![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источники конституционного права России и их классификация.
Источниками КПР являются н/п акты, посредством Vустанавливаются и получают юр. силу к/п нормы. К источникам относятся только действующ. в настоящий период времени правовые акты. Источники КПР классифицируются на : действующие на всей территории РФ; только на территории конкретного субъекта; на территории муниципального образования. К источникам КП можно отнести следующие: 1. Конституция РФ – основной источник КПР. В Конституции устанавливаются к/п нормы общего характера, являющиеся основополагающ. для к/п регулирования. Все др. источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения. 2. ФКЗ, ФЗ конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод чел. и гражданина, устройство гос. власти и управление). 3. Постановление Гос. Думы и постановление Совета Федерации. 4. Договоры и соглашения. Среди них - договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными гос-вами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые м/у Федерацией и ее субъектами или м/у субъектами Федерации. 5. Декларация. 6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ. 7. Указы и распоряжения Президента РФ. 8. Постановление Правительства. К источникам КП относятся только те постановления, V содержат общеобязательные нормы, регулирующ. отношения в сфере КП. 9. Правовые акты, издаваемые федеральн. министерствами, госкомитетами, ведомствами. 10. Судебные решения - постановления Конституц. суда РФ и Верховного суда РФ, имеющие отношение к конституционным правам и свободам 11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ. 12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ. 13. Акты органов местного самоуправления.
Юридические свойства Конституции и ее основные функции. К Юр. свойствам К. РФ относятся: 1.Учредительный характер, означающ, что К. юридически создает новые базовые ценности или значительно изменяет те, что были до нее. 2. Верховенство К. означает, что ее положения имеют наивысшую юр. силу в системе национального права. 3. Прямое действие К. проявляется по-разному: нормы-принципы и бланкетные нормы устанавливают обязательные для гос. органов и должностных лиц ориентиры поведения, др. нормы подлежат прямому исполнению. 4. Стабильность К. – обеспечивается особым порядком ее принятия и внесения поправок, по сравнению, например, с ФЗ. 5. Особая охрана К. - Статья 80 К. РФ закрепляет, что Президент РФ является гарантом К., такую же важную роль в ее охране играют КС РФ и в целом вся система органов гос. власти. Смысл охраны К. РФ заключается в обеспечении ее верховенства на практике; охрана К. выражена в следующих формах: 1. самоохрана, 2. охрана институтами гражданского общества, народом и отдельными гражданами; 3.охрана гос-вом, его органами и органами МСУ. К. РФ выполняет ряд важнейших функций: -Юридическая ф/я – главный источник права страны. -Политич. ф/я – она определяет устройство гос-ва, его отношение с отдельными людьми, служит правовой основой политич. системы. -Экономич. ф/я – устанавливает формы собственности и способы распределения материальных благ. -Идеологическая ф/я – отражает признанные обществом социальные ценности (собственность, права человека, свободы и т.д.). -Социальная ф/я – определяет формы взаимоотношений людей, принципы социаль. структуры, отражает требования социаль. обеспечения людей и т. д. Правовая охрана Конституции РФ и конституционно-правовая ответственность. Правовая охрана К. РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства К. как Основного Закона гос-ва, сущности и гарантий прав и свобод чел. и гражданина, политич, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов. Смысл охраны К, РФ заключается в обеспечении ее верховенства на практике и выражена в следующих формах: самоохрана; охрана институтами гражданского общества, народом и отдельными гражданами, охрана государством, его органами и органами МСУ. Особенность самоохраны К. РФ состоит в отсутствии волевого субъекта, осуществляющего данную функцию, т.е. К, РФ способна самообеспечиваться в силу своей социальной востребованности. Но в то же время полноценная реализация К возможна лишь при поддержке гражданского общества. Основной формой охраны К является гос-во в лице высших органах власти, среди V главное место занимает КС РФ, составляющий систему органов «верховного конституционного контроля» в которую, помимо КС, входят Президент РФ и Генеральная прокуратура. Значительными полномочиями в охране К. наделены также – Правительство, Верховный суд и Высший арбитражный суд. Статья 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент РФ является гарантом К. Роль Президента РФ в охране К. заключается в его праве и обязанности защищать основы конституционного строя – суверенитет, независимость и гос. целостность К/п ответственность – это самостоятельный вид юр. ответственности, осуществление мер V (в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов) не только устанавливается к/п нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту к/п отношений. Конституционное и законодательное признание к/п ответственности и установление как одного из видов юр. ответственности повышает эффективность к/п норм, усиливает их влияние на общественно-политич. практику. Субъектами к/п ответственности выступают как физ. лица, так и коллективные образования. Физ. лица как субъекты к/п ответственности представлены гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами и др. В качестве коллективных образований выступают гос. органы, негосударственные органы и объединения и др. Основанием к/п ответственности может являться не соответствующее нормам конституционного права поведение и наступление иных обстоятельств, прямо предусмотренных к/п нормами. К/п санкции применяются широким кругом уполномоченных субъектов (инстанциями ответственности) - органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и др. - в отношении неподчиненных и неподотчетных им субъектов, тем самым, отличаясь от дисциплинарных взысканий.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 548. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |