Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системообразующие элементы рынка: товар и деньги




 

Товарное (рыночное) хозяйство – это хозяйство, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей осуществляется через куплю-продажу. Оно базируется на общественном Разделении труда и ориентировано на общественные потребности.

Товарное производство – это производство товаров и услуг с целью их продажи на рынке. Сфера обращения состоит из системы рынков: товаров, денег, капитала (ценных бумаг), труда, недвижимости.

Товар – это продукт труда, созданный не для собственного потребления, а для обмена. Товар продается любому покупателю, при этом товаропроизводитель теряет на него право собственности, а покупатель становится полным собственником. Товар имеет два основных свойства: потребительную стоимость и меновую стоимость.

Потребительная стоимость товара – это способность вещи удовлетворять определенную человеческую потребность.

Меновая стоимость – это способность товаров в определенных пропорциях обмениваться друг на друга.

Как воплощение труда, каждый товар есть стоимость. Денежным выражением стоимости товара является цена. В стоимостном виде товары качественно однородны, что и дает возможность производить их обмен на базе сравнения затрат труда. Т.о. основой меновой стоимости является стоимость. Труд выступает субстанцией (первоосновой) всех товарных стоимостей.

Двойственность товара обусловлена двойственным характером труда, его создающего. Всякий товар можно рассматривать с двух сторон: как он создан (из какого сырья, при помощи каких инструментов, знаний и проч.) и чего стоило (каких затрат) его создание. Потребительская стоимость товара есть результат конкретного труда (землевладельца, металлурга, кондитера, швеи). Стоимость товара есть результат абстрактного труда, т.е. труда лишенного качественных особенностей и выступающего как расходование человеческой рабочей силы (мозга, мускулов, нервов), т.е. затраты физических и умственных усилий человека. В то же время абстрактный труд присущ лишь товарному производству как особая форма общественного труда.

Непременным атрибутом товарного мира являются деньги. Там где товар, там и деньги. С помощью денег товары выражают свою стоимость, вступают в хозяйственные процессы. Деньги – тот же товар, но товар особый. Под ним подразумевается товар, постоянно выполняющий роль всеобщего эквивалента. В истории товарного производства роль эквивалента играли различные товары – меха, шкуры, скот, зерно, золото, серебро в виде слитков и монет, бумажные деньги, кредитные деньги (банкноты), счетные деньги Электронные. Деньги отражают затраты общественного труда, общественную стоимость, служат средством выражения материальных ценностей.

Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно говорят о 5 основных функциях: мера стоимости; средство обращения; средство накопления (сбережений); средство платежа; мировые деньги.

 Исходя из специфической природы денег (золотых, бумажных, кредитных) и функций, которые они выполняют, действуют законы денежного обращения. В основе всех методов расчёта количества денег, необходимых для обращения, лежит формула предложенная неоклассиками (количественная теория денег), определяющая зависимость цен от денежной массы (уравнение Фишера):

 

MV=PQ                                                    (1)

 

где M – количество денег (денежная масса),

P – средний уровень цен,

V - скорость обращения денег,

Q -реальный объем ВНП.

Денежная система – это способ организации денежного обращения, сложившийся исторически и закрепленный законодательством.

Международная денежная система – это способ организации международных валютных отношений, закрепленный межгосударственными соглашениями и обеспеченный наднациональными институтами регулирования.

 

Контрольные вопросы по теме 1.5

1. В чем отличие товара от обычного продукта труда?

2. Что такое потребительная стоимость товара?

3. Что такое меновая стоимость и стоимость товара?

4. Какова роль закона стоимости в функционировании товарного производства?

5. Какие функции выполняют деньги?

6. Что выражает закон денежного обращения?

7. Определите сущность и элементы денежной системы.

 

1.6 Рыночный механизм:  его сущность, основные элементы, законы

 

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Она опирается на личные интересы, ограничивает роль государства.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, свободу предпринимательства. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики (максимизация полезности для потребителей; максимизация прибыли для производителей). Свобода выбора становится основой конкуренции.

Совершенная конкуренция предполагает:

1. множество покупателей и продавцов;

2. однородность товаров и услуг;

3. отсутствие ценовой дискриминации;

4. полную мобильность всех ресурсов;

5. абсолютную информированность о ценах.

Изменение вкусов, технологий и т.п. приводит к изменению относительных цен, а они выступают как важный индикатор, показывающий куда следует направлять ресурсы. Ценовой механизм с одной стороны, фиксирует сложившуюся в данном обществе ситуацию, отражает результаты свободного изъявления покупателей и продавцов; а с другой – подает сигналы для нового перераспределения ресурсов.

В основе ценообразования лежит взаимодействие производителей и покупателей, представляющий на рынке предложение и спрос. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь.

Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар. Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К их числу относятся: цена данного товара (Px), цены других товаров (Pa . . . Pz), величина денежных доходов (I), вкусы и предпочтения (T), накопленное имущество (W), инфляционные ожидания (IE) и др.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса:

 

Qdx = f ( Px, Pa. . . Pz, I, T, W, IE и др.)                                    (2)

 

При прочих (кроме цены на данный товар) фиксированных факторах, функция спроса выглядит как зависимость между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него. Графически кривая спроса идет слева-направо вниз.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот). Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар. Если изменилась цена данного товара, но не изменились прочие факторы, то произошло изменение объема спроса (движение по кривой спроса), если изменились прочие факторы, то произошло изменение спроса (сдвиг кривой спроса).

Предложение – это определенное количество товаров, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу таких условий относятся: цена данного товара (Px), наличие ресурсов (R), характер технологии (K), налоги и дотации (TS), природно-климатические условия (C), цены на ресурсы и др. товары (Pa . . . Pz).

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения:

 

Qsx = f ( Px, Pa . . . Pz, R, K, C, TS и др.)                      (3)

 

Закон предложения гласит: если цена на товар растет (при прочих фиксированных условиях), то предложение его увеличивается (и наоборот). В этом случае говорят об изменении объема предложения (движение по кривой предложения). Зависимость предложения от цены прямая. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить товар. Если меняется не цена товара, а другие факторы, речь идет об изменении предложения (смещение кривой предложения вправо или влево).

Механизм обеспечения рыночного равновесия

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (PS > PD), а объем предложения – не соответствовать объему спроса (QD < QS). В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

Равновесная цена (PE) – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил, т.е. Цена спроса и цена предложения совпадают и количество товара, которое покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать. На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Количество товара, реализуемое на рынке по равновесной цене, называется равновесным. При иных (кроме равновесной) ценах на товар неизбежны либо дефицит, либо затоваривание.

При сдвиге кривых спроса или предложения происходит переход от одного равновесного состояния к другому, от одной равновесной цены к другой. Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия. Она в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.

При анализе устойчивости равновесия следует использовать динамические модели, в которых учитывается фактор времени – напр. «паутинообразную» модель. В ней заложены колебания цен и объемов продукции, которые при одних условиях приводят к равновесию, а при других – удаляют от него.

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка. Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма на микроуровне, таких как потоварные налоги, дотации, фиксированные цены. Ставка потоварного налога (налог на продажи, НДС, налог с оборота, акциз и др.) или дотации устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара. При введении налога продавцу (покупателю) равновесие на рынке нарушится, возникнет затоваривание или дефицит. Итогом станет приход рынка в новое равновесное состояние, и налоговое бремя распределится между продавцом и покупателем. Распределение налогового бремени между ними зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Т.о. потоварный налог, вносимый в бюджет одной из сторон, платят оба: продавец и покупатель. При этом введение налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем). Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации – покупателю или продавцу – так же зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Помимо использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм – устанавливать фиксированные цены. Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях (алкоголь, золотые украшения и т.п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве).

 

Контрольные вопросы по теме 1.6

1. Назовите основные черты рыночной экономики.

2. Чем обусловлена совершенная конкуренция?

3. Какую зависимость отражает закон спроса?

4. Какую зависимость отражает закон предложения?

5. Как устанавливается равновесие на рынке?

6. Что такое равновесная цена?

7. Когда образуется на рынке избыток товаров?

8. Что происходит на рынке, если рыночная цена ниже равновесной?

9. Как повлияет на рынок товаров такой фактор как инфляционные ожидания?

10. Приведите пример товаров, равновесие на рынках которых не будет установлено.

11. Что произойдет на товарном рынке при введении дотации производителю?

12. Какое влияние имеет эластичность спроса или предложения на распределение налогового бремени между потребителем и продавцом?

 

 

1.7 Эластичность спроса и предложения

 

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. При проведении экономических расчетов возникает необходимость выяснить, как сильно будет реагировать величина спроса или предложения на изменение определенных факторов. Степень чувствительности спроса и предложения к изменению того или иного фактора и есть эластичность.

Мерой эластичности служит ее коэффициент:

 

                                                                      (4)

 

 

Эластичностью спроса называют измеряемую в относительной форме степень изменения его значения в ответ на изменение значения другой сопоставляемой с ним при анализе величины.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса, при изменении цены (на 1 процент). Поскольку закон спроса выражается обратной зависимостью изменения величины спроса на изменение цены, эластичность спроса по цене имеет отрицательное значение.

Существует два способа измерения эластичности. Точечная эластичность определяет эластичность при малых изменениях цены и определяется по формуле:

(5)

 

Дуговая эластичность определяет эластичность спроса при значительных изменениях рассматриваемых величин, для чего используются средние величины:

(6)

 

Различают три вида эластичности спроса по цене:

1. эластичный- изменение цены вызывает более существенное (в процентном отношении) изменение спроса на товар, и общие доходы растут;

2. единичный эластичный спрос - процентная величина изменения цен дает такой же процент изменение объема спроса;

3. неэластичный спрос-процент прироста спроса меньше процента изменения цены.

 Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или наоборот обладает бесконечной эластичностью.

Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса по доходу. Он отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от изменения индивидуального или совокупного денежного дохода.

Ценовая эластичность предложения характеризует степень реагирования продавцов (производителей) на изменение цен этих товаров на рынке. Она показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемого товара при изменении цены товара.

Важнейшими факторами, влияющими на эластичность предложения являются: фактор времени, цены других товаров и ресурсов, способность товаров к длительному хранению, уровень достигнутого использования ресурсов, степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей, технологические особенности налаживания производства. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется от 0 до бесконечности.

 

Контрольные вопросы по теме 1.7

1. Что отражает эластичность?

2. Чем отличается эластичность спроса от эластичности предложения?

3. Что такое ценовая эластичность?

4. Что показывает эластичность спроса по доходу?

5. Факторы влияющие на эластичность спроса.

6. Какое значение имеет эластичность для ценовой политики производителей?

7. Что такое эластичный и неэластичный спрос (предложение)?

8. Что такое перекрестная эластичность?

9. Как изменяется эластичность вдоль кривой спроса?

10. Как влияет эластичность спроса и предложения на налоговое бремя?

 

 

Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА

 

Изучаемые вопросы:

 

2.1 Теория поведения потребителя

2.2 Производство и теория затрат.

2.3 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

2.4 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

2.5 Ценообразование на рынке факторов производства.

2.6 Неравенство. Перераспределение доходов.

2.7 Общее равновесие и теория благосостояния.

2.8 Роль государства в рыночной экономике.

 

 

2.1 Теория поведения потребителя

 

Для большинства товарных рынков характерно наличие множества продавцов и покупателей. Индивидуальные запросы всех потребителей на данный товар формируют платежеспособный рыночный спрос. Функция спроса определяет общее направление его изменения в зависимости от цены на товар, но индивидуальные различия в характере и форме этого изменения могут быть весьма существенны.

Индивидуальные различия спроса покупателей определяются разными факторами: разницей в уровнях дохода, полом, возрастом, образованием, культурой и т.д.

Индивидуальный спрос-это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. Переход от индивидуального спроса к рыночному может быть легко осуществлено путем суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен.

Для обозначения того удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин «полезность» (U -utility).

Полезность в современной западной литературе понимается как абстракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потребления продукта. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах полезности (ютилах).

Общая полезность TU-это суммарное «удовольствие» от потребления всех единиц данного блага. Предельная полезность MU-это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на одну единицу. По мере роста потребления товара совокупная (общая) полезность увеличивается, но все более медленными темпами(закон убывающей предельной полезности), ибо в ходе постепенного насыщения потребности субъективно-воспринимаемая человеком ценность товара снижается, т.е. предельная полезность каждой следующей единицы блага меньше предыдущей. Потребитель покупает не один, а множество товаров, поэтому считается, что потребитель достигает максимума удовлетворения, если он распределит свой доход на покупку различных товаров таким образом, что для всех реально покупаемых им товаров А, В, С, . . ., N имеет место:

 

(7)

 

где MUN - предельная полезность товара N;

PN - цена товара N.

Другими словами, потребитель может оптимально использовать ограниченную сумму денег на покупку «корзины» необходимых товаров, если предельные полезности всех покупаемых товаров в расчете на одну денежную единицу (рубль, доллар, евро) будут равны (положение равновесия).

Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Английский экономист Роберт Гиффен установил парадоксальное явление – рост цен на некачественные потребительские товары первой необходимости, приводит к увеличению объема покупок этих товаров. В частности он наблюдал, что рост цен на картофель приводил к увеличению покупок картофеля бедной частью населения. Как выяснилось, такого рода парадокс характеризует спрос на многие товары, которые получили название «товаров Гиффена». Парадокс Гиффена возникает в случае некачественного товара, когда эффект дохода и эффект замещения имеют разную направленность и при этом эффект дохода выражен сильнее, чем эффект замещения.

Практические трудности точного количественного измерения такого субъективного ощущения как удовлетворенность, полезность привели к тому, что ряд ученых предложили описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Наибольший вклад в разработку одиналистской (порядковой) полезности внесли Френсис Эджуорт, Вильфредо Парето, Евгений Евгеньевич Слуцкий, Джон Хикс, Роберт Аллен. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтения потребителя или ранг потребительского блага (ординалистская или порядковая теория).

Для потребителя достаточно только упорядочить все возможные товарные наборы по «предпочтительности». На основе определения иерархии предпочтений для потребителя составляется карта кривых безразличия. Каждая кривая безразличия – это линия, объединяющая все наборы двух товаров, равноценные для потребителя по полезности.

При порядковом подходе снижение спроса по мере роста количества товара и его цены объясняется с помощью «эффекта замены» и «эффекта дохода». Эффект замены гласит: если цена на какой-либо товар возрастает, то потребители будут покупать его меньше, но зато станут покупать больше товаров заменителей. Предельной нормой замены благом Х блага У (MRSXY) называют количество блага У, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества Х на единицу, так, чтобы уровень удовлетвореня считался неизменным (т.е. сохранение той же кривой безразличия):

(8)

 

Возможности потребления человека ограничиваются его доходом (бюджетом). Бюджетное ограничение потребителя:

 

I = PXX+PYY+. . . +PNN                                 (9)

 

где I – доход (бюджет) потребителя;

PN-цены на товары;

X, Y, . . . , N – товары.

Бюджетная линия (для двух товаров) или иначе линия цен - это линия, все наборы которой обладают суммарным денежным равенством. Оптимальным для потребителя (равновесным) будет такой набор двух товаров, когда бюджетная линия касается какой-либо кривой безразличия (точка оптимума Е). Готовность замещать один товар другим определяется соотношением цен на оба товара

Товары, спрос на которые (при неизменных ценах) увеличивается с ростом дохода, принято называть нормальными. Товары, спрос на которые уменьшается при увеличении дохода, принято называть некачественными или неполноценными. Для нормальных товаров «эффект замены» и «эффект дохода» действует всегда в одном направлении: при снижении цены спрос на него увеличивается. Для неполноценных товаров «эффект дохода» действует в противоположном направлении, но, как правило, «эффект замены» оказывается большим, чем «эффект дохода», и спрос на него все же растет.

Уже в XIX веке было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшийся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнест Энгель. Кривая Энгеля показывает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара.

Идея разложения общего эффекта изменения цены на «эффект замены» и «эффект дохода» принадлежит российскому экономисту и математику Е.Е. Слуцкому, но только благодаря работам Хикса и Аллена мир ознакомился с решением этой проблемы. Версии Хикса и Слуцкого отличаются разными подходами к определению реального дохода потребителя.

 

Контрольные вопросы по теме 2.1

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3. Что такое предельная полезность?

4. В чем выражается взаимодействие между общей полезностью и предельной полезностью?

5. Что означает ситуация потребительского равновесия в количественном подходе?

6. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

7. Объясните правило максимизации полезности в условиях ограниченного бюджета потребителя.

8. Как соотносится эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена.

9. На каких аксиомах базируется порядковый (ординалистский) подход?

10. Что представляет собой кривая безразличия?

11. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя?

12. Как графически и аналитически интерпретируется «оптимум потребителя» в ординалистском подходе?

13. Чем отличается порядковый подход от количественного при анализе полезности и спроса?

14. Как реагирует потребитель на изменение цены товара на рынке?

15. Что показывает кривая Энгеля?

16. Опишите эффект замещения и дохода по Е. Слуцкому.

 

 

2.2 Производство и теория затрат

 

Для наиболее полного удовлетворения своих потребностей люди вынуждены обмениваться тем, что производят. Блага, необходимые для организации производства, называются факторами производства. Производство представляет собой процесс соединения таких факторов как капитал, труд, земля и предпринимательство с целью получения новых благ и услуг, необходимых потребителям. Для организации производственного процесса необходимые факторы производства должны присутствовать в определенном количестве.

Зависимость максимального объема производимого продукта от затрат используемых факторов называется производственной функцией:

 

Q=f ( K, L, N )                                             (10)

 

где Q-максимальный объем продукта, который возможно произвести при заданной технологии и определенных факторах производства;

К-затраты капитала;

L-затраты труда;

N-природные ресурсы (затраты сырья).

 Разные комбинации факторов производства дают разные объемы произведенной продукции. Существует определенный предел роста объема производства при увеличении одного фактора, в то время как остальные факторы остаются постоянными. Это свойство получило название закона убывающей производительности, или убывающей отдачи.

Помимо общего продукта (ТР) в теории производства используются такие понятия, как средний продукт и предельный продукт. Построив график производственной функции, показывающий взаимосвязь общего, среднего и предельного продукта, можно выделить три этапа в развитии производства при данном уровне техники и технологии.

Первый этап-этап экстенсивного роста, когда увеличивается не только общий и предельный, но и средний продукт. Второй этап – этап интенсивного роста, когда общий продукт еще растет (хотя и с замедлением), предельный продукт еще имеет положительное значение, но средний – уже сокращается. В «нулевой точке» происходит перелом, начинается третий этап, когда дальнейшее наращивание переменного ресурса приводит к сокращению общего выпуска продукции.

Подобно кривым безразличия в теории производства существуют линии равного продукта при разных комбинациях факторов производства (труда и капитала). Это - изокванты. Возможность выпуска одного и того же объема продукции при разных комбинациях ресурсов позволяет говорить и о возможности взаимозамещения ресурсов. Показателем замещения одного ресурса другим является предельная норма технической замены - MRTSXY. По аналогии с бюджетной линией в теории производства используют линию равных затрат (изокоста).

В точках касания изокостами изоквант достигается максимальный при данном объеме затрат ресурсов объем производства. Через все точки касания проходит линия роста продукта. Под отдачей от масштаба понимается рост выпуска продукции при увеличении затрат ресурсов. Возможны три варианта отдачи: постоянная, убывающая и возрастающая. Для каждого периода (длительного, короткого) определяется своя оптимальная линия роста.

Классификация затрат осуществляется по нескольким направлениям:

1. индивидуальные и общественные затраты;

2. явные, неявные затраты;

3. вмененные затраты (упущенных возможностей, альтернативные);

4. постоянные FC и переменные VC затраты;

5. общие ТС, средние АС и предельные МС затраты.

При анализе издержек учитывают длительность периода.

 

Контрольные вопросы по теме 2.2

1. Что показывает производственная функция?

2. Что такое предельный продукт?

3. О чем гласит закон производственной функции?

4. В чем выражается эффект масштаба?

5. Что такое предельная норма технического замещения?

6. Как определяется равновесие фирмы?

7. Какие виды затрат несет фирма?

8. Дайте определение понятиям бухгалтерская и экономическая прибыль фирмы.

 

2.3 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Под совершенной конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой однородный продукт производится большим числом независимых друг от друга производителей, причем каждое предприятие производит лишь очень незначительную часть общего выпуска продукции. В результате отдельное предприятие практически не может повлиять на рыночную цену, изменяя объем производства своей продукции (горизонтальная линия спроса).

 Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену. Со стороны спроса та же ситуация: большое число потребителей. Нет ограничений на вход и выход в данную отрасль. Задачу фирмы можно сформулировать так: при каком объеме производства прибыль ТП будет максимальной?

 

ТП = TR – ТС =P·Q – ТС,                                (11)

 

где TR – общая выручка;

  ТС – общие затраты;

Р – цена (постоянная) единицы выпускаемой продукции;

Q – объем производства.

Предельная выручка MR – это прирост общей выручки в результате увеличения объема производства на одну единицу:

 

 

                           при DQ = 1                                     (12)

 

Для решения задачи найдем производную ТП по Q (т.е. предельную прибыль МП) и приравняем ее к 0:

 

                       (13)

 

Это означает, что фирма заинтересована увеличивать объем продукции до тех пор, пока предельные затраты (как и предельная выручка) не возрастут до уровня рыночной цены. Если МС<Р, то фирма будет заинтересована в сокращении производства. При критически низкой цене, когда фирма покрывает только свои переменные издержки (Р =AVC), она будет на грани закрытия («точка закрытия»). При более высокой, чем в точке закрытия, цене фирма будет производить товары в соответствии с величиной предельных издержек, выручая кое-что и для покрытия своих постоянных затрат FC. Если рыночная цена ниже точки безубыточности («критического объема производства», где Р = АТС), то фирма по крайней мере, минимизирует свои убытки. В долгосрочном плане, когда предприятие может изменить производственную мощность, условие безубыточности формируется при критической рыночной цене, когда конкурирующие фирмы только покрывают свои полные издержки (точка Е, где пересекаются линии МС, АТС, LMC и LAC, т.е. Р = МС = АТС = LAC). Если рыночная цена ниже этой критической долгосрочной цены, фирмы будут покидать отрасль до тех пор, пока рыночная цена не вернется на критический равновесный уровень.

