Существует 2 вида цен: расчетная и скупочная.

Расчетные цены используются при сдаче драгоценных металлов и камне организацией. Скупочные цены используются при учете драгоценных металлов и камней у населения.

В организациях приказом руководителя назначается работник, ответственный за учет драгоценных металлов и камней. Ответственный работник является материально-ответственным лицом. Полученные при списании основных средств и объектов лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и камни приходуются по специальному акту комиссией организации, в которую включается материально-ответственное лицо. Оприходованные лом и отходы подлежат сдаче организацией переработчику ли в государственный фонд Республики Беларусь.

При отгрузке лома, содержащего драгоценные металлы, указывается его вид, масса, стоимость лома и отходов.

 

 

В7

К денежным документам в бухгалтерском учете относятся приобретённые организацией транспортные, расчетные почтовые и другие документы, имеющие нарицательную стоимость (почтовые марки, марки государственные пошлины, проездные документы, путевки в дома отдыха и санатории, талоны организаций общественного питания). Приобретенные денежные документы организации учитывают на счете 10, на отдельно-выделенном субсчете,

Отражение на счетах денежных документов

Содержание операции Д К
1. Поступление (оприходование) денежных документов    
a. От поставщиков 10 60
b. От подотчетных лиц 10 71
2. Оплата поставщикам   60 51
3. Списание использованных денежных документов   20,25,44,90-10 10

Путевки в дома отдыха, санатории могут выдаваться на льготных условиях (часть суммы включается в состав прочих расходов по текущей деятельности организации, а часть оплачивается работником).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 497.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...