Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности развития наблюдательности в процессе обучения у младшего школьного возраста.
Еще в школе человек должен научиться использовать правильно и продуктивно свои органы чувств, чувствовать все краски, звуки, запахи, формы, временные и пространственные отношения в природе, наблюдать и понимать жизнь людей и общества. Еще на школьной скамье у человека должны быть развиты его познавательные способности, а среди них выдающееся место занимает наблюдательность. Ведущую роль в воспитании наблюдательности у школьников играет обучение, особенно наглядность обучения и самостоятельная работа учащихся. Тем не менее, воспитание наблюдательности не исчерпывается обучением, так как важное значение имеют и другие стороны воспитательной работы школы. Важным источником сенсорного воспитания является и физическое воспитание, способствующее развитию у детей кинестетической культуры, осознания овладения возможностями собственного тела. Несмотря на эти эстетические и физические возможности, сенсорное воспитание осуществляется главным образов в умственном образовании. Больше того, эстетические и физические возможности сенсорного воспитания оказываются наиболее продуктивными тогда, когда они связаны с определёнными сторонами умственного образования и сами включены в процесс обучения. Было бы наивно полагать, что вопрос о воспитании зрительной наблюдательности в школьной работе полностью разрешается наглядными пособиями или работой с натурой в классе. Научить ребёнка видеть окружающую действительность, смотреть на нее глазами пытливого и страстного наблюдателя можно лишь в том случаем, если руководство учителя наблюдением учащихся распространится за пределы класса и урока. Внимание детей нужно обращать на роль формы, величины, пропорции не только в искусстве, но и в технике, которой особенно сейчас увлекаются дети. Дети любят улицу как источник новых впечатлений и поле своих действий. Улица может стать хорошим помощником учителю в воспитании у детей наблюдательности, если только прививать детям установку на наблюдение значительного, ценного, интересного, воспитательно важного из того, что происходит на улице. Для развития наблюдательности и соответствующей специальной культуры зрения, большую роль играет также внешкольное техническое, изобразительное творчество детей. Как показывают исследования, изобразительное искусство имеет важное значение в развитии цветоразличения и восприятия формы, а также для развития нашего языка, изображающего цвета и краски. Чрезвычайно важно в этом случае оценить все значение обучение детей в школе элементам изобразительной грамоты, существенно определяющим не только наблюдение, но и умение его запечатлеть и объективно выразить в соответствующей форме. Существенным вопросом в формировании наблюдательности школьников являет учет особенностей их развития. В начальной школе приходится завершать начатую в дошкольных учреждениях работу по воспитанию органов чувств, постепенно приучаю детей к дальнейшему расширению круга представлений о цвете, форме, величине, объёме предметов, об издаваемых звуках, запахе, производимых механических и химических действиях на органы чувств человека. Иначе говоря, в первых классах начальной школы сенсорное воспитание включается в обучение и осуществляется новыми (по сравнению с дошкольным воспитанием) учебно-методическими средствами непосредственно на самом уроке. В работе с младшими школьниками нужно иметь в виду, что расширение круга представлений и обобщение их чувственного опыта (впечатлений) имеют решающее значение для развития их мышления, в частности облегчают формирование на основе их представлений, понятий и сложных логических процессов. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития. Прежде всего, в процессе правильно организованного обучения восприятие младшего школьника принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. Учитель специально организует восприятие младших школьников, ставит перед ними соответствующие задачи, учит их регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты. Таким образом, в процессе обучения восприятие, становясь особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер –организованного наблюдения. Условиями успешного овладения методом наблюдения является: постановка цели наблюдения, выработка и следование плану конкретного наблюдения, систематичность и осмысленность его, фиксация результатов наблюдения и т.д. Когда наблюдение становиться привычной чертой характера человека, мы говорим о проявлении у него наблюдательности Таким образом, первоначально в школе задача воспитания наблюдательности определяется тем, что развитие восприятия определяет процесс формирования мышления у детей на этой ступени их умственного развития. Именно этим определяется задача развития самих органов чувств, повышения их восприимчивости, расширения круга чувственных представлений и воспитания зрительной, слуховой, двигательной памяти. Постепенно, последовательно и терпеливо учитель должен формировать эту чувственную основу наблюдательности, имеющее решающее значение также и для формирования мышления. Дидактический материал, наглядные пособия, живые уголки в классах, самостоятельная работа над предметами живой и темной природы, экскурсии и т.д. могут с успехом способствовать этой задаче. Нужно иметь ввиду, что на этой ступени развития приходится много работать над элементарными сторонами наблюдательности, и поэтому очень существенно приучать постепенно детей к новым для них навыкам наблюдения, в связи с чем важно воспитание произвольного внимания.
Глава 2 Экспериментальные исследования наблюдательности и условий её развития в учебной деятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |