Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юридическая природа конституционных прав и свобод, их классификация.




Конституцион. права и свободы личности – неотъемлемые права и свободы, принадлежащие гражданину либо иному лицу от рождения гарантируемые гос-вом и составляющие основу конституционно-правового статуса личности. Конституц. права и свободы человека и гражданина в РФ – это основа всего правового статуса личности в РФ. При этом правам всегда корреспондируют обязанности, тогда как свободы предоставлены каждому независимо от исполнения им своих обязанностей перед РФ, если их ограничение не связано с исполнением приговора суда либо с иной установленной законодательством формой юр. ответственности.

Юридическая природа конституционных прав и свобод заключается в следующем:
1. Конституц. права и свободы опосредуют наиболее важные и значимые отношения м/у личностью и гос-вом, без V нормальная жизнедеятельность как отдельного чел., так и гос-ва в целом невозможна.

2. Конституц. права и свободы получают правовое закрепление в Основном Законе гос-ва, тем самым они обладают высшей юр. силой и имеют повышенную гос.-правовую охрану.

3. Конституц. права и свободы, в отличие от иных прав и свобод, закрепленных нормами др. отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса.  

4. Конституц. права и свободы явл. юр. базой для всех иных прав и свобод закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования обществен. отношений.

Классификацию конституц. прав и свобод можно проводить по различ. основаниям.

1. В зависимости от субъекта обладания их можно классифицировать на 1. права и свободы человека и 2. права и свободы гражданина. Отличие 1х от 2х заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо гос-ва или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству.

 2. По форме осуществления конституц. прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке. (так, только в коллективном порядке может быть реализовано право на объединение (ст. 30).

3. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд др.

4. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на 3 группы: 1) личные, 2) политические , 3) экономические, социальные и культурные.

 


Личные права, свободы и гарантии их защиты.

В общей системе конституц. прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 К. РФ «Права и свободы человека и гражданина». Основное назначение личных прав и свобод состоит: во-1х, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-2х, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-3х, с помощью личных прав гарантируется индивидуальная свобода, т.е. возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения.
Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством. Большинство из них не подлежит ограничению со стороны гос-тва ни при каких обстоятельствах. К личным правам и свободам человека и гражданина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здоровья; 2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; 3) на личную свободу и свободу передвижения; 4) равенство всех перед законом и судом; 5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища; 6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком; 7) на свободу совести и вероисповедания и т. д.

Гарантии защиты личных прав и свобод представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление людьми их правомочий. Выделяют следующие виды гарантий: социально-экономические, организационно- политические, юридические. К числу гарантий может быть отнесено право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом. Велика роль принципа презумпции невиновности, который закреплен ст. 49 К. России. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена судом. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Среди прочих гарантий прав и свобод граждан следует выделить как особенные юридические гарантии, в первую очередь – это право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, право обраще­ния в государственные органы и органы местного самоуправления, и другие, имеющие не материальный, а процессуальный характер.


Политические права и свободы человека и гражданина РФ. Федеральные законы «Об общественных объединениях» 1995 г. (в ред. от 01.07.2011) и «О политических партиях» 2001 г. (в ред. от 02.04.2012)

Полит. права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами гос-ва, закрепленные К. РФ и др. ФЗ.

Полит. права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами гос-ва непосредственно или ч/з своих представителей.

Конституционные полит. права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ, т. е. они являются гражданскими. Поэтому выделяются следующ. признаки политич. прав и свобод: 1) возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право); 2) полит. права принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, т. е. право 1 голоса на выборах или референдуме принадлежит 1 гражданину; 3) полит. права и свободы связаны не с правоспособностью граждан, а с их дееспособностью, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих полит. правах и свободах, тогда как ограничение в личных допускается в исключит. случаях. 4) гос-во обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение полит. прав и свобод граждан РФ.

Виды политич. прав и свобод: 1) избирательные права (право быть избранным в органы гос. власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право; право избирать представителей в органы гос. власти и местного самоуправления – активное избирательное право, 2) право на участие в референдуме; 3) право граждан РФ на объединение (согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, обществен. объединения для защиты своих интересов); 4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; 5) право на обращение в гос. органы и органы местного самоуправления Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" регулирует обществен. отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией обществен. объединений. Законом закрепляется порядок создания обществен. объединений, их реорганизации и (или) ликвидации, права и обязанности общественных объединений, регламентируются вопросы собственности общественных объединений, управления имуществом, а также определяется ответственность за нарушение законодательства об обществен. объединениях.

ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" регулирует обществен. отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в политич. партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политич. партий в РФ. Законом устанавливаются требования, предъявляемые к политич. партиям. Партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. Общая численность членов политич. партии должна составлять не менее 10 тысяч граждан РФ, при этом в каждом региональном отделении должно состоять не менее 100 членов полит. партии. Руководящие и иные органы полит. партии, а также ее структурные подразделения должны находиться на территории РФ. ТО, Законом не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политич. партий, а также иных политич. общественных объединений. Определен также порядок создания и регистрации, гос. поддержки и финансирования партий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 662.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...