Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Синтетический учет поступления и выбытия основных средств




 

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Для ее определения используются счета 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Счет 07 «Оборудование к установке» предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического и производственного оборудования, требующего монтажа под которым понимают оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 "Оборудование к установке" по фактической себестоимости его приобретения, включая расходы на доставку и т.п. (п. 3.1.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).

Счет 07 «Оборудование к установке»         

Д-т                                                                                                                           К-т

Сн – фактические затраты на имеющееся в наличии оборудование, не сданное в монтаж, на начало отчетного периода. Фактические затраты на приобретенное в отчетном периоде оборудование, требующее монтажа, в корреспонденции с кредитом счетов: 60, 76 – на сумму затрат по приобретению и доставке оборудования на склады организации (без НДС); 70 – на сумму начисленной оплаты труда или премии по операциям, связанным с приобретением оборудования; 69 – на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, относящихся к оплате труда работников, выполняющих работы по приобретению оборудования; 71 – на сумму расходов подотчетных лиц, непосредственно связанных с приобретением и доставкой оборудования; 75 – на стоимость оборудования, переданного учредителями в счет их вклада в уставный капитал организации; 76– на стоимость оборудования, переданного по договору мены; 98-2 – на стоимость оборудования, поступившего по договору дарения и др. Ск – фактические затраты на имеющееся в наличии оборудование, не сданное в монтаж, на конец отчетного периода   Фактическая стоимость оборудования: а) сданного в монтаж в отчетном периоде в корреспонденции с дебетом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»; б) проданного, списанного, переданного безвозмездно, по договору мены в отчетном периоде в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходыи расходы» и др.

Поступление оборудования к установке может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей". В этом случае остаток по счету 15 на конец месяца показывает стоимость оборудования к установке в пути (Инструкция по применению Плана счетов, Методические рекомендации по применению Плана счетов предприятий и организаций агропромышленного комплекса, Методические рекомендации по корреспонденции счетов в сельскохозяйственных организациях).

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые в последствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и нематериальных активов.

К счету могут быть открыты субсчета, каждый из которых предназначен для учета формирования затрат на определенный вид капитальных вложений по их отраслевым и другим классификациям:

08 - 1 «Приобретение земельных участков»;

08 - 2 «Приобретение объектов природопользования»;

08 - 3 «Строительство объектов основных средств»;

08 - 4 «Приобретение объектов основных средств»;

08 - 5 «Приобретение нематериальных активов»;

08 - 7 «Приобретение взрослых животных».

 

Учет затрат и калькулирование себестоимости законченных капитальных вложений ведется позаказным методом, т.е. отдельно по каждому объекту строительства, приобретения отдельных объектов основных средств.

 

Счет 08, субсчета «Строительство объектов основных средств» и

 «Приобретение объектов основных средств»

Д-т                                                                                                                      К-т

Сн – вложения организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств на начало отчетного периода Фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств в отчетном периоде в корреспонденции с кредитом счетов: Строительство зданий и сооружений хозяйственным способом: 10 – на стоимость использованных в строительстве материалов; 70 – на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым выполнением строительно-монтажных работ; 69 – на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных на оплату труда работников, участвующих в капитальном строительстве 02 – на сумму амортизации, начисленной по основным средствам, участвующим в капитальном строительстве и др. Строительство зданий и сооружений подрядным способом: 60 – на сумму акцента платежного документа подрядной организации за выполненные строительно-монтажные работы (без НДС). Приобретение за плату оборудования, требующего монтажа: 07 – на стоимость оборудования, переданного в монтаж; 60 – на сумму акцента платежного документа сторонней организации за монтажные работы (без НДС). Приобретение за плату оборудования, не требующего монтажа, машин, механизмов, инвентаря: 60, 76 – на сумму акцента платежного документа поставщика (продавца) и транспортной организации за доставку (без НДС); 70 – на сумму начисленной заработной платы работникам за доставку, погрузку и выгрузку; 69 – на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных на оплату труда работников, участвующих в приобретении оборудования; 10, 71 и др. – на сумму прочих расходов, связанных с приобретением основных средств. Получение в качестве вклада в уставный капитал: 75 – 1 – на договорную стоимость объектов основных средств, полученных от учредителей организации в счет вклада в ее уставный капитал; 60, 76 – на стоимость услуг независимого оценщика. Безвозмездное получение: 98-2- на рыночную стоимость объекта основных средств, полученного организацией по договору дарения (безвозмездно). Ск – вложения организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств на конец отчетного периода.   Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается в дебет счета 01 «Основные средства».

Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

 

Счет 01 «Основные средства»                                 

Д-т                                                                                                                                  К-т

Сн – балансовая стоимость собственных основных средств на начало отчетного периода Увеличение балансовой стоимости основных средств в отчетном периоде в корреспонденции с кредитом счетов: 08 – на первоначальную стоимость объектов, введенных в эксплуатацию в результате капитальных вложений; 83 – на сумму дооценки объектов основных средств и др.   Ск – балансовая стоимость собственных основных средств на конец отчетного периода     Уменьшение балансовой стоимости основных средств в отчетном периоде в корреспонденции с дебетом счетов: 01, субсчет «Выбытие основных средств» - на балансовую стоимость выбывших объектов основных средств; 83 – на сумму уценки объектов основных средств за счет добавочного капитала; 91 - на сумму уценки объектов основных средств за счет расходов организации и др.

 

С 01.01.2011 г. фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, подлежащие государственной регистрации, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС на отдельном субсчете к счету 01 независимо от того, переданы документы на государственную регистрацию или нет (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, пп. 10 п. 7 Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н).

Сельскохозяйственные организации учитывают на счете 01, субсчет 01-5 "Многолетние насаждения", стоимость многолетних насаждений, не достигших эксплуатационного возраста, определяемую как сумма произведенных затрат на их закладку и ежегодно присоединяемая к ней сумма затрат на их выращивание. Стоимость таких многолетних насаждений должна показываться в Бухгалтерском балансе по строке "Прочие внеоборотные активы".

 

Пример.Предприятие приобрело оборудование, требующее монтажа по стоимости согласно договору купли-продажи 531 000 руб., в том числе НДС 81 000 руб. Расходы по доставке составили 70 800 руб., в том числе НДС 10 800 руб. Расходы по монтажу составили 29 500 руб., в том числе НДС 4 500 руб. Предприятие оплатило стоимость оборудования и услуг сторонних организаций с расчетного счета. Объект принят к учету по первоначальной стоимости.

Приобретение оборудования по условию примера отражается в бухгалтерском учете записями (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Бухгалтерский учет операций по приобретению объекта основных средств

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Д-т К-т
1 2 3 4
Акцептован счет поставщика: - на стоимость оборудования по договору купли-продажи (без НДС) - на сумму НДС, указанную в счете – фактуре     450 000 81 000     07 19     60 60
Акцептован счет сторонней организации за доставку оборудования: - на стоимость услуг (без НДС) - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре     60 000 10 800     07 19     60 60
Оборудование передано в монтаж (450 000 + 60 000) 510 000 08-4 07
Акцептован счет монтажной организации: - на стоимость работ (без НДС) - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре   25 000 4 500   08-4 19   60 60
Оборудование сдано в эксплуатацию и принято к учету по первоначальной стоимости (510 000 + 25 000) 535 000 01 08-4

 

Продолжение таблицы 1.1

1 2 3 4
Оплата задолженности перед контрагентами (531 000 + 70 800+29 500) 631 300 60 51
Отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по приобретенному оборудованию (81 000 + 10 800 + 4 500)   96 300   68-НДС   19

 

Пример. В качестве вклада в уставный капитал организации от учредителя получен грузовой автомобиль. Денежная оценка, согласованная учредителями организации, составила 500 000 руб. Остаточная балансовая стоимость оборудования в учете учредителя составляет 550 000 руб. На нее приходится НДС в сумме 99 000 руб. (550 000 руб. x 18%). Расходы организации по доставке оборудования составили 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Грузовой автомобиль принят по акту в состав основных средств.

Поступление объекта основных средств в счет вклада учредителей в уставный капитал отражается в бухгалтерском учете записями (таблица 1.2).

 

Таблица 1.2 - Бухгалтерский учет операций по принятию на учет объектов основных средств, внесенных учредителями в качестве вклада в уставный капитал

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Д-т К-т
Отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал В качестве вклада в уставный капитал организации получен грузовой автомобиль (без НДС) Сумма восстановленного НДС, включена в добавочный капитал Отражены транспортные расходы (без НДС) Учтен НДС по транспортным расходам Грузовой автомобиль принят по акту в состав основных средств Принят к вычету НДС   500 000   500 000   99 000 10 000 1 800   510 000 100 800   75-1   08-4   19 08-4 19   01 68   80   75-1   83 75 75   08-4 19

 

Пример. В декабре отчетного года организация получила безвозмездно от некоммерческой организации технологическое оборудование. Его рыночная цена составила 360 000 руб. (в том числе НДС). Срок полезного использования установлен в 5 лет, годовая норма амортизации – 20%. Учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета предусмотрено начисление амортизации линейным способом. Поступление объекта основных средств по договору дарения отражается в бухгалтерском учете записями (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3 - Бухгалтерский учет операций по принятию на учет объектов основных средств, полученных по договору дарения

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Д-т К-т
Безвозмездно получен компьютер Компьютер принят по акту в состав основных средств Начислена ежемесячная сумма амортизации      (360000 руб. × 20% : 12 мес.) Одновременно: на прибыль отчетного периода отнесена доля доходов будущих периодов в размере ежемесячной суммы амортизации 360 000   360 000   6000     6000 08-4   01   26     98-2 98-2   08-4   02     91-1

 

Объекты основных средств могут быть списаны с баланса организации по следующим причинам:

● продажа (реализация) другому лицу;

● списание в случае морального и (или) физического износа;

● передача в виде вклада в уставный капитал других организаций;

● ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

● передача по договорам мены, дарения и другие причины.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств» (ВОС).

Счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»                     

Д-т                                                                                                                                 К-т

Списана балансовая стоимость выбывших объектов основных средств в корреспонденции с кредитом счета 01 «Основные средства» Списана начисленная амортизация по выбывшим объектам основных средств в корреспонденции с дебетом счета 02 «Амортизация основных средств»
Оборот по дебету Оборот по кредиту

 

Субсчет «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства» сальдо не имеет. Остаточная стоимость выбывших объектов основных средств, определяемая как разность между оборотами дебета и кредита, списывается на счет:

91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» - если речь идет о продаже или списании по причине морального и (или) физического износа;

58 «Финансовые вложения» - если речь идет о вкладе в уставный капитал других организаций;

84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - если речь идет о дарении;

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - если речь идет о выбытии по чрезвычайным обстоятельствам.

Для определенияфинансового результата от выбытия объектов основных средствиспользуется счет 91 «Прочие доходы и расходы», к которому могут быть открыты субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

По кредиту счета 91-1 «Прочие доходы» отражаются доходы от выбытия объектов основных средств в корреспонденции с дебетом счетов:

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на суммы, подлежащие к оплате за проданные объекты основных средств (с учетом НДС);

10 «Материалы» – на стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием объектов основных средств, по цене возможного использования.

На дебет счета 91-2 «Прочие расходы» относят затраты организации по выбытию объектов основных средств в корреспонденции с кредитом счетов:

68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС» - на сумму налога на добавленную стоимость;

01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость выбывших объектов основных средств;

23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»и др. – на величину прочих затрат, связанных с демонтажем и реализацией объектов основных средств.

Путем сопоставления кредитового оборота по счету 91-1 и дебетового оборота по счету 91-2 определяется финансовый результат от выбытия объектов основных средств. Превышение оборота по кредиту – прибыль – будет списана: дебет счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов», кредит счета 99 «Прибыли и убытки»; превышение оборота по дебету – убыток – будет списан: дебет счета 99 «Прибыли и убытки», кредит счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Пример.Предприятие продает станок, балансовой стоимостью 700 000 руб. К моменту продажи начислены амортизационные отчисления в размере 140 000 руб. Договором купли-продажи предусмотрен безналичный расчет. Покупателю предъявлен счет-фактура на сумму 944 000 руб., в том числе НДС 144 000 руб. Учетной политикой предприятия момент реализации для целей налогообложения определяется по мере оплаты покупателем реализованной продукции, товаров, работ и услуг.

Продажа станка по условию примера отражается в бухгалтерском учете записями (таблица 1.4).

 

Таблица 1.4- Бухгалтерский учет операций по продаже объекта основных средств

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция

счетов

Д-т К-т
Начислена задолженность покупателю за проданный объект, включая НДС Начислен НДС с дохода от продажи (дата реализации – оплата) Списана балансовая стоимость объекта Списана сумма амортизации Списана остаточная стоимость объекта: (700 000-140 000) Отражен финансовый результат от продажи объекта (прибыль) (944 000 – 144 000 – 560 000)   944 000   144 000 700 000 140 000   560 000     240 000   62   91-2 01-ВОС 02   91-2     91-9   91-1   68-НДС 01 01-ВОС   01-ВОС     99

Пример.Списан склад для хранения материалов по причине его физического износа и непригодности к дальнейшей эксплуатации. Балансовая стоимость склада 361 000 руб. За время эксплуатации склада начислена амортизация в размере 258 000 руб. Расходы, связанные с ликвидацией: начислена заработная плата рабочим на сумму 49 500 руб., затраты по вывозу строительного мусора собственным транспортом составили 9 600 руб. Оприходованы материалы по цене возможного использования на сумму 14 500 руб.

Списание склада для хранения материалов по условию примера отражается в бухгалтерском учете записями (таблица 1.5).

 

Таблица 1.5- Бухгалтерский учет операций по выбытию объекта основных средств, в связи с его списанием по причине физического износа

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция

счетов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...