Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Централизованная система контроля и управления экономикой.




Именно такая система, окрашенная национальной спецификой, сложилась в СССР в середине 30-х гг. Произошло это вследствие того, что в нашей стране имели место благоприятные этому режиму условия, как социальные, так и политические.

Социальные истокисталинизма:

- традиционная царистская идеология[69], свойственная подавляющей части населения страны и крестьянству в первую очередь;

- особенности послереволюционной России, когда сформировался целый класс люмпенов - выходцев из деревни, и не порвавших с ней окончательно, но и не ставших еще рабочим классом. Именно они с их мелкобуржуазным мировоззрением стали социальной базой сталинизма;

- небольшие группы в партии, которые путем заговора стремились выдвинуть в лидеры своего человека.

Политические истоки сталинизма:

- монопольная власть в стране РКП(б) - ВКП(б), которая с 1922 г. была не только правящей, но и единственно легальной;

- внутрипартийная борьба за лидерство в партии в 20-е годы, породившая И.В. Сталина;

- несовместимость в годы нэпа экономического плюрализма, многоукладности в экономике и однопартийной, авторитарной политической системы;

- отсутствие демократических традиций в стране, особенности менталитена[70] россиянина.

Тоталитаризму свойственен приоритет какой-либо социальной группы, класса или нации. Консолидация населения обычно происходит под объединяющими лозунгами, вследствие чего господствует идея превосходства одной нации над другой, одного класса над другим. В ХХ в. в мирегосподствовали в основном два типа тоталитаризма: фашизм, основанный на идее крайнего национализма и расового превосходства (Германия, Италия), и сталинизм, отдающий приоритет классу - пролетариату.

В той или иной форме сталинизм был свойственен многим экономически слаборазвитым странам без крепких демократических традиций в период строительства социализма - Кампучия, Китай, Северная Корея, Албания, Северный Вьетнам, Куба и др.

Ядром тоталитарной системы обычно является правящая партия. Уже к началу 20-х гг. в России на всех государственных постах находились члены правящей большевистской партии. В результате партийная и государственная власть сосредоточились в одних и тех же руках. На всех этажах управления страной был обеспечен партийный контроль над государственными органами, армией, промышленностью. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Даже юридическим правом выдвижения кандидатов в депутаты советов различных уровней пользовались по Конституции, принятой 5 декабря 1936 г. исключительно партийные и руководимые ими общественные организации.

Многие государственные функции были переданы партийным инстанциям. Только партийные органы решали вопросы структуры государственной системы. Политбюро принимало окончательные решения о создании новых и закрытии старых наркоматов, о назначении и снятии наркомов и других руководителей. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрении его в Политбюро. Суды и судебные органы формировались исключительно из членов партии по решению соответствующих партийных органов и обязаны были исполнять, прежде всего, решения вышестоящих партийных инстанций. Государственная машина использовалась для охраны положения правящей партии и ее места в политической системе страны.

К середине 30-х гг. марксистско-ленинская идеология стала не только партийной, но и официальной государственной идеологией, что и было закреплено в Конституции 1936 г. Ее новый статус означал усиление борьбы с инакомыслием в стране и дискредитацией враждебной идеологии, каковой являлось все, что не вписывалось в официальную идеологическую доктрину. Особую роль здесь играл партийный контроль над средствами массовой информации, через которые шло распространение официальной точки зрения по вопросам внутренней и внешней политике и ее разъяснение.

В массовое сознание внедрялась единственная унифицированная идеология, оправдывающая и обосновывающая все действия режима. Основная задача идеологии - формирование у людей такого типа стандартизированного сознания, который заставляет их в жизненно важных для общества ситуациях поступать одинаково и так, как желательновласти. Для выполнения этой задачи И.В. Сталину пришлось, во-первых, упростить марксизм, сделать его понятным полуграмотному населению, убрав при этом из марксизма все то, что входило в противоречие с реальной сталинской политикой и абсолютизировав такие его положения, как роль насилия в системе диктатуры пролетариата, значение классовой борьбы в обществе и т.д. Во-вторых, приспособить для идеологической обработки населения все имеющиеся средства воздействия на сознание людей.

Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимало. Ведь со времени революции народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было тяжелым и мучительно трудным.

Кинематограф, литература, живопись, театр обязано было создавать иллюзию, что счастливое время наступило. Делалось это с той с той целью, чтобы в сознании простых советских людей произошло размывание границ между желанным будущим и мнимом настоящим. Власть использовала это состояние в целях создания социально-психологической монолитности общества, которое позволяло конструировать то трудовой энтузиазм, то массовое негодование в адрес «врагов народа», то всенародную любовь к своему вождю.

Значительным изменениям подверглась система образования и воспитания. В основе учебных планов и содержания учебных курсов теперь лежала марксистско-ленинская интерпретация не только обществоведческих курсов, но и естественных наук. «Железный занавес» не давал возможности проникновения иных идеологических взглядов. Контроль за воспитанием детей распространялся не только на школу, но и на семью. Государству требовались люди, воспитанные в духе коллективизма, сознательной дисциплины и уважения к авторитетам. С детства через средства массовой информации, литературу и искусство подрастающему поколению внушалось, что интересы коллектива и государства выше интересов семьи и личности, что человек должен без колебания должен разоблачать членов своей семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии.

Ликвидация инакомыслия в его религиозном варианте выражалась не только в проводимой коммунистами политике отделения церкви от государства и школы от церкви, но и массовым уничтожением церквей и самих священнослужителей.

Под безраздельным партийным влиянием оказалась не только творческая интеллигенция, идеологический контроль за деятельностью которой, наряду с партийными органами, осуществлялся пропартийными творческими союзами, но и наука. И.В. Сталин заявил, что все науки носят политический характер. В 1936 г. Академия наук СССР объявила о том, что единственно научный метод - это метод К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина.Это касалось не только общественных, гуманитарных, но и естественных, математических наук.

Массовые общественные организации еще в 20-е гг. превратились в «приводные ремни от партии к массам». Это не касалось только профессиональных союзов и коммунистического союза молодежи, но и организаций изобретателей, рационализаторов, женщин, физкультурников, художников, литераторов, ученых, школьников и т.д. Ими было охвачено фактически все население страны с 8-9 летнего возраста. По своей структуре и задачам они становились как бы продолжением партии, лишь адаптируя официальную идеологию и политику с учетом профессии, возраста, пола, специфики деятельности различных слоев населения. Все это, безусловно, вело к унификации[71] общественной жизни. Таким образом, идеологический контроль аппарата партии и государства за всеми сферами жизни общества превратился в 30-е гг. в одну из важнейших опор тоталитарного режима.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 541.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...