Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек, культура и цивилизация




Понятия «культура» и «цивилизация» прочно входит в арсенала обществоведческой и гуманитарной мысли. Латинский термин «культура» означает возделывание, обработку, воспитание, развитие, поклонение. Эти понятия относились и к земледелию, и к животноводству, и к человеку.

Необходимо выделить основные исторические типы цивилизации.Собирательная цивилизациявбирает в себя очень длительный период выделения человека из животного стада и постепенного становления его как сущность разумного и деятельного. Она основана на использовании готовых продуктов природы. Человек находится в зависимости от природы.

Аграрная цивилизациявозникла и существовала благодаря использованию людьми простых орудий труда и приручению животных. Она олицетворяла первые проявления власти человека над природой, переход к производящей деятельности. В этот период появляются классы, письменность, государство.

Промышленная цивилизациязародилась в Европе примерно в середине XVIII в. В ее основе лежат научное восприятие и применение точного знания, машин и иных технических устройств. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства, ускорил темпы развития истории.

Постиндустриальная цивилизацияв виде отдельных очагов стала формироваться во второй половине XX в. на волне современной научно- технической революции. Она основывается на принципиально новых технологиях – ядерной, информационной, космической и иных. Человек здесь выполняет функции контролера по отношению к машинам и техническим устройствам, а его деятельность постепенно начинает приобретать космические масштабы.

Также выделяют и иные типы цивилизации – западную и восточную. Западная основана на частной собственности и свободе индивида, научном знании и интенсивном промышленном производстве, высоких темпах прогресса. Для восточной цивилизации характерны созерцательность в познании, экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни , большая роль обычаев и традиций, медленное накопление прогрессивных изменений. Эти два типа цивилизации символизируют собой два уклада жизни, характер их общественного сознания и механизмы развития.

Русская цивилизацияявляется специфическим социокультурным организмом. Россия - это огромный мир, находящийся на стыке двух континентов на пересечении различных потоков мировой истории культуры. Н.А. Бердяев писал «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Восток – Запад. Она составляет в себе два начала. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Русская цивилизация в своей деятельности – это своеобразный менталитет, традиции, верования, образ жизни, способы хозяйствования, особая роль государства в жизни общества, строение души и мышления человека. Своеобразна и история России. Многие русские мыслители пытались понять место России мировой истории, постигнуть ее судьбу и предвосхитить ее будущее. Этому посвящено творчество П.Я. Чаадаева, А.И, Герцена, В.О. Ключевского, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева.

12.4.     Культура как социальный организм развивается под влиянием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.

 Культура традиционного общества.Для нее характерны господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление новаций. Здесь имеет место невысокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, существуют мораль ненасилия и гармонии в отношениях с природной средой. Экономика такого общества основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью, свобода индивида здесь фактически отсутствует, будучи подменена его зависимостью от «целого» в виде общины, коллектива или государства. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), он до сих пор преобладает во многих странах « третьего мира». Основные элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида, религиозное сознание) представлены и в истории российского общества, которое на протяжении многих столетий было типично патриархальным, консервативным по существу.

 Культура «техногенного общества».Ей присущи динамичное развитие знаний и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу, психология ее покорения . Активная и целеустремленная деятельность рассматривается в рамках данной культуры как высшее предназначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания природы, в отличие от культуры «традиционного» общества. В рамках этого типа культуры природа воспринимается прежде всего как кладовая и мастерская, а человек в ней – как умелый работник. Он рассматривается как кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй» природы, основной силой которого являются знания.

История общества показывает, что «техногенная» культура создала все предпосылки для прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели, породив глобальный экологический кризисы, опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности и нравов. Нынешнее российское общество в результате реформ быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной» культуры. Но надо ясно представлять себе все эти соблазны, опасности и последствия, которые подстерегают нас на этом извилистом и во многом непредсказуемом пути реформирования общества.

 

Тема № 12

 Вопросы для обсуждения:

1. Культура: понятие, сущность, генезис.

2. Культура как объект философского рассмотрения.

3. Культура как система.

4. Основные историко – философские концепции культуры.

5. Исторический подход к проблеме цивилизации.

6. Культура и цивилизация: их соотношение.

7. Какова форма духовной культуры?

8. Интеграция и дифференциация в системе современной культуры.

9. Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?

10. Особенности и отличие Российской цивилизации.

 

Литература по теме № 12

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2010. – с.60-64.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. – с.24-28.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник.-М.: Юристъ, 2007. – с.430-448.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.208-237.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. -477с.

6. Якушев А.В. Философия: конспект лекций. – М.: “Приориздат”, 2005. – с.191-199.

 

Дополнительная литература

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.

 

Основные философские понятия и концепции в системе философских школ, направлений и персоналей

I.ПРОБЛЕМА СМЫСЛА И ПРИРОДЫ ФИЛОСОФИИ

В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Античная философия. Термин «античный» происходит от латинского слова, означающего «древний» (antiguus), но используется для обозначения специфической культурной традиции, родоначальниками которой были древние греки. Античная философия хронологически относится к периоду от конца 7 в. до н. э. и до 5 в. н. э. Основной философский вопрос античной философии – что есть первоначало бытия («из чего все»).

В исторической последовательности развития античная философия делится на несколько периодов:

Досократический период (демократический 7–5 вв. до н. э.)характеризуется как натурфилософский, в котором основное внимание уделялось проблемам природы («физиса») и Космоса. Представителей этого периода принято делить на следующие направления:

Милетская школа (далее см. «античные натурфилософы») – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр;

Элейская школа – Парменид, Зенон.

Самостоятельные течения представляли Гераклит Эфесский, Пифагор (Пифагорейская школа), Демокрит, Левкипп (Атомизм).

Сократический период (классический 5–3 вв. до н. э.) – период наивысшего расцвета античной философии, для него характерно внимание к проблемам человека, прежде всего этическим – софисты (Протагор) и Сократ; первые философские системы, первые рационалистические понятия (идеи, категории) – Платон, Аристотель.

Эллинистический период (3–1 вв. до н. э.) – характеризуется обращением к проблеме морального устройства людей (стоицизм - Зенон, эпикуреизм – Эпикур, кинизм – Диоген, скептицизм – Секст Эмпирик).

Римский период (1–5 вв. н. э.)отмечается продолжением линии эллинистической философии и складыванием предпосылок для приспособления философии к христианскому вероучению (стоицизм – Сенека, Цицерон, неоплато­низм – Плотин).

Характерные черты античной философии

1. Синкретизм – слитность, нерасчленность важнейших проблем философии на проблемы бытия и сознания, человека и общества, природы и бога. Идеи античной философии охватывали все сразу и не проводили строгих различий при выборе объекта размышления.

2. Космоцентризм –направленность философии в сторону постижения мира в целом, что на греческом обозначалось как космос. В контексте этого направления античные мыслители выработали самые универсальные категории. Современный философ занимается «узкими» проблемами, например проблемой познания или понимания.

3. Пантеизм – в осмыслении основ мироздания античная философия исходила из представления, что космос устроен так, как устроена природа, которую античная философияобожествляла.

4. Логика общих имен – в определении конкретных феноменов бытия античной философии выступает как предпонятийное состояние разработки философских понятий. Платоновская идея и форма Аристотеля – это самые общие понятия, которые называют вещи, но не обозначают их, т. е. не дают им точного определения.

5. Реалистичность – античная философия непосредственно была адресована любому человеку для решения жизненных проблем. Философия еще не воспринималась как абстрактное знание, оторванное от жизни. Это выражалось в том, что каждый философвоспринимался как мудрец, т. е. как человек, знающий, как надо жить в реальном мире.

Средневековая философия сформировалась в связи с рождением христианства и доминировала в европейской культуре до 16 в. Основной принцип средневековой философии – теоцентризм, т. е. единство и целостность мира понимаются в рамках божественного творения (замысла). Основная задача средневековой философии – постигнуть божественный замысел. Способом такого постижения может быть либо мистическое откровение, либо интерпретация священных текстов (прежде всего Библии). В связи с этим основной философский вопрос средневековой философии – соотношение разума и веры. Исторически средневековая философия делится на два периода.

Период патристики (2–9 вв.).Происходит становление нового базового принципа философии –теоцентризма, в результате чего философия превращается в теологию. В контексте данного становления этот период полностью отвергает античное представление об истине и разуме. Истина есть Бог, который непознаваем с помощью человеческого разума, разум бессилен перед верой, которая признается единственным средством постижения божественной сущности. В этот период философия участвовала в формировании основных догматов церкви, которые в дальнейшем (период схоластики) стали объектами философского познания. Родоначальник патристики – Аврелий Августин.

Период схоластики (9–16 вв.).В данный период философия полностью сконцентрировалась на интерпретации священных текстов и основных догматов церкви. Используя логику Аристотеля, схоластика создает особый способ аргументации, который заключается в ссылке на священное писание. Заслуга средневековой схоластики – развитие формальной логики и правил интерпретации текста. Отсюда главной особенностью философской мысли средневековья является отношение к явлениям природы, общества и человека как знакам или символам некоторого замысла, поэтому природа, например, должна читаться как книга. Вследствие такого отношения под схоластикой понимают оторванное от реальной жизни и основанное на мнении авторитетов учение. Основной представитель схоластики –Фома Аквинский.

Философия Возрождения (15–16 вв.). Основная идея эпохи – переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира.

Этот переход характеризуется тем, что средневековое презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью.

Идея ценности человеческой жизни в эпоху Возрождения определялась понятием гуманизма.

Гуманизм означает стремление к человечности, созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм зарождается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия.

Для эпохи Возрождения гуманизмом определялось идейное течение среди мыслителей, которые занимались изучением и распространением античных языков, литературы, искусства и культуры. Людей этого рода занятий называли и сами себя они именовали гуманистами.

Философия Нового времени. Начинается с эпохи промышленных и буржуазных революций (17 в.) и существует до начала 20 в. (периода буржуазных идеалов разума, свободы и равенства). Центральная философская идея эпохи – идея Законодательного Разума, т. е. разума, который предписывает законы сущему. Но при этом Разум понимался существенно по-разному, в основном в двух смыслах: как Высший Разум (например, гегелевский Абсолютный Дух, или просто разумный закон природы – у французских просветителей) или как субъективный (человеческий) разум. Задача философии виделась принципиально одной и той же: описать мир как систему закономерно взаимосвязанных частей, каждая из которых является предметом какой-то отдельной науки. В таком описании философия выступала в тесном союзе с естествознанием и выполняла роль строго логического организатора всей системы существующего знания и в этом качестве как Наука наук. Таким образом, философия Нового времени имела «наукоцент-ричный» характер и в качестве идеала знания имела в виду естествознание (в основном математику и физику). Стремление создавать разного рода «энциклопедии наук» или строить философское размышление по образцу геометрического доказательства – достаточно характерное явление философии этого времени. В общем и целом в эту эпоху господствует философский принцип Платона – различения мира потусторонних Идей (Законов) и мира вещей.

Философия Нового времени делится на четыре периода.

Естественнонаучная философия (17 в.) – исследовалаосновные принципы научного познания, опираясь на методы математики и естественных наук; открыла основные принципы научного познания: наблюдение и эксперимент; положила начало развитию отдельного направления в философии – методологии научного познания, которое занимается изучением основных методов научного познания, устанавливает порядок и нормы научных теорий. Этот период определяют два гносеологических (см. гносеология III) направления: эмпирическое (см. эмпиризм III) и рационалистическое (см. рационализм [III]).

Философия Просвещения (18 в.). Помимо гносеологических проблем объектом внимания в этот период была проблемачеловека в обществе. Исходя из интересов индивидума просветители стремились выработать такие идеи общества, в котором человеческая личность, с одной стороны, чувствовала себя свободной, а с другой – могла приносить общественную пользу. Главный лозунг просветителей – наука и прогресс. Просветители верили, что именно наука способствует развитию общества и что это развитие носит безусловно позитивный (прогрессивный) характер. Основным достижением Философии Просвещения является то, что абсолютизация научного разума привела к идее создания научного изучения законов общества, что и способствовало складыванию соответствующей науки - социологии.

