Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие положения порядка доарбитражного урегулирования хозяйственных споров.




Стороны применяют мероприятия досудебного урегулирования хозяйственного спора по договоренности между собой, закрепленной в договорах (статьи 5-11 Хозяйственно-процессуального кодекса).

Данная норма не содержит указаний относительно допустимости судебной защиты только после досудебного урегулирования спора и недопустимости осуществления правосудия без его осуществления. То есть возможность судебной защиты не может быть поставлена законом, другими нормативно-правовыми актами в зависимость от использования субъектом правоотношений других средств правовой защиты, в том числе досудебного урегулирования спора.

Обязательное досудебное урегулирование споров, которое исключает возможность принятия искового заявления к рассмотрению и осуществлению за ней правосудия, нарушает право личности на судебную защиту. Возможность использования субъектами правоотношений досудебного урегулирования споров может быть дополнительным средством правовой защиты, которое государство предоставляет участникам определенных правоотношений, что не противоречит принципу осуществления правосудия исключительно судами. Исходя из необходимости повышения уровня правовой защиты, государство может стимулировать решение правовых споров в пределах досудебных процедур, однако их использование является правом, а не обязанностью лица, которое нуждается в такой защите.

Право на судебную защиту не лишает субъектов правоотношений возможности досудебного урегулирования споров. Это может быть предусмотрено гражданско-правовым договором, когда субъекты правоотношений добровольно избирают средство защиты их прав. Досудебное урегулирование спора может иметь место также по волеизъявлению каждого из участников правоотношений и при отсутствии в договоре указаний относительно такого урегулирования спора.

Таким образом, избрание определенного средства правовой защиты, в том числе и досудебного урегулирования спора, является правом, а не обязанностью лица, которое добровольно, исходя из собственных интересов, его использует. Установление законом обязательного досудебного урегулирования спора ограничивает возможность реализации права на судебную защиту. Установление законом или договором досудебного урегулирования спора по волеизъявлению субъектов правоотношений не является ограничением юрисдикции судов и права на судебную защиту.

Нельзя рассматривать как порядок досудебного урегулирования спора предупреждение владельца земли или землепользователя о необходимости устранения нарушений правил землепользования (ст. 144 Земельного кодекса).

Порядок досудебного урегулирования хозяйственных споров не распространяется на споры о признаниях договоров недействительными; споры о признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, которые не отвечают законодательству и нарушают права интересы предприятий и организаций (дальше - акты); споры о взыскании задолженности за опротестованными векселями; споры о взыскании штрафов Республиканским банком из банков и других финансово-кредитных учреждений, а также на споры об обращении взыскания на заложенное имущество.

Порядок подачи и рассмотрения претензий.

Предприятия и организации, нарушившиеся имущественные права и законные интересы других предприятий и организаций, обязаны возобновить их, не ожидая предъявления претензии.

Предприятия и организации, чьи права и законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав и интересов обращаются к нему с письменной претензией.

В претензии отмечаются:

а) полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и предприятия, организации, которым претензия предъявляется; дата предъявления и номер претензии;

б) обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; доказательства, что подтверждают эти обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты;

в) требования заявителя;

г) сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; платежные реквизиты заявителя претензии;

д) перечень документов, которые добавляются к претензии, а также другим доказательствам.

Документы, которые подтверждают требования заявителя, добавляются в оригиналах или должным образом удостоверенных копиях. Документы, которые есть у второй стороны, могут не добавляться к претензии с указанием об этом в претензии. К претензии об уплате денежных средств может добавляться платежное требование-поручение на сумму претензии.

Претензия подписывается полномочным лицом предприятия, организации или их представителем и посылается адресату заказным или ценным письмом или вручается под расписку.

Претензия рассматривается в месячный срок со дня ее получения. Обоснованные требования заявителя получатель претензии обязан удовлетворить. При рассмотрении претензии стороны в случае необходимости должны сверить расчеты, провести экспертизу или совершить другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.

О результатах рассмотрения претензии заявитель должен быть поставлен в известность в письменном виде. Ответ на претензию подписывается полномочным лицом или представителем получателя претензии и посылается заявителю заказным или ценным письмом или вручается ему под расписку.

