Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение наблюдательности и условий её развития в учебной деятельности в общей и педагогической психологии.




. Наблюдательность рассматривается в психологической литературе как психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии, благодаря которому «человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса».

Прогностические возможности наблюдательности рассматривались в работах таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Дж. Брунер, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн и др.

Так, Г.И. Кислова, изучая структуру наблюдательности в сфере «человек-человек», пришла к выводу, что по всей сути наблюдательность уже содержит в себе условие для успешного предвидения. Структуру наблюдательности составляют такие её компоненты, как перцептивный, понятийный, эмпатийный и прогностический. Перцептивный компонент наблюдательности обеспечивает дифференцированное и быстрое реагирование на сенсорную информацию. Понимание этой информации осуществляется с помощью памяти и мышления. При этом поступающая информация включается в систему имеющихся знаний и пользуется в дальнейшем для решения задач взаимодействия. Чаще всего эта информация, понятная и структурированная, нужна для упреждения или подготовки встречи с будущим.

На основе этого исследования Л.А. Регуш был разработан тренинг наблюдательности, направленный на развитие этих четырёх компонентов.

Исследования Л.В. Лежниной, проведённое с целью проверки гипотезы о влиянии наблюдательности на успешность эмпирического прогнозирования, показало, что существует связь между уровнем развитии наблюдательности и успешностью получения прогноза об эмоциональных и поведенческих реакциях человека. Развитие наблюдательности позволяет расширить объем воспринимаемой информации, дифференцировать и понимать её, а затем строить более адекватные предположения о будущих действиях и эмоциональных реакциях другого человека.

В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. В работах, например, Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, Б.Ф. Ломонова, С.Л. Рубинштейна, была показана диалектика внутреннего и внешнего в проявлениях психики. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности стало важным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

Н.В. Тимофеев-Ресовский – биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, – подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющий различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснилось, что-то кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего не увидел.

Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека. Отточенная наблюдательность учителя способствует развитию его педагогического такта. Во время работы с детьми учитель улавливает такие едва заметные отклонения от обычного рабочего состояния класса или отдельных учащихся, которые другими присутствующими вообще не замечаются.

Высокая культура наблюдательности, развитая у А. С. Макаренко в процессе ежедневного целенаправленного восприятия и анализа психических состояний колонистов, позволила ему говорить, что он "...умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья".

Развитие наблюдательности школьников - одно из необходимых условий овладения ими системой знаний и в то же время важная самостоятельная задача воспитательной работы учителя. К. Д. Ушинский отмечал, что учение должно упражнять способности наблюдения. Такое средство обучения, как наглядность, имеет огромное значение для развития наблюдательности у учащихся в учебной деятельности. Развивается наблюдательность также и в процессе разнообразных наблюдений школьников за явлениями природы, на занятиях кружков, во время летнего отдыха.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...