Философия немецкого идеализма (пер. пол. 19 в.). Основной вопрос – о свободной сущности разумной деятельности. Для этой философии характерно придавать идеалистическое значение разуму, согласно которому разум не является отражением законов природы, а выше нее. Благодаря разуму человек освобождается от природной зависимости. Немецкий идеализм отождествил разум со свободой, под которой он подразумевал деятельность, направленную на всеобщее благо. Чем разумнее человек, тем он человеколюбивее, тем он выше природной борьбы за самовыживание. Философия немецкого идеализма, в отличие от предшествующих периодов, проявление разума видела не только в науке, но и в религии, искусстве, экономике и политике, продолжала считать именно науку вершиной культурного развития.

Постклассическая философия (втор. пол. 19 в.) - является переходным этапом к современной философии, поэтому для нее характерно как развитие традиционных направлений философии – гносеологии, так и появление новых – социологии, культур философии и психологии. Именно эта философия открыла существование внеразумных и внеличностных форм человеческого мышления: «воля к жизни» (А. Шопенгауэр), «воля к власти» (Ф. Ницше), «либидо» (3. Фрейд), «архетипы» (К.-Г. Юнг), «социально-исторические формации» (К. Маркс), что поставило под сомнение разумность и целесообразность человеческой деятельности. В связи с этим для постклассической философии характерно расслоение на множество течений: позитивизм, марксизм, психоанализ, иррационализм [III] , каждое из которых рассматривало какой-то определенный аспект человеческого бытия.

Современная философия. Является выражением духовной ситуации, возникшей в конце 19 – начале 20 вв., когда классический идеал Законодательного Разума утрачивает практическую и теоретическую привлекательность. Философия начинает искать (и исследовать) основания существования явлений не в Высших (потусторонних) Законах или Идеях, но в формах (структурах) самой жизни (в формах культуры, языка, деятельности, практики, экзистенции и пр.) (именно поэтому аристотелевский принцип формы [II] оказывается близким для современной философии). Эта направленность философского знания на саму философствующую личность (на формы, в которых человек существует и выражает себя как человек) находит выражение в том, что философия приобретает антропоцентрический характер. При этом происходит важное различение двух сфер опыта и способов получения знания. Тот опыт (и знание), который получается извне (от предметного мира), есть дело науки, а анализ «внутреннего опыта» и знание о формах собственно человеческого присутствия в этом мире рассматриваются как собственно философская задача. Философия определяется как специальная область интеллектуальной деятельности, как особая человеческая способность к размышлению. Выражается эта способность в умении ставить вопросы и проблемы, видеть область своего незнания, в стремлении к прояснению мыслей и на этом основании к межчеловеческому взаимо­пониманию.

Предшествующим этапом cовременная философия является так называемый этап постклассической философии, который характеризуется наличием таких течений, как материалистический антропологизм, позитивизм, марксизм, иррационализм, психоанализ.

Аналитическая школа философии – философия «языка», направление философии 20 в. Видные ее представители Людвиг Витгенштейн и Бертран Рассел предлагают радикально различать науку и философию: «философия не является одной из наук; вся философия есть критика языка; цель философии – логическое прояснение мыслей; философия не теория, а особая деятельность; результаты философской работы – прояснение предложений» (Л. Витгенштейн). Если понимать эти идеи так, что задача философского исследования состоит не в том, чтобы познавать предметный мир (этим как раз занимается наука), но в том, чтобы «работать» со значениями и смыслами предметов (которые выражены в языке), то такое понимание философии является общепринятым в современных условиях (см. ниже: Витгенштейн и Рассел).

Августин Аврелий (354430). Философия Августина является симбиозом христианских и античных доктрин. Основные сочинения – «Исповедь», «О граде божьем». Из античности он заимствовал главным образом платонизм, который знал по преимуществу в изложении неоплатоников. Идеализм Платона в метафизике, абсолютизм в теории познания, признание различия духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), упор на иррациональные факторы духовной жизни – все это повлияло на формирование его собственных воззрений.

Учение Августина  стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников (например, Тертуллиана): сделал бога центром философского мышления. Мировоззрение Августина было теоцентрическим, так как философскую основу учения Августина составляло христианство. Главная идея – бог первичен, что проявилось в его онтологических, гносеологических и этических взглядах [I VI].

Аристотель (384322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, родоначальник многих наук, прежде всего логики [III]. Основные сочинения: «Метафизика», «Аналитика первая и вторая», «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика» и др. Ученик Платона, он во многом продол­жил его дело, но при этом привнес оригинальные идеи, которые позволяют во многом противопоставлять Аристотеля Платону. Родоначальник философской системы, которая после Платона является величайшей философской системой.

Согласно Аристотелю, философия начинается с «удивления», но выражается это удивление в форме рационального знания, или «науки» (греч. «эпистемы»), которое должно противопоставить обыденному мнению («доксе») знание, обладающее логической необходимостью, тем или иным методом обоснованное, объективное. «Философия начинается с удивления» и выражается прежде всего в вопросах о причинах сущего. (Удивление можно назвать особенным рационалистическим чувством.) Аристотель делит философию на три части: теоретическую (умозрительную), цель которой знание ради знания (физика, математика и «первая философия»), практическую – знание ради полезной деятельности (этика и политика), пойэтическую (греч. poiesis– творение) – знание ради творчества (риторика и поэтика). Предметом «первой» философии (т. е. собственно философии, синонимом которой стал термин «метафизика»), является первосущее – то, из чего все пошло (архе) и из чего все состоит (в противоположность тем необходимым свойствам - атрибутам, которые проявляют это сущее), и первопричины бытия.

Ядром учения Аристотеля является его учение о сущности, которая определяется им как «форма». Если для Платона целью философии является постижение того общего, что есть в вещах, т. е. идеи, то для Аристотеля главным является постижение индивидуальной сущности вещи, того, что делает вещь вещью (см. вещь [II]).

В контексте своей системы Аристотельтематизировал многие аспекты философского знания, которые в последующие эпохи подвергались различному толкованию, что показывает актуальность и современность его идей:

1) впервые сделал философию научной, осуществив умозрение в форме понятий;

2) определил четыре действующие причины, которые лежат в основе любого существования: форма, материя, начало движения, цель;

3) создал первый канон правильного рассуждения логику[II–VI].

Бергсон Анри (18591941) – французский философ, видный представитель «философии жизни» (см. ниже). Основные сочинения: «Творческая эволюция», «Длительность и одновременность», «Два источника морали и религии». Полагал, что философия должна постигать, что есть жизнь, которая и есть истина, и что в своем познании жизни философия должна руководствоваться методом интуиции и в этом больше ориентироваться на средства искусства, а не науки [II–V].

Бердяев Николай Александрович (18741948) – русский философ, величайший мыслитель 20 в., получивший широкую известность в Европе, представитель персонализма (как версияэкзистенциализма). Основные сочинения: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» и др. Свою философию определял как философию свободы, полагая, что философия призвана возвысить человека до осознания своей божественной сущности, которая раскрывается в творчестве. Связывая свободу с творчеством, Бердяеввидел предназначение философии в том, чтобы задать человеку импульс к творческой деятельности, понимая творчество онтологически – не как сферу искусства, но как сущность бытия вообще и человека в особенности [II–VI].

Бодрийяр Жан (р. в 1929) – французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: «Система вещей», «Симулякры и симуляции», «Прозрачность зла» и др. Бодрийяр является представителем философии постмодернизма. Основным предметом философского осмысления Бодрийяр является анализ явлений современной культуры, прежде всего аспект практики потребления. Философия с этой позиции выступает в роли обличителя негативных черт практики потребления (см. постмодернизм [I–VI]).

Бруно Джордано (15481600) – итальянский ученый-гуманист Его философия является вершиной философской мысли Ренессанса. Основные сочинения: «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме» и др. Философия Бруноявляется пантеистической, т. е. философией природы. Основная идея – о бесконечной Вселенной, которая является проявлением развития материи. Следствие этой идеи – гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах. Эту бесконечность можно понять только философскими, а не теологическими средствами. Высшая цель философии – постижение не сверхчувственного Бога, а Бога в вещах» [II–IV].

Бэкон Френсис (15611626) – английский мыслитель, основоположник философии Нового времени. Основные сочинения: «Новый органон», «Новая Атлантида». Обосновал идею пауки и социальную значимость науки, что способствовало ее развитию. Считал, что философия должна заниматься не теологическими проблемами, а проблемами научными. В центр научного мышления поставил изучение законов природы, знание которых позволит решить основные социальные проблемы. Наука должна стать основой экономического развития, от которого зависит благополучие и стабильность общества. Обосновал, что главной философской проблемой должна быть проблема познания [III, VI].

Витгенштейн Людвиг (18891951) – австрийско-британский философ, виднейший представитель аналитической школы философии (см. выше). Основное сочинение – «Логико-философский трактат». Его вкладом в философию является термин «картина мира», а также идея «языковых игр». Посредством этой идеи Витгенштейн выразил свою философскую позицию, суть которой в том, что философия должна заниматься исследованием той объективной реальности, которая создается языком. Язык есть определяющая для человеческого бытия сила. Витгенштейн на основе этой идеи выразил свои мысли о науке, культуре и человеке [III–V].

Вольтер Франсуа (16941778) – французский мыслитель, яркий представитель линии Просвещения. Основные сочинения: «Философские письма», «Микромегас», «Опыт о нравах и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика XIII» и др. Философию понимал как средство борьбы с предрассудками, которые порождены религией, невежеством, а также нарождавшейся в его время верой в науку и общественный прогресс. Философия, в его понимании, должна показать, что нет ничего предустановленного, нет вечных истин, а значит, нет общих законов ни в сфере морали, ни в сфере общества. Главное достижение философии Вольтер– идея истории [VI], которая представляет развитие человечества в виде движения от бессознательного существования к осмысленной социальной структуре, к просвещенной цивилизации [IV–VI].

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (17701831) – крупнейший немецкий философ, учение которого оказывает огромное влияние на развитие философии. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук». Философия понимается Гегелем как Наука наук («Наука логики» – наиболее крупное произведение Гегеля), т. е. как Система знания о том Всеобщем (Абсолютном духе в терминологии Гегеля), которое порождает и в рамках которого существует все многообразие предметных форм бытия: природы, общества, культуры. Поскольку Всеобщее в чистом виде представлено в формах мышления (в логике мысли), то философию Гегель часто определяет как «науку о мышлении» (или просто «логику», но важно иметь в виду, что формы мышления для Гегеля есть формы бытия самого Абсолютного духа) [II–VI].

Гераклит (из Эфеса) (544/540/535 483/480/475) – древнегреческий философ (досократического периода). Был прозван «темным» за глубокомысленность и «плачущим» за серьезность. Основное сочинение – «О природе».

Занимался осмыслением проблем, которые впоследствии формируют фундамент философской рефлексии и будут считаться сугубо «философскими». Это проблемы единого (в терминологии Гераклита Космоса) и разума («логоса»).

Философия, по Гераклиту, – это искусство верной интерпретации и разделения единого текста мира на «слова и вещи». Философия должна состоять из таких слов, которые должны расшифровывать мир. Каждое философское слово-понятие призванообъединять в себе соответствующую пару противополож­ностей, так как это соответствует устройству всего мира, построенного на противоречиях. Поэтому считается, что Гераклит первый философ, который выразил идею диалектики [II, III].

Гоббс Томас (15881679) – английский философ, которыйрасширил предмет научных размышлений своего времени до систематического исследования социальных процессов такого важного их института, как государство. Основные сочинения: «Элементы законов, естественных и политических», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» и др. В плане философского самоопределения считал себя сторонником декартовского рационализма (см. Декарт и рационализм [II]). В соответствии с этим Гоббс определял философию как «рациональное познание».

Главным условием философствования Гоббс считал наличие «внутреннего света», указывающего путь к истине и предостерегающего от всевозможных заблуждений. Такой свет, по мнению Гоббса, должен исходить от человеческого разума, от мышления. Мышление есть сбор фактов как таковых, оно раскрывает человеку причины и следствие происходящих событий. Поэтому философия отличается от всех остальных наук, которые занимаются сбором эмпирических данных [II–VI].

Гуссерль Эдмунд (18591938) – выдающийся немецкий философ 20 в., основатель феноменологии. Определяющие сочинения: «Логические исследования», «Картезианские размышления», «Кризис европейских наук». Гуссерль заложил теоретические основы современного западного мышления и определил проблематику практически всех направлений западной философии (экзистенциализма, культурной антропологии, герменевтики, структурализма, деконструктивизма). Гуссерль поставил перед философией задачу найти единственно верную основу науки и любого знания вообще. Решение этой задачи он видел в распознавании первичных источников сознания вообще. В контексте решения этой задачи Гуссерльзаложил основы новой науки – феноменологии, которая должна заниматься исследованием объекта, отличающегося от объектов природного порядка, – сознания. По мнению Гуссерля, нам необходимо прояснить, как сознание, не будучи явлением материального мира, способно рождать объективные достоверные знания относительно природных явлений. Тем самым Гуссерль, вслед за Кантом, поставил перед философией проблему сущности разумной деятельности человека, которая порождает феномен науки, искусства, религии, культуры, общества [II–V].

Декарт Рене (15961650) – основоположник новоевропейского (классического) рационализма (см. рационализм [II]). Основные сочинения Декарта: «Рассуждения о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644) и др. Для Декарта философия есть основа всех наук. Он упо­доблял философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки, главные из которых медицина, механика и этика. Сутью философии он считал выявление феномена мыслящего Я и прояснение его сути и значения в отношении природы. Философия обосновывает необходимость науки, которая развивает способность человека к познанию. Поэтому делом философии является выявление законов познания и определение критерия научной истины [II–IV].

Деррида Жак (19302004) один из самых эксцентричных философов современности, представитель философии постмодернизма. Основные сочинения: «Письмо и различие», «Поля философии» и др. В соответствии с идеями этого направления философствование Деррида обозначает термином «деконструктивизм». Деррида, как и Фуко, полагал, что философствование означает освоение языка. Таким образом, задача философа видится в том, чтобы показать, что значит освоиться в языке. Для этого и надо осуществить работу деконструкции, которая яв­ляется деятельностью, существенно отличающейся от логики, поскольку логика предусматривает жесткую связь между причиной и следствием. Дерридаже исходил из того, что движение мысли невозможно отследить логикой, поскольку в нем наличествует творчество и незавершенность, которые дают непредсказуемые результаты. Поэтому философия не должна быть единообразной, она должна уподобиться искусству и познавать то, что сложилось в традиционной философии, с тем чтобы использовать философские идеи, как детали, для дальнейшего свободного конструирования (см. постмодернизм [I, III, IV]).

Джемс Уильям (18421910) – американский психолог и философ, основатель направления прагматизма (см. ниже). Основные сочинения: «Прагматизм – новое название некоторых старых способностей мышления», «Плюралистическая Вселенная». В центр своей философии Джемс помещал личность с интересами, заботами, переживаниями, которые она пропишет в опыте. Поэтому задачу философии видел в том, чтобы исследовать структуры опыта [II]. В философии в качестве истины признавал лишь то, что помогает наилучшим образом руководить людьми, что наиболее всего приспособлено к практической жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта, соответственно, даже гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно [II–VI].

Кант Иммануил (17241804) – немецкий философ, основоположник философии немецкого идеализма. Основные сочинения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В своих произведениях создал философскую систему, которая совершила величайший (коперниковский) переворот в философии и повлияла на развитие европейской культуры в 19 в.

Центром его философии является стремление обосновать идею человеческой свободы, которая заключается в способности человека к разумной деятельности. Разум позволяет человеку возвыситься над своим природным существованием, в котором царят законы не свободы, а необходимости.

Разумную деятельность Кант видел не только в области научного познания, но и во всех сферах человеческого существования – в искусстве, политике, религии, морали. Основным свойством разума является способность формировать общезначимые, универсальные законы общежития. Существование на основе законов разума позволяет людям преодолеть тот антагонизм, который заложен в человеке природой, и достичь высочайшего уровня морального существования.

Основной задачей философии считал задачу обоснования законов разума в области науки, искусства и морали. В результате создал систему философского знания, которая показывает отличительные свойства разума по таким направлениям, как теоретическое познание, практическое познание, способность суждения. Законы теоретического познания суть законы науки, законы практического познания суть законы этики, законы способности суждения суть законы эстетики [II–VIJ.

Конт Огюст (17981857) – французский философ, основатель линии позитивизма в философии. Основное сочинение – «Курс позитивной философии». Выдвинул идею о позитивной философии, которая, по мысли  Конта, должна быть средней линией между эмпиризмом и мистицизмом. Определяя суть «позитивного», Конт отмечал, что оно выступает как: 1) реальное в противоположность химерическому, 2) полезное в противовес негодному, 3) достоверное в противоположность сомнительному, 4) точное в противовес смутному, 5) положительное в противовес отрицательному. В соответствии с этим основной характер позитивной философии, по Конту, состоит в том, чтобы выразить все многообразие явлений через простые и естественные причины. Для объяснения явлений человеческого мира Конт основал социальную науку, которая бы создала «социальную физику» (см. позитивизм [I, III–VI]).

