Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды логистики: закупочная, производственная, распределительная .Логистическая цепь




История и происхождение термина Логистика.

Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу, которая является значимой составляющей боевого успеха. Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. Наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от скоординированного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск.

Логистика как новая научная дисциплина в экономическом приложении занимается разработкой методов планирования и управления материальными и информационными потоками в границах предприятия, отрасли, а также между отраслями экономики с целью получения наибольшего народнохозяйственного эффекта. В таком значении понятие "логистика" употребляется с 80-х годов, а в России - с 90-х. И несмотря на глубокие исторические корни называется "новым" многими учеными и практиками, поскольку экономика является сферой, к которой ранее этот термин никакого отношения не имел. Связано это с развитием рыночной экономики как одного из способов организации материального производства и общественных отношений в целом.

Внедрение логистики в экономику обусловлено объективными причинами, требующими от хозяйствующих субъектов сегодня эффективного взаимодействия на стыке сфер производства и обращения.

Цель и функции логистики

Деятельность компании на рынке обуславливается ее основной целью - миссией, определяющей ее деловую активность, поведение на рынке и ведущей к ее финансовому благополучию и стабильности.

Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компании.

Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей".

Логистика – это бизнес-концепция, базирующаяся на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании. Логистика рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании.

Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.

Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики – правила "7R"(цель):

1R (right product) - нужный товар;

2R (right quality) - необходимого качества;

3R (right quantity) - в необходимом количестве;

4R (right time) - в нужное время;

5R (right place) - в нужное место;

6R (right customer) - нужному потребителю;

7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат.

Сущность классического определения общих целей функции логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.

 

Как видно, успех в "обращении" потенциальных клиентов в фактические зависит от оперативности и расторопности в выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа потребителей от продукции, предлагаемой компанией, например, по причине длительного срока выполнения заказов.

Логистическое управление компанией можно определить как сквозное (интегрированное) управление бизнес-процессами по продвижению продукции и сопутствующих ему потоков от источника его возникновения до конечного потребителя с целью достижения максимальной эффективности деятельности компании.

Логистическое управление в компании выполняет функции организации, планирования, регулирования, координации, контроля и анализа. Одной из важнейших задач логистического менеджмента в компании является координация логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.

С кoнцeптyaльныx пoзиций мoжнo выдeлить cлeдyющиe фyнкции лoгиcтики:

1) cиcтeмooбpaзyющaя фyнкция.

 Лoгиcтикa пpeдcтaвляeт coбoй cиcтeмy эффeктивныx тexнoлoгий oбecпeчeния пpoцecca yпpaвлeния pecypcaми. В "yзкoм cмыcлe" лoгиcтикa oбpaзyeт cиcтeмy yпpaвлeния тoвapoдвижeниeм;

2)интeгpиpyющaя фyнкция.

Лoгиcтикa oбecпeчивaeт cинxpoнизaцию пpoцeccoв cбытa, xpaнeния и дocтaвки пpoдyкции c opиeнтaциeй нa pынoк cpeдcтв пpoизвoдcтвa и oкaзaниe пocpeдничecкиx ycлyг пoтpeбитeлям. Онa oбecпeчивaeт coглacoвaниe интepecoв лoгиcтичecкиx пocpeдникoв в лoгиcтичecкoй cиcтeмe;

3) peгyлиpyющaя фyнкция.

Лoгиcтичecкoe yпpaвлeниe мaтepиaльными и coпyтcтвyющими пoтoкaми нaпpaвлeнo нa экoнoмию вcex видoв pecypcoв, coкpaщeниe зaтpaт живoгo и oвeщecтвлeннoгo тpyдa в paзличныx oтpacляx экoнoмики. В шиpoкoм cмыcлe yпpaвляющee вoздeйcтвиe лoгиcтики зaключaeтcя в пoддepжaнии cooтвeтcтвия пoвeдeния чacти лoгиcтичecкoй cиcтeмы интepecaм cиcтeмы в цeлoм;

4) peзyльтиpyющaя фyнкция.

Лoгиcтичecкaя дeятeльнocть нaпpaвлeнa нa пocтaвкy пpoдyкции в нeoбxoдимoм кoличecтвe, в yкaзaннoe вpeмя и мecтo, c зaдaнным кaчecтвoм (cocтoяниeм), пpи минимaльныx издepжкax. Лoгиcтикa cтpeмитcя oxвaтить вce этaпы взaимoдeйcтвия "cнaбжeниe - пpoизвoдcтвo - pacпpeдeлeниe - пoтpeблeниe", т.e. oнa пpeдcтaвляeт coбoй aлгopитм пpeoбpaзoвaния pecypcoв в пocтaвкy гoтoвoй пpoдyкции в cooтвeтcтвии c cyщecтвyющим cпpocoм.

Метод целевых конфликтов.

Экономическая эффективность – результативность использования ограниченных ресурсов, измеряемая отношением их затрат к производственному объему товаров и услуг.

Логистика обладает высоким потенциалом экономической эффективности. Относительно непродолжительная история развития практической логистики подтверждает такое утверждение. Экономический эффект логистики проявляется в высоком уровне организации производства и, как следствие, экономии натуральный и денежных показателей. Величина эффекта, в свою очередь, зависит от масштабов распространения логистики. Анализ, выполненный западноевропейскими учеными, свидетельствует о том, что в Западной Европе более 60% предприятий и фирм в своей коммерческой и производственной деятельности в той или иной степени используют логистически функции.

Эффективность логистики конкретизируется следующими натуральными показателями:

³ уровнем запасов и сокращением потребности в складских площадях;

³ времени прохождения материалов по логистической цепи;

³ продолжительностью цикла обслуживания заказа;

³ качеством и уровнем сервиса;

³ размерами партии грузов;

³ уровнем использования производственных мощностей;

³ маневренностью;

³ адаптивностью и устойчивостью работы;

³ сохранением качества продукции при доставке.

    Расходы на логистику составляют 10-30% общих затрат фирм на производство продукции. Если принять затраты на логистику за 100%, то удельный вес отдельных составляющих распределяется следующим образом:

· перевозки на магистральном транспорте 28-48%;

· складские, перегрузочные операции и хранение грузов 25-40%;

· упаковка 5-18%,

·  затраты на управление 4-15% и т.д.

Приведенная информация, характеризующаяся значительным разбросом данных, учитывает не только особенности организации и экономики производства, но и различные подходы при группировке и калькуляции расходов.

В соответствии с концепцией логистики критерием экономической эффективности является минимум суммарных затрат на транспортировку, материально-техническое обеспечение и собственно производство. Отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства произошел благодаря активному внедрению в коммерческую практику метода «Т» (Total distribution cost). Те фирмы стали производить анализ общей величины своих затрат, получивший название «принцип одного зонтика».

Таким образом, экономической основой анализа логистической системы является концепция общих издержек. Все элементы системы: складское хозяйство, запасы, транспорт, обработка заказа и др. – зависят друг от друга.

Все отделы предприятия стремятся всячески улучшить выполнение своей функции, часто не считаясь с последствиями, которые их деятельность может иметь по отношению к другим функциям и эффективности работы предприятия в целом. Например, экспедиция, заботясь об удешевлении упаковки, может выбрать тару, которая окажется трудно транспортабельной по своим габаритам. Отдел снабжения, желая устранить всякую возможность появления дефицитности материалов, может создавать слишком большие запасы и этим вызвать финансовые затруднения. Чрезмерное неритмичное увеличение выпуска продукции производственным отделом может привести к затовариванию готовыми изделиями.

Все попытки минимизировать издержки какого-либо отдельного вида деятельности могут привести к повышению общей стоимости логистической системы. Именно поэтому данная концепция предполагает проведение анализа новации любого элемента логистической с учетом общих издержек. Принятие концепции общих издержек дает возможность заранее определить рамки развития предпринимательской логистической системы и оптимальные пути его осуществления.

Эффективность логистики

Известно, что 95 - 98% времени, в течение которого матери­ал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складскпх работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестои­мости выпускаемой продукции.

Логистический подход к управлению материальными пото­ками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Бош—Сименс, Мицубиси, «Дженерал моторс» один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии.

1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.

2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.

3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.

4. Оптимизируются запасы — одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-техни­ческой базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм За­падной Европы, использующих современные логистические ме­тоды организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производствен­ные запаса на 50%.

5. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.

6. Улучшается качество выпускаемой продукции.

7. Снижаются потери материалов. Любая логистическая oneрация — это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций — это сокращение потерь.

8. Улучшается использование производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоко­вых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади склад­ских помещений.

9. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.

Виды логистики: закупочная, производственная, распределительная .Логистическая цепь

Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранение МР и др. Снабжение – это важная функция логистики по двум основным причинам:

Производственной логистикой. Целью производственной логистики является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования МП в технологических процессах производства ГП. Важность эффективного решения задач производственной логистики за счет оптимизации управления МП определяется снижением себестоимости, времени выполнения заказов, оперативным реагированием на изменения рыночного спроса по количеству и ассортименту продукции и, в конечном счете, повышением эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятии.

Важность распределительной логистики определяется тем, что улучшение работы в сфере распределения товаров не требует таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивает высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, влияют на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. То есть высокая конкурентоспособность зависит не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Показатели логистики:

1. Усреднённое наличие на складе - Средне состояние в колл-ом или стоим-ом выражении по видам или группам товаров

2. Продолжительность оборота склада - период воремени за который наличие на складе будет полностью исчерпано

3. Готовность к поставке – готовность удовлетворения заказов потребителя или готовность к поставке на склад

4. Оборачиваемость склада – частота обновления содержания склада

5. Достаточность- степень удовлетворения потребности

6. Доля запасов в обороте

7 Затраты на связанный капитал- омертвление капитала в запасах

8. Ошибки в поставках и квота отказов

9 Доля затрат на логистику в обороте компании










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...