Кривая предложения фирмы показывает какое количество продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. При любом изменении рыночной цены кривая предложения будет формироваться в соответствии с линией MC, которая выше минимума АVC.

При цене, превышающей долгосрочную цену и обеспечивающей фирме положительную экономическую (т.е. сверх-) прибыль, в отрасль будут внедряться новые фирмы. В результате, линия предложения сдвигается вправо, цена продукции уменьшается до уровня минимальных долгосрочных средних затрат типичного предприятия («критическая длительная цена»). В таком случае, данный рынок перестанет быть привлекательным для других фирм, так как действующие предприятия будут получать нулевую прибыль.

Для тех фирм, которые освоили данный рынок, это будет означать, что они будут получать бухгалтерскую прибыль, но не получать прибыль экономическую, которая включает неявные затраты. Поэтому стимула для выхода из дела у них не будет.

Можно отметить три момента, которые лежат в основе долгосрочного равновесия на конкурентном рынке:

1. Спрос на рынке совпадает с предложением и образующаяся равновесная цена устраивает как продавцов, так и покупателей.

2. Все фирмы в отрасли максимизируют свою прибыль, т.е. находятся в равновесии.

3. Все фирмы получают нулевую прибыль.

Перечисленные условия создаются в течении длительного времени, а в коротком периоде фирмы могут получать достаточно высокую экономическую прибыль.

 

Контрольные вопросы по теме 2.3

1. Чем определяется структура рынка?

2. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми для классификации рынка как рынка совершенной конкуренции?

3. Что такое конкурентная фирма?

4. Как ведет себя линия спроса конкурентной фирмы?

5. Когда фирма работающая в условиях совершенной конкуренции получает максимальную прибыль?

6. При какой ситуации конкурентная фирма готова прекратить работу?

7. Как ведет себя линия предложения отрасли в краткосрочном периоде?

 

2.4 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

 

Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия. «Чистая монополия» – крайний случай несовершенной конкуренции.

Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен.

Если в условиях совершенной конкуренции фирма выступает как «принимающая цену», то чистый монополист диктует цены. Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически.

Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин ее порождающих. Существуют три причины:

ü экономия от масштаба;

ü контроль над редкими и очень важными ресурсами;

ü государственное ограничение притока новых производителей.

Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем нескольким, то данная отрасль - естественная монополия.

Продавец обладает монопольной властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска.

До определенного предела, а именно, пока его предельная выручка не сравняется с предельными затратами (МR = MC), монополист заинтересован в расширении производства и понижении цены, поскольку общая выручка растет. Дальнейший рост производства (и выручки) не компенсирует падение цен. (MR имеет отрицательное значение). Стремясь максимизировать прибыль, монополист создает дефицит, т.е. выбирает меньший объем производства, чем тот который был в условиях совершенной конкуренции, и назначает более высокую цену. Тем самым монополия наносит ущерб обществу на величину недопроизводства.

Иногда в целях получения дополнительного дохода фирма-монополист находит возможным и выгодным назначать различные цены для разных покупателей. Практика установления разных цен на один и тот же товар или услугу, не связанная ни с какими различиями в затратах, называется ценовой дискриминацией. Существуют три вида, или степени ценовой дискриминации, проводимой монополией. Цены могут различаться в зависимости от: качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).

Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом. И государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - крайние полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия - т.е. рынки несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен, т.е. данная группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей. Товары, хотя и взаимозаменяемы, отличаются друг от друга некоторыми качественными характеристикам (внешним видом, упаковкой, местом продажи и т.д.). Поэтому в отличие от совершенной конкуренции, каждый отдельный производитель, изменяя объем производства, может повлиять на цену своего товара.

При монополистической конкуренции имеет место «дифференциация товара», которая приводит каждого продавца к понижающемуся спросу и она отражается и в дифференциации цены. Так же как и при совершенной конкуренции отсутствуют ограничения на вход и выход фирм в отрасль. Для монополистической конкуренции характерна борьба за улучшение качества-«скрытая ценовая конкуренция».

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Обычно число фирм находящихся в отрасли не превышает десяти. Наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется «олигополистической взаимосвязью». Она может принимать различные формы: от удержания цен на одном уровне до ценовых войн. «Ценовая война» - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Она приводит к тому, что фирмы последовательно «подрезают» цены друг у друга до тех пор, пока уже не могут извлечь из этого никакой выгоды. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних затрат, а экономическая прибыль-до нуля. Тогда наступает равновесие и продавцы назначают одну и ту же цену: Р = АС = МС, а общий рыночный выпуск становится таким же, как при совершенной конкуренции.

Итак, для олигополистического рынка характерна конкурентная борьба, которая проявляется в разных формах: от жестоких ценовых войн до сотрудничества.

Несмотря на то, что пока не выработана общая теория олигополии, в течение многих лет экономисты предлагали различные формальные теории, которые способствуют более глубокому пониманию проблем олигополии. Статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен французским математиком и экономистом Антуаном Огюстеном Курно в 1838 году. Он исходил из того, что обе фирмы производят однородный товар и принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках.

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся и будут коллективно намечать объем производства.

Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии-модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.

 

Контрольные вопросы по теме 2.4

1. Какие существуют виды монополий?

2. При каких условиях фирма-монополист максимизирует прибыль?

3. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает а кто проигрывает в результате установления монополии?

4. Что такое ценовая дискриминация II и III степени?

5. Какова государственная политика в отношении монополии?

6. Какой оптимальный для себя объем выпуска продукции выберет фирма-монополист с точки зрения максимальной выручки?

7. К чему приводит дифференциация продукта?

8. Что отличает олигополию от монополистической конкуренции?

9. Объясните понятие «олигополистическая взаимосвязь».

10. Что такое модель Курно?

11. Объясните модель «ломаной кривой спроса».

12. В каких отраслях возможны дуополия и монопсония.

 

2.5 Ценообразование на рынке факторов производства

 

 Проведя анализ спроса на факторы производства, можно убедиться, что он в конечном итоге находится в зависимости от потребительского спроса (производен от него). Но есть и отличия от обычного товарного рынка: во первых, труд носит личностный характер; во вторых, спрос на факторы производства определяется не населением, а фирмами; в третьих, физически количество земли, которое может быть предложено на рынке, ограничено, но спрос на нее достаточно эластичен (земля уже давно не дар природы, а продукт труда); в четвертых, человек – такой же объект вложения капитала, как и другие факторы.

Таким образом, труд и земля тоже рассматриваются как капитал. Сейчас принято различать:

1. капитал как источник дохода;

2. доход как результат производительного использования капитала. Соответственно используются две цены:

ü капитальная, по ней продается земля, капитал, овеществленный в вещи, но не труд;

ü текущая - использование ресурса в течение какого-то времени (зарплата как цена труда, прибыль и процент-цена капитала, рента-цена земли).

При анализе спроса на факторы производства вводится понятие «стоимость предельного продукта ресурса». Она определяется как произведение предельного физического продукта этого ресурса на цену единицы выпускаемой продукции:

 

VMPA = P·MPA                                          (14)                                  

 

Предельная выручка, приносимая предельным продуктом ресурса А, определяется произведением предельного физического продукта МРА на предельную выручку:

 

      MRPA = MPA · MR                                    (15)

 

Как известно, в условиях совершенной конкуренции MR = P, поэтому

 

MRPA = VMPA                                                 (16)

 

При несовершенной конкуренции MR < P, поэтому

 

MRPA < VMPA                                      (17)                                   

 

Общее правило замещения факторов производства: если цена какого-либо фактора, например, труда, растет, в то время как цены других факторов остаются неизменными, то фирма, как правило, замещает его теми факторами, цены на которые остались неизменными.

Особенность предложения труда в отличие от предложения других ресурсов состоит в том, что он поставляется на рынок не фирмами, а самими трудящимися. Предложение труда определяется:

1. численностью населения;

2. долей в нем трудоспособного населения;

3. средним числом часов, отработанных рабочим за год;

4. качеством труда и квалификацией рабочих. Если предложение рабочей силы оказывается ограниченным в сравнении с предложением других ресурсов, то происходит рост зарплаты.

Если время суток:

Т (24 ч) = l + h                                             (18)

 

где l – рабочее время;  

h-время досуг.

Тогда дневной доход рабочего

 

I = W · l = W (T – h) = WT – Wh                      (19)

 

где W- часовая ставка заработной платы.

Рабочий заинтересован продавать свой досуг за деньги, поскольку каждый час свободного времени означает убытки («эффект замены»). Но «замещению» противодействует обратный процесс-«эффект дохода». При достаточно высокой ставке заработной платы, для человека возрастает ценность свободного времени, досуга. До определенного предела рост часовой ставки зарплаты ведет к росту продажи рабочего времени. После чего наблюдается, наоборот, сокращение рабочего времени. Как правило, зарплата не является единственным источником денежных доходов. Различные выплаты (пособия, стипендии, пенсии и т.п.) образуют автономный (от зарплаты) доход.

С увеличением автономного дохода оптимальная для работника продолжительность рабочего дня уменьшается (линия потребности KN сдвигается вправо – вверх, касаясь более высокой кривой безразличия). Более высокая заработная плата (на престижных, тяжелых, опасных работах) ведет к увеличению предложения труда и сокращению спроса на него. Чрезмерная активность профсоюзов, забастовочная борьба за более высокую оплату могут стимулировать рост безработицы и спад производства. Рынок стремится к такой равновесной системе различий в размерах заработной платы, при которой совокупный спрос на каждую категорию труда будет совпадать с существующим по ней предложением.

Капитал является одним из основных элементов общественного богатства. Капитал в широком смысле слова – это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Капитал отличается от земли тем, что он обладает способностью воспроизводства, в то время как земельный фонд представляет фиксированную величину и не может быть быстро увеличен.

Денежный капитал формируется за счет разных средств. Как собственных, так и привлеченных, «заемных». Заемные средства, предоставляемые под определенный процент, формируются как за счет временно свободных средств фирмы, так и за счет сбережений населения. С увеличением ставки процента спрос на заемные средства со стороны предприятий сокращается, а предложение наоборот, возрастает, вследствие возрастания склонности к сбережению со стороны населения. На рынке заемных средств под влиянием спроса и предложения на них происходит формирование равновесной ставки процента. Надо учесть, что реально существуют разные денежные рынки с различными ставками процентов (банки, сберегательные и страховые компании, рынки ценных бумаг и т.д.). Какой-то единой средней ставки процента для всех рынков денежных средств не существует.

 Формирование предложения заемных средств со стороны индивидуума происходит следующим образом. Индивидуум имеет фиксированные размеры дохода в текущем и будущем периодах. Он может выбрать любую комбинацию объемов текущего и будущего потребления. Рост процентной ставки на заемные средства может стимулировать его к воздержанию в текущем потреблении с целью его увеличения в будущем. Соотношение между текущим и будущим потреблением (аналог бюджетной линии на карте кривых безразличия) позволяет найти точку оптимального соотношения. При изначально низких ставках процента обычно преобладает «эффект замены»-«склонность к сбережению». При традиционно высоких ставках процента «эффект дохода» («склонность к потреблению») может оказаться сильнее «эффекта замены». В этом случае с ростом ставки процента объем сбережений будет сокращаться.

Землей в экономической теории называют все естественные ресурсы (плодородную почву, запасы пресной воды, месторождения ископаемых).

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала она неподвижна. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому когда мы говорим об ограниченности земли, мы имеем ввиду землю определенного качества, расположенную в определенном месте. Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю. Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента -сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос.

«Экономическая рента» - это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Земельная рента представляет частный случай экономической ренты. «Земельная рента» – это плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. В действительности земля различается («дифференцируется») и по плодородию и по положению. Вопрос о «дифференциальной ренте» впервые был детально разработан в трудах Д. Рикардо.

Цена на землю определяется путем капитализации ренты. Она должна представлять собой сумму денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты.

 

Контрольные вопросы по теме 2.5

1. Назовите особенности рынка факторов производства.

2. Почему ценообразование на рынке ресурсов выделяется в отдельную проблему микроэкономического анализа?

3. От чего зависит поведение (спрос) фирмы, при наличии на рынке единственного переменного фактора производства?

4. Чем определяется рыночный и отраслевой спрос на ресурс?

5. Каким будет условие минимизации издержек фирмы на ресурсном рынке?

6. Чем определяется предложение труда?

7. Какая зависимость существует между структурой рынка труда, объемом занятости и платой за труд?

8. Что понимается под инвестициями в человеческий капитал?

9. Какова основная функция процентной ставки?

10. Каковы экономические функции земельной ренты?

11. Чем определяется предложение земли и спрос на нее?

 

 

2.6  Неравенство. Перераспределение доходов

 

Дифференциация заработной платы предопределяет неравенство распределении личных доходов. В основе его, в конечном счете, лежат различия в способностях, образовании, профессиональном опыте. Важным фактором неравенства является и неравномерное распределение собственности на ценные бумаги (акции, облигации) и недвижимое имущество. Наконец, нередко определенную роль играют везение, удача, доступ к ценной информации, риск, личные связи и т.д. Эти факторы действуют разнонаправлено, то сглаживая, то увеличивая неравенство.

Чтобы измерить степень неравенства по величине дохода, на практике используют квинтильные и децильные коэффициенты (суммарные доходы – 10-20% наиболее богатых семей соотносятся с суммарными доходами 10-20% наиболее бедных семей), которые дают лишь самую общую картину неравенства, не учитывая неравномерное распределение доходов среди средних классов общества. Более точной мерой неравенства является индекс Джини. (Коррадо Джини – итальянский статистик, экономист, демограф.)

Степень неравенства доходов можно увидеть на кривой Лоренца (Макс Лоренц – американский статистик, экономист). «Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывает на то, что любой данный процент семей получает собственный процент дохода. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода.

Вопрос о том, как надо распределять доход и как это будет согласовываться с требованиями экономической эффективности. Имеет длинную и противоречивую историю. Ответ на него будет зависеть от того, что понимать под справедливостью. Истории экономической мысли известны четыре разных подхода к этой проблеме. Согласно эгалитарному взгляду, справедливым можно считать максимально равное распределение благ между людьми (т.н. «уравнительное распределение).

Согласно другому взгляду, утилитарному, материальные блага надо распределять между людьми так, чтобы максимизировать общую полезность, получаемую всеми членами общества. Основоположник утилитаризма Иеремия (Джереми) Бентам («наибольшее счастье наивозможно большего числа людей») и его последователи считали, что извлекаемую полезность разных людей можно измерять, сравнивать и складывать (кардиналистский подход).

Попытку решить проблему справедливости на более широкой основе предприняли А. Бергсон и П. Самуэльсон (т.н. «новая» теория благосостояния). Они предложили оценивать изменения благосостояния с помощью «функции общественного благосостояния». На основе карты общественных кривых безразличия, ранжирующей различные комбинации индивидуальных полезностей в соответствии с системой ценностных суждений о распределении дохода, определяются условия общепризнанного социального оптимума.

Согласно третьему взгляду «рыночному», эту проблему должен решать рыночный механизм. Уровень и дифференциация доходов влияют на трудовую активность. Уравнительное распределение подрывает стимулы к более производительному труду. Существует еще «роулсианский» подход, допускающий неравенство в доходах в той мере, в какой оно способствует росту благосостояния низкодоходных групп населения.

В большинстве развитых стран государство активно участвует в перераспределении доходов. Прогрессивный характер налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается большим в процентном отношении налогом, чем беднейшая. Часть полученных налогов правительство использует для трансфертных платежей (негативного налога) в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования (по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы), и государственной поддержки беднякам (помощь многодетным семьям, социальное и медицинское страхование, выделение продовольствия и различных льгот).

 В результате политики перераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону большего равенства. Такая политика оправданна в долговременной перспективе.

 

Контрольные вопросы по теме 2.6

1. Может ли быть эффективная экономика справедливой?

2. Как следует распределять НД (национальный доход) между членами общества?

3. Назовите различные трактовки причин неравенства доходов и благосостояния.

4. Какое влияние на коэффициент Джини оказывает подоходный налог?

5. В чем проявляется государственная поддержка уровня доходов?

6. С помощью каких коэффициентов можно определить неравенство доходов?

7. Что показывает кривая Лоренца?

8. Как происходит перераспределение доходов в современной рыночной экономике (смешанной)?

 

2.7 Общее равновесие и теория благосостояния

 

Под экономической теорией благосостояния понимается теория, рассматривающая вопросы наилучшей организации экономики, лучшего распределения доходов, лучшей налоговой системы. Выбор и оценка альтернативных вариантов организации экономики предполагают учет интересов всего общества и этические моменты (т.е. не только того, что было, есть, будет, но и того, что должно быть). Центральная проблема теории благосостояния состоит в том, что, имея определенные (т.е. ограниченные) ресурсы, общество не может обеспечить одновременный рост выпуска всех видов продукции, удовлетворить все растущие потребности всех членов общества, но может наиболее эффективно распределить эти ресурсы, производя (в интересах большинства) больше одних товаров и меньше других.

В условиях совершенной конкуренции, когда цены товаров равны предельным издержкам, цены факторов производства равны стоимости предельных продуктов, а внешнее воздействие отсутствует, рыночный механизм сам приводит к эффективному распределению ресурсов. Исходя их той концепции, состояние экономики, когда производство и распределение невозможно изменить без того, чтобы увеличение благосостояния одного или группы лиц, получило название оптимального по Парето (или Парето-оптимального).

 Необходимыми условиями (признаками) Парето-оптимального состояния экономики являются:

ü эффективность распределения благ между потребителями;

ü технологическая эффективность;

ü эффективность структуры выпуска продукции.

Общее рыночное равновесие-это такое состояние экономики, при котором рынки всех товаров и ресурсов одновременно находятся в равновесии, т.е. когда объем спроса на любой товар или ресурс равен объему его предложения. В случаях, когда на всех рынках соблюдаются условия совершенной конкуренции, общее рыночное равновесие называется общим конкурентным равновесием. При общем конкурентным равновесии выполняются все три условия эффективности. Оно характеризуется следующими признаками:

1. каждый производитель получает максимум прибыли при ограниченном выпуске продукции;

2. каждый потребитель достигает максимума благосостояния при ограничении величины его дохода;

3. для каждого потребителя сумма доходов равна сумме расходов;

4. доход, приносимый единицей каждого фактора производства, равен его предельной производительности;

5. спрос и предложение равны.

Рыночная экономика приводит к определенному социальному неравенству. Распределение доходов и потребление зависят от первоначального вклада факторов. Спрос не всегда отражает действительное благосостояние человека. Активная государственная политика в этих обстоятельствах способна скорректировать механизм рыночного регулирования в целях достижения эффективной и справедливой общественной организации.

Доходы следует рассматривать не только как источник извлечения полезности, но и как средство для стимулирования более активных, предприимчивых. Их активность будет способствовать росту благосостояния и низкодоходных групп. Если идти по пути перераспределения доходов в пользу бедных (ради равенства), то это часто снижает эффективность производства (подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, трудовой активности) и, в конечном итоге, снижает производство, уменьшает суммарный доход и благосостояние. Большинство же людей, боясь попасть в нижние слои общества, склонны к уравниловке.

 

Контрольные вопросы по теме 2.7

1. Что понимается под эффективностью экономики?

2. Назовите основные условия (признаки) Парето-оптимального состояния экономики?

3. Что такое эффективное распределение ресурсов в обмене?

4. В чем проявляется эффективность производства?

5. Какие бывают критерии оценки благосостояния?

6. Что понимается под экономической теорией благосостояния?

7. Что такое предельная норма продуктовой трансформации?

 

2.8 Роль государства в рыночной экономике

 

Невозможность решения таких проблем как издержки монопольной власти в отдельных отраслях, вредные побочные эффекты в производстве и потреблении, несправедливое распределение доходов, производство общественных благ, предоставление полной и объективной информации, цикличность развития экономики и т.д. чисто рыночными методами, объясняет необходимость вмешательства государства в экономические процессы.

Государство берет на себя такие функции как защита конкуренции и антимонополистическое законодательство. Это – налоговая практика и ее воздействие на процессы ценообразования и рыночного равновесия, перераспределительная политика государства, стимулирующая и антициклическая политика, борьба с инфляцией и др. С производством и распределением таких благ как «общественные» в отличие от частных благ рыночные механизмы тоже справляются недостаточно успешно.

Особую группу образуют так называемые «квазиобщественные» или иначе «псевдообщественные» блага и услуги. Обычно они предоставляются государством и выглядят как общественные. Однако их потребление может быть индивидуализировано, и в этом случае такие блага получают стоимостную оценку.

Процессы производства одних благ и потребления других сопровождаются побочным воздействием на людей и условия их жизнедеятельности. Причем результаты этого воздействия могут быть как положительными (внешние эффекты), так и отрицательными (внешние издержки).

От внешних эффектов (экстерналий) следует отличать неучтенные в рыночной цене внутренние издержки и выгоды (интерналии), не оговоренные при заключении сделки и связанные с недостаточной, неточной информированностью одной из сторон (асимметричная информация).

Объективно развивающийся на базе конкуренции процесс монополизации рынков все больше отдаляет экономику от состояния общего экономического равновесия. По мере монополизации рынков у производителей утрачивается интерес к техническим новшествам, обновлению производства, создаются предпосылки к появлению застойных явлений, к расцвету бюрократии, к падению эффективности производства. Эффективно бороться с монополизацией










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...