Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ результатов экспериментального исследования. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Результаты по проведённой методике и тренингу представлены в таблицах. Таблица №1: Результаты исследования оценки наблюдательности у младшего школьного возраста.
Из таблицы видно что, на первом контрольном срезе никто не справился правильно с заданием. На втором же срезе дети значительно улучшили свой результат: 13 работ написано без ошибок, остальные дети подтянули свой уровень наблюдательности, максимум, который они совершила – это две ошибки. Общие выводы:начальный уровень наблюдательности у детей достаточно низкий. Тренинг, разработанный Л.А. Регуш, способствует повышению уровня наблюдательности, путём развития каждого из её компонентов (перцептивного, понятийного, эмпатийного, прогностического).
Психолого-педагогические рекомендации по поводу развития наблюдательности у учащихся младшего школьного возраста. 1. Проводите различные упражнения на развитие компонентов наблюдательности. 2. Учитесь не только видеть и запоминать мелочи, но и пропускать их через себя, становясь более восприимчивым. 3. Будьте открыты к получению новых знаний и новых эмоций. Анализируйте, думайте, не оставайтесь равнодушными. 4. Тренируйте не только целостность восприятия, но и запоминание отдельных черт и нюансов.
Заключение. Рассмотрев организацию наблюдения у младших школьников, можно сделать вывод, что наблюдательность, как и любое психическое явление, — элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой — особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения. Одним из средств развития наблюдательности у младших школьников является урок. Так физическая подготовка способствует развитию кинетической культуре и осознанию и развитию способностей собственного тела. Другим средством развития наблюдательности может выступать элементы музыкальной грамоты, музыкального слушания и исполнения, поскольку усвоение этих элементов имеет определяющее значение для культуры слуха. В процессе проделанной работы было рассмотрено то, что одним из условий наблюдательности является сама тренировка наблюдательности и её компонентов, а именно перцептивного, эмпатийного, понятийного, прогностического. Эти компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Имея ввиду эту взаимосвязь был построен тренинг наблюдательности. Результатом такого тренинга стало относительное улучшение наблюдательности у детей младшего школьного возраста. Также условием развития наблюдательности является хорошо развитые зрительный аппарат, слуховой и сенсорный. Таким образом, в результате исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью. Развитию наблюдательности может послужить тренировки самой наблюдательности.
Библиографический список. 1. Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.–СПб.: Питер,2001.– С. 93-100. 2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н. А. Отв. ред. и сост. Коростылева Л. А., Никифоров Г. С. –СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – С. 156-203. 3. Черанева, Е.К. социально-перцептивное предвидение в профессиональной деятельности [Текст]; учеб.пособие для студ. Вузов / Е. К. Черанева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – С.21-28. 4. Михайлов, А. В. Роль наблюдательности и экспрессивности в понимании другого человека [Текст] / А. В. Михайлов // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования: сб. науч. тр. –1922. – Т. 4. – С. 79-81. 5. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб.пособие / В. А. Якунин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полимус», 1998. – С. 639. 6. Басов, М. Я Методика психологических наблюдений над детьми: Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1975. 7. Люблюнская, А. А. Детская психология [Текст]: учеб.пособие для студ. педагог. ин-тов. – М.: Наука, 1988. 8. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А.. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 200. 9. Вдовина, Н.Р. Наблюдательность студентов – специфическое умение работать с людьми [Текст] / Н. Р. Вдовина // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл.– Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1979.– С.233-234. 10. Трусов, В.П. Психология межличностного влияния и оценивания [Текст] / В.П. Трусов. – Л., 1984. – С. 143. 11. Щекин, Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению [Текст] / Г. В. Щекин. – М.: АПО, 1992. – С. 42. 12. Интернет ресурсы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |