Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ результатов экспериментального исследования.




Результаты по проведённой методике и тренингу представлены в таблицах.

Таблица №1: Результаты исследования оценки наблюдательности у младшего школьного возраста.

№№

Первый контрольный срез

Второй контрольный срез

Ответ Ошибки (шт) Ответ Ошибки (шт)
1 Спокойный, улыбчивый, грусть, недоумение, смирение, недовольство, внимание, недовольство и внимание, злость. 4 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
2 Спокойствие, Радость, Печаль, Удивление, Самодовольство, Презрение, Недоумение, Веселье, Сдержанность. 7 Спокойный, радостный, печальный, рассерженный, упрямый, самодовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 2
3 Спокойствие, предвкушение, задумчивость, радость с усмешкой, сдержанность напряженность, удивление, радость, злость 6 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, радостный, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 1
4 Спокойный, добродушие, удивление, насмешка, безразличие, сарказм, внимательный, недовольный, злой 4 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
5 Нормальный, внимательный, печальный, раздражённый, упрямый, недовольный, внимательный, внимательный и недовольный, злобный. 2 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
6 Спокойствие, предвкушение, задумчивость, радость с усмешкой, сдержанность напряженность, удивление, радость, злость 6 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, радостный, злобный. 1
7 Нормальный, улыбка, грусть, недоумение, смирение, недовольство, внимание, недовольство и внимание, злость. 5 Спокойный, добродушный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 1
8 Спокойствие, предвкушение, задумчивость, радость с усмешкой, сдержанность напряженность, удивление, радость, злость 6 Спокойный, добродушный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, радостный, злобный. 2
9 Нормальный, внимательный, печальный, раздражённый, упрямый, недовольный, внимательный, внимательный и недовольный, злобный. 2 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
10 Спокойный, добродушный, печальный, рассерженный, упрямый, недовольный, внимательный, внимательный и недовольный, насмехающийся 2 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
11 Нормальный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, недовольный, внимательный, внимательный и недовольный, злобный 1 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
12 Спокойствие, предвкушение, задумчивость, радость с усмешкой, сдержанность напряженность, удивление, радость, злость 7 Спокойный, добродушный, печальный, рассерженный, упрямый, насмехащийся, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 2
13 Нормальный, добродушный, печальный, сердитый, внимательный, недовольный, недовольный и внимательный, злобный. 2 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
14 Нормальный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, недовольный, внимательный, внимательный и недовольный, злобный 1 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
15 Спокойный, добродушный, печальный, рассерженный, упрямый, недовольный, внимательный, внимательный и недовольный, насмехающийся 2 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
16 Нормальный, внимательный, печальный, раздражённый, упрямый, недовольный, внимательный, внимательный и недовольный, злобный. 3 Спокойный, добродушный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 1
17 Нормальный, добродушный, печальный, сердитый, внимательный, недовольный, недовольный и внимательный, злобный. 3 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
18 Спокойный, добродушный, печальный, рассерженный, упрямый, недовольный, внимательный, внимательный и недовольный, насмехающийся 2 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
19 Нормальный, добродушный, грустный, недоумение, смирение, недовольство, внимание, недовольство и внимание, злобный 4 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, презритльный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 1
20 Нормальный, добродушный, печальный, сердитый, внимательный, недовольный, недовольный и внимательный, злобный. 3 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
21 Нормальный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, недовольный, внимательный, внимательный и недовольный, злобный 1 Спокойный, нежный, печальный, рассерженный, упрямый, упрямый и недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 0
22 Спокойствие, предвкушение, задумчивость, радость с усмешкой, сдержанность напряженность, удивление, радость, злость 7 Спокойный, нежный, печальный, радостный, упрямый, недовольный, внимательный, недовольный и внимательный, злобный. 2

 

Из таблицы видно что, на первом контрольном срезе никто не справился правильно с заданием. На втором же срезе дети значительно улучшили свой результат: 13 работ написано без ошибок, остальные дети подтянули свой уровень наблюдательности, максимум, который они совершила – это две ошибки.


Общие выводы:начальный уровень наблюдательности у детей достаточно низкий. Тренинг, разработанный Л.А. Регуш, способствует повышению уровня наблюдательности, путём развития каждого из её компонентов (перцептивного, понятийного, эмпатийного, прогностического).


 

Психолого-педагогические рекомендации по поводу развития наблюдательности у учащихся младшего школьного возраста.

1. Проводите различные упражнения на развитие компонентов наблюдательности.

2. Учитесь не только видеть и запоминать мелочи, но и пропускать их через себя, становясь более восприимчивым.

3. Будьте открыты к получению новых знаний и новых эмоций. Анализируйте, думайте, не оставайтесь равнодушными.

4. Тренируйте не только целостность восприятия, но и запоминание отдельных черт и нюансов.

 

 



Заключение.

Рассмотрев организацию наблюдения у младших школьников, можно сделать вывод, что наблюдательность, как и любое психическое явление, — элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой — особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.

Одним из средств развития наблюдательности у младших школьников является урок. Так физическая подготовка способствует развитию кинетической культуре и осознанию и развитию способностей собственного тела. Другим средством развития наблюдательности может выступать элементы музыкальной грамоты, музыкального слушания и исполнения, поскольку усвоение этих элементов имеет определяющее значение для культуры слуха.

В процессе проделанной работы было рассмотрено то, что одним из условий наблюдательности является сама тренировка наблюдательности и её компонентов, а именно перцептивного, эмпатийного, понятийного, прогностического. Эти компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Имея ввиду эту взаимосвязь был построен тренинг наблюдательности. Результатом такого тренинга стало относительное улучшение наблюдательности у детей младшего школьного возраста.

 Также условием развития наблюдательности является хорошо развитые зрительный аппарат, слуховой и сенсорный.

Таким образом, в результате исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью. Развитию наблюдательности может послужить тренировки самой наблюдательности.

 

Библиографический список.

1. Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.–СПб.: Питер,2001.– С. 93-100.

2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н. А. Отв. ред. и сост. Коростылева Л. А., Никифоров Г. С. –СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – С. 156-203.

3. Черанева, Е.К. социально-перцептивное предвидение в профессиональной деятельности [Текст]; учеб.пособие для студ. Вузов / Е. К. Черанева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – С.21-28.

4. Михайлов, А. В. Роль наблюдательности и экспрессивности в понимании другого человека [Текст] / А. В. Михайлов // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования: сб. науч. тр. –1922. – Т. 4. – С. 79-81.

5. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб.пособие / В. А. Якунин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полимус», 1998. – С. 639.

6. Басов, М. Я Методика психологических наблюдений над детьми: Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1975.

7. Люблюнская, А. А. Детская психология [Текст]: учеб.пособие для студ. педагог. ин-тов. – М.: Наука, 1988.

8. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А.. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 200.

9. Вдовина, Н.Р. Наблюдательность студентов – специфическое умение работать с людьми [Текст] / Н. Р. Вдовина // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл.– Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1979.– С.233-234.

10. Трусов, В.П. Психология межличностного влияния и оценивания [Текст] / В.П. Трусов. – Л., 1984. – С. 143.

11. Щекин, Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению [Текст] / Г. В. Щекин. – М.: АПО, 1992. – С. 42.

12. Интернет ресурсы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...