![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические этапы российского федерализма. Общая характеристика современного российского федерализма.
В своем развитии росс. федерализм прошел 3 основных этапа: 1) создание основ социалистического федерализма (1918— 1936); 2) утверждение фактического унитаризма в гос. устройстве России (1937—1985); 3) реформы гос. устройства перед принятием Конституции 1993 г. в 1918 г. Россия впервые стала федеративным гос-вом. Переход к федерализму рассматривался как единственный способ остановить распад бывшей Российской империи. Российская федерация изначально носила конституционный характер: федерация в России была провозглашена, учреждена, а не явилась следствием добровольного объединения различных территорий и народов. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Vучредила Россию как федерацию советских национальных республик. Позднее федеративная форма территориального устройства закрепляется в Конституции 1918 г. и во всех последующих российских конституциях. Субъектами федерации в советский период развития являлись только республики (в том числе автономные республики), хотя предусматривалось наличие в составе федерации отдельных территорий (автономных областей и округов) По Конституциям СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели непосредственное фиксированное представительство в одной из палат — Совете национальностей Верховного Совета СССР. ТО, представители большей части составных частей РСФСР от участия в решении общефедеральных вопросов были отстранены. Кол-во, состав, названия автономных республик России неоднократно изменялись. Начало 1990-х гг. в истории российского федерализма отмечено как так называемый «парад суверенитетов». В Декларации о гос. суверенитете РСФСР 1990 г. подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик. В 1991 г. четыре из пяти автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская), входившие в состав краев, провозгласили себя республиками; на основе некоторых краев, областей появились проекты образования новых республик. После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации. В значительной степени его предотвратил Федеративный договор 1992 г. Данный Договор представлял собой фактически синтез 3х договоров о разграничении предметов ведения и полномочий м/у федеральным центром и группами субъектов федерации. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юр. силу, значение и место в правовой системе гос-тва. Однако Федеративный договор не мог разрешить все негативные тенденции в российских внутрифедеративных отношениях прежде всего потому, что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов — краев и областей. Кроме того, Договор подписали не все регионы, многие субъекты РФ подписали его с оговорками. В настоящее время Федеративный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей Конституции РФ, однако его значение и место в правовой системе принципиально изменились: в соответствии с ч. 1 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ положения Договора действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. ТО, большая часть положений Федеративного договора сегодня фактически не действует, и этот Договор стал не столько действующим правовым актом, сколько историческим документом. Дальнейшее развитие федеративных отношений в России осуществляется на основе Конституции РФ 1993 г. Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации. Вхождение в состав Федерации 89 субъектов явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономич. отношении. Россия не является национальным государством, это многонациональное государство; республики — субъекты Федерации являются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения; русская нация не имеет в составе Российской Федерации полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства — Российской Федерации. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Концепция ставит в центр государственной политики повышение самостоятельности субъектов Федерации, развитие национально-культурной автономии народов России и многие другие меры по укреплению федеративных отношений.
Конституционно-правовой статус РФ. Конституционно-правовой статус РФ включает важнейшие черты ее федеративной государственности. Он характеризуется прежде всего тем, что РФ является суверенным гос-вом, полноправным субъектом международного сообщества, обладающим на всей своей территории полнотой гос. власти, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией находятся в ведении субъектов РФ. Основными элементами к/п статуса РФ являются: федеральная учредительная власть; гос.суверенитет; территориальное верховенство России; единое федеральное гражданство; гос. язык; федеральный бюджет, федеральная гос. собственность, единые таможенная, денежная, кредитная и налоговая системы; единая правовая система; система федеральных органов гос. власти, единые судебная система и система органов прокуратуры; единая внешняя политика, членство в межгосударственных объединениях; единые Вооруженные Силы; конституционное закрепление предметов исключительного ведения РФ; наличие государственных символов России: герба, гимна, флага, столицы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 579. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |