Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Генезис и этапы развития экономической мысли




Кафедра экономической теории

 

                                                                                              Допущены

                                                                         к проведению занятий в 2016-2017 уч.году

                                                                         Заведующий кафедрой

                                                                         профессор

М.М. Хайкин

                         «_27_» октября 2016 г.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

По учебной дисциплине

«ЭКОНОМИЧСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

Специальность (направление подготовки): 23.03.03 (190600 ) «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

Специализация (профиль): Автомобили и автомобильное хозяйство

Разработал: доцент Махова Л.А.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры

Протокол № 3 от 27 октября 2016 г.

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016

Введение 5
Раздел 1. Введение в экономическую теорию 7
1.1 Генезис и этапы развития экономической мысли. 7
Контрольные вопросы по теме 1.1 9
1.2  Предмет и метод экономики. 9
Контрольные вопросы по теме 1.2 11
1.3 Экономические институты и собственность в рыночной экономике. 12
Контрольные вопросы по теме 1.3 13
1.4 Рыночная экономика и основные субъекты рыночной экономики 14
Контрольные вопросы по теме 1.4 17
1.5 Системообразующие элементы рынка: товар и деньги. 17
Контрольные вопросы по теме 1.5 19
1.6 Рыночный механизм: сущность, основные элементы, законы. 19
Контрольные вопросы по теме 1.6 22
1.7 Эластичность спроса и предложения. 22
Контрольные вопросы по теме 1.7 24
Раздел 2. Микроэкономика 25
2.1 Теория поведения потребителя 25
Контрольные вопросы по теме 2.1 28
2.2 Производство и теория затрат. 28
Контрольные вопросы по теме 2.2 30
2.3 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. 30
Контрольные вопросы по теме 2.3 32
2.4 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции. 32
Контрольные вопросы по теме 2.4 34
2.5 Ценообразование на рынке факторов производства. 35
Контрольные вопросы по теме 2.5 38
2.6 Неравенство. Перераспределение доходов. 39
Контрольные вопросы по теме 2.6 40
2.7 Общее равновесие и теория благосостояния. 40
Контрольные вопросы по теме 2.7 42
2.8 Роль государства в рыночной экономике. 42
Контрольные вопросы по теме 2.8 43
Раздел 3. Макроэкономика 44
3.1 Цели и инструменты макроэкономического анализа. Совокупный спрос и совокупное предложение. 44
Контрольные вопросы по теме 3.1 47
3.2 Модели макроэкономического равновесия. 47
Контрольные вопросы по теме 3.2 50
3.3 Теория циклов. 50
Контрольные вопросы по теме 3.3 52

Содержание

3.4 Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица. 52
Контрольные вопросы по теме 3.4 53
3.5 Деньги, банковская система и кредитно-денежная политика 54
Контрольные вопросы по теме 3.5 56
3.6 Модель IS - LM. Равновесие на товарном и денежном рынке. 57
Контрольные вопросы по теме 3.6 58
3.7 Фискальная политика. 58
Контрольные вопросы по теме 3.7 60
3.8 Экономический рост. 60
Контрольные вопросы по теме 3.8 61
3.9 Современные проблемы открытой экономики. 62
Контрольные вопросы по теме 3.9 63
3.10 Особенности переходной экономики России 61
Раздел 4. Международные экономические отношения 69
4.1.Мировой рынок и международная торговля 69
4.2.Международная валютная система 71
Заключение 74
Глоссарий 76
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 93

 

Экономическая теория находится на полпути между искусством и наукой. Пол Самуэльсон

Введение

 

 

Процесс реформирования экономики России объективно потребовал новых подходов к объяснению сущности происходящих явлений и процессов, а как следствие коренной реформы системы экономического образования по подготовке специалистов высшей категории.

В результате работы с данным курсом Вы сможете наглядно смоделировать поведение таких экономических агентов как домохозяйства, фирмы, отдельные потребители и производители благ и услуг. Исследовать условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Изучить действия правительства, направленные на стабилизацию и развитие экономических отношений.

Вся программа курса разбита на 3 основных раздела: «Введение в экономику»; «Микроэкономика»; «Макроэкономика», охватывающих 25 тем.

Первый раздел «Введение в экономическую теорию» объединяет темы, в которых рассматриваются и анализируются фундаментальные проблемы: предмет и метод исследования экономической теории, взаимосвязь ее с другими науками, направление общественного развития, основные темы и формы хозяйственной деятельности.

Второй раздел «Микроэкономика» является важнейшей частью теории рыночного хозяйства. В ней исследуется поведение на рынке отдельных экономических субъектов: отдельного потребителя, семейного хозяйства, фирмы, других участников экономического процесса, включая государство призванное обеспечить условия общего экономического равновесия.

Третий раздел «Макроэкономика». Макроэкономика – это наука о функционировании экономики в целом, ее структуре, общих связях и отношениях между подразделениями народного хозяйства. Предметом макроэкономического анализа являются такие проблемы, как объем национального производства, общий уровень цен и инфляция, совокупный объем доходов и расходов, уровень занятости и безработицы, совокупные сбережения и инвестиции, экономический рост и цикличность развития.

Дисциплина «Экономическая теория» изучается в одном семестре. В процессе изучения дисциплины предстоит:

· изучить теоретический материал;

· пройти текущий и рубежный тестовый контроль по отдельным темам курса;

· ответить на вопросы самоконтроля;

· выполнить задания по практическим занятиям;

· написать и защитить реферат;

· сдать зачет.

 

При работе с данным Разделом Вам предстоит:
  1. Изучить одну тему
  2. Ответить на вопросы для самопроверки
  3. Подготовиться к работе семинаров
  4. Подготовить доклад на заинтересовавшую Вас тему (по личному желанию)
  5. Ответить на вопросу рубежного теста №1
 
При работе с каждым разделом дисциплины соблюдается следующая последовательность действий:

1. Изучение кратко изложенного теоретического материала по опорному конспекту лекций (при получении более подробных разъяснений – обращение к учебному пособию и глоссарию – перечню используемых терминов). После каждой темы необходимо ответить на вопросы для самопроверки.

2. Участвовать в работе семинарских занятий.

3. Ответить на вопросы тренировочных рубежных тестов (они находятся в блоке контроля освоения дисциплины).

4. Ответить на вопросы контрольных тестов, полученных от преподавателя.

 

Знания, полученные при изучении курса «Экономическая теория» пригодятся не только для получения оценки по этой дисциплине, но и станут фундаментов для успешной работы в любой выбранной области.

 

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Изучаемые вопросы:

1.1.Генезис и этапы развития экономической мысли.

1.2. Предмет и метод экономики.

1.3.Экономические институты и собственность в рыночной экономике.

1.4.Рыночная экономика и основные субъекты рыночной экономики

1.5.Системообразующие элементы рынка: товар и деньги.

1.6.Рыночный механизм: сущность, основные элементы, законы.

1.7. Эластичность спроса и предложения.

 

Генезис и этапы развития экономической мысли

 

В развитии экономической науки условно можно выделить четыре фазы: фазу до научного развития (до XVIII века), фазу рождения экономической науки (1750-1870 годы), фазу открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870-1930 годы) и фазу современных теоретических исследований и разработок.

Древнейшими зачатками экономической мысли считаются дошедшие до нас письменные источники Древнего Египта, Месопотамии, Древних Индии, Китая и Греции.

Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII веков стал меркантилизм, который эмпирически установил ряд закономерностей эпохи первоначального накопления капитала, выделил в качестве ведущей и решающей для накопления богатства сферу обращения.

Важное место в истории развития экономической мысли отводится физиократам. Эта школа возникла во Франции в середине 18 века. Физиократов считают предтечей появления классической школы. В отличии от меркантилистов считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве, выступали за свободу торговли и конкуренции.

Зарождение в последней трети XVIII века классической школы связано с именем Адама Смита. В 1776 году он опубликовал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», ставшую первым фундаментальным трудом английской классической школы политэкономии. А. Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес, который можно реализовать в процессе Разделения труда «естественным порядком»; поэтому свободная конкуренция, свободное передвижение капитала, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества. Работа А. Смита оказала влияние на все последующее развитие экономической науки в мире.

Дальнейшее развитие классической школы в конце XVIII – начале XIX веков принадлежит таким экономистам, как Давид. Рикардо, Жан Батист Сей и Томас Мальтус.

К особым теориям XIX века следует отнести марксизм, который основываясь на теоретических посылках классической школы обосновал необходимость революционного переустройства капиталистического общества. Карлом Марксом была разработана теория прибавочной стоимости и раскрыта антагонистическая и эксплуататорская сущность капитализма.

Дальнейшее развитие марксистского направления в экономической теории было продолжено Георгием Валентиновичем Плехановым, Владимиром Ильичем Лениным, Карлом Каутским и др. и служило теоретическим и идеологическим основанием классовой борьбы пролетариата по преобразованию экономики.

В последней трети XIX века классическую политическую экономию дополнила маржинальная экономическая теория, наиболее яркими представителями которой являлись Карл Менгер, Эйген (Евгений) Бем-Баверк и Фридрих фон Визер. Работы представителей австрийской школы основывались на том, что движущим мотивом развития является не сфера производства, как на это указывали представители классической школы, а сфера потребления.

Девяностые годы прошлого века ознаменовались появлением неоклассической школы, которая явилась естественным продолжателем классических традиций. Наиболее ярким представителем неоклассицизма являлся Альфред Маршалл.

Возникновение предельного анализа в работах маржиналистов А. Маршалл понимал не как революцию в науке, а как результат ее эволюции. Книга А. Маршалла «Принципы политической экономии» стала на многие годы полным и систематическим курсом экономической теории.

В конце 20-х -начале 30-х годов ХХ века экономики капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия периода «Великой депрессии».

С опубликованием в 1936 году знаменитой книги Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» начинается кейнсианская революция в экономической теории, поворотный пункт в экономической науке ХХ в.

В теории Дж. Кейнса формирование эффективного совокупного спроса является основой динамического развития экономики. Эффективность регулирования государством экономических процессов, по Дж. Кейнсу, определяется политикой государственного инвестирования, регулирования нормы процента, занятости населения, вплоть до планирования общенациональной экономики, что является характерным для посткейнсианского направления в экономической теории.

До второй половины 70-х годов неокейнсианство было одним из главных экономических течений, но в условиях одновременно высокой инфляции и экономического спада в экономике Запада 70-х годов рецепты кейнсианской школы не работали и к вопросу государственного вмешательства в экономику стали относиться негативно.

Уже в 30-е годы для противодействия кейнсианским идеям государственного регулирования возникла неолиберальная концепция в теоретических разработках. Неолибералы отстаивали свободу предпринимательства, отводя государству роль «ночного сторожа».

Одним из наиболее ярких представителей неолиберального направления является чикагская школа во главе с Милтоном Фридмэном. Монетарные идеи легли в основу экономической политики в Великобритании и США в конце 80-х-начале 90-х годов и способствовали выходу из кризисного состояния этих стран.

Следующий этап в развитии экономической теории связан с именем американского ученого Пола Самуэльсона. Он пришел к идее «Великого Неоклассического синтеза», то есть разумном сочетании всего наиболее ценного в неокейнсианских и неоклассических теориях.

Обострение внутренних противоречий рыночной экономики способствовало зарождению институционально-социологического направления. Его истоки восходят к идеям исторической школы в Германии. Взрыв популярности классического институционализма в 70 – 80-е годы ХХ века был связан с концепциями «постиндустриального», «информационного», «сервисного общества», теориями конвергенции различных социально-экономических систем.

 

Контрольные вопросы по теме 1.1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...