В соответствии с ст. 315 ХК до предъявления перевозчику иска, который вытекает из договора перевозки груза, возможным является предъявление ему претензии. Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии относительно уплаты штрафов и премий - в течение сорока пяти дней. Перевозчик рассматривает заявленную претензию и сообщает заявителю об удовольствии или отклонении ее в течение трех месяцев, а относительно претензии из перевозки в прямом смешанном соединении - в течение шести месяцев. Претензии относительно уплаты штрафа или премии рассматриваются в течение сорока пяти дней. Если претензия отклонена или ответ на нее не получен в срок, отмеченный в части третьей настоящей статьи, заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев со дня получения ответа или окончания срока, установленного для ответа. Для предъявления перевозчиком к грузоотправителям и грузополучателям исков, которые вытекают из перевозки, устанавливается шестимесячный срок. Относительно споров, связанных с межгосударственными перевозками грузов, порядок предъявления исков и сроки исковой давности устанавливаются транспортными кодексами или уставами или международными договорами.

Перечень споров, на которые не распространяется порядок досудебного урегулирования спора. Этот порядок не распространяется на споры о:

а) признании договоров недействительными;

б) признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, которые не отвечают законодательству и нарушают права и интересы предприятий и организаций;

в) взыскание задолженности по опротестованным векселями;

г) взыскание штрафов Республиканским банком с банков и других финансово-кредитных учреждений;

д) обращение взыскания на заложенное имущество.

Эти категории выделены за предметом спора независимо от субъектного состава участников спора.

Урегулирование разногласий, возникающих при изменении, расторжении хозяйственных договоров.

Споры, которые возникают при заключении хозяйственных договоров, могут быть поданы на решение хозяйственного суда.

Предприятие или организация, которые считают необходимым изменить или расторгнуть договор, посылают предложения об этом второй стороне по договору.

Предприятие, организация, которые получили предложение об изменении или расторжении договора, отвечают на нее не позже 20 дней после получения предложения.

Если предприятия и организации не достигли согласия относительно изменения или расторжения договора, а также в случае неполучения ответа в установленный срок с учетом почтового обращения, заинтересованная сторона имеет право передать спор на решение арбитражного суда.

Двадцатидневной срок для ответа на предложение об изменении или расторжении договора рассчитывается от даты получения предложения. Относительно длительности почтового обращения следует исходить из нормативных сроков пересылки почтовых отправлений, установленных приказом Министерства транспорта и связи от 12 декабря 2007 года № 1149 "Об утверждении Нормативов и нормативных сроков пересылки почтовых отправлений и почтовых переводов".

Нормативные сроки пересылки простой письменной корреспонденции операторами почтовой связи(без учета выходных дней объектов почтовой связи) :

местной - Д+2;

в пределах области и между областными центрами - Д+3;

между районными центрами разных областей (в том числе для городов областного подчинения) - Д+4;

между другими населенными пунктами разных областей - Д+5,

где Д - день представления почтового отправления до пересылки в объекте почтовой связи или опускания простого листа или почтовой карточки к почтовому ящику к началу последнего вынимания;

2, 3, 4, 5 - количество дней, в течение которых пересылается почтовое отправление. При пересылке рекомендованной письменной корреспонденции отмеченные нормативные сроки увеличиваются на один день.

Нормативные сроки пересылки листов и бандеролей с объявленной ценностью, посылок, почтовых переводов, внутренних почтовых отправлений с отметкой "Экспресс", международных почтовых отправлений ускоренной почты "EMS" устанавливают операторы почтовой связи и согласовывают с уполномоченным центральным органом исполнительной власти в отрасли связи.

Таким образом, если судебным решением договор изменен или расторгнут, договор считается измененным или расторгнутым со дня вступления в силу данного решения, если другой срок вступления в силу не установлено по решению суда.

Подведомственность дел.

Арбитражным судам подведомственны:

1) дела по спорам, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям;

2) дела о банкротстве, в том числе дела по заявлениям об утверждении планов санации должника до возбуждения дела о банкротстве;

3) дела, возникающие из корпоративных отношений по спорам, связанным с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности юридического лица (кроме трудовых споров) между юридическим лицом и его участниками (учредителями, акционерами, членами), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками (учредителями, акционерами, членами) юридического лица;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных законом иных прав и обязанностей;

5) дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей;

7) дела по спорам о защите интеллектуальных прав;

8) дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

9) дела по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе по спорам: а) физических лиц - предпринимателей или юридических лиц с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами при осуществлении ими властных управленческих функций, в том числе делегированных полномочий, об обжаловании их решений (нормативных правовых, ненормативных правовых актов и правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия; б) между органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами при осуществлении властных управленческих функций, в том числе делегированных полномочий, по вопросам реализации ими своей компетенции; в) по обращению органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций, в том числе делегированных полномочий; г) о взыскании с юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, налогов, других обязательных платежей, санкций (финансовых санкций, штрафов, пени), если законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

10) иные дела, отнесенные законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции арбитражного суда.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...