Лейбниц Готфрид (16461716) – немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология». Философия Лейбница завершает начатое Декартом развитие ра­ционалистического направления философии 17 в.

Основная проблема философии Лейбница– проблема источника познания; категории субстанции, Лейбниц предлагает оригинальную, синтетическую философскую систему. Ядром учения Лейбница является его учение о монадах, на основе которого он разработал учение о Боге и субстанции [II] и учение о рационалистическом методе познания [III], которыми руководствуется наука.

Лейбниц утверждает суверенитет философии по отношению к теологии и математике (их различают метод и предмет), но при этом Лейбницсчитал, что суждения философов должны соответствовать строгости и обоснованности научных выводов естествознания.

Многие идеи Лейбница, воспринятые немецкой классической философией, нашли развитие в некоторых направлениях современной западной философии [II–IV].

Локк Джон (16321704) – английский философ-просветитель. В представлении своих философских идей придерживался линии эмпиризма [III] и сенсуализма [III]. Основные coчинения: «Опыт о человеческом разуме», «Трактаты о государственном правлении». В философии видит, как это было свойственно и Декарту, и Гоббсу и Спинозе, науку о познавательных способностях человека, но в отличие от них не верил в существование одной, абсолютной истины для всех. Философствование есть анализ познавательной деятельности конкретных людей в ее динамике и противоречивости [III, IV, VI].

Лосский Николай Онуфриевич (18701965) – русский философ, видный представитель интуитивизма [III]. Лосский называл свою философию идеал-реализмом. Основные сочинения: «Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое». Цель философии видел в том, чтобы выразить принцип единства идеальных и реальных форм бытия. В его философии проявились характерные черты русской философии – связь философии с православной религией. У Лосскогоэто выразилось в идее, что основой мира является Бог, но в отличие от православия Бог в философии Лосский это не религиозный бог, а скорее философский, т. е. бог как Разум. Исходя из этого смысл философии Лосский видел в том, чтобы раскрыть перед человеком божественную природу его разума, показать, что разум является основой человеческого бытия. Но в отличие от традиции западной философии Лосский понимал под разумом не интеллектуальное (рационалистическое) начало, а интуитивное (иррационалистическое).Лосский был приверженцем идеи «всеединства», т. е. он, как и В. Соловьев, предназначение философии видел в объединении тех основных аспектов бытия, которые в европейской философии было принято противопоставлять друг другу (рациональное и иррациональное, человеческое и божественное, материальное и идеальное) [II–V].

Маркс Карл (18181883) – немецкий философ, который своими идеями повлиял на ход развития не только философии, но и европейской культуры в целом и русской в частности (см. марксизм). Основные сочинения: «Экономическо-философские рукописи», «Немецкая идеология», «Капитал». Центральной для Маркса является теория общества. Главным философским достижением Маркса стало то, что он нашел метод научного подхода к изучению истории общественного развития. Этот метод появился в результате философского синтеза положений идеалистической философии Гегеля и материализма Фейербаха, оформившись в концепцию исторического материализма. Ввел понятие «класс», создал первую философию труда, экономики, политики (си. марксизм).

Марксизм – философское направление, сформировавшееся в середине 19 в. и получившее развитие в20 в. Родоначальниками Марксизма являются Карл Маркс, Фридрих Энгельс, к числу наиболее известных популяризаторов идей Марксизм относится В.И. Ленин. Марксизм характеризуется диалектическим подходом в представлении исторического процесса, материалистическим толкованием человека и его познания и ориентацией на сугубо социальную проблематику при осмыслении таких сфер социального бытия, как экономика, политика, идеология [II–VI].

Милетская и Элейская школы –знаменитые направления античной философии досократического периода. Значение этих направлений состоит в том, что в их рамках мыслили первые философы, которые сформулировали первый в истории философии вопрос: что является первоначалом бытия («из чего все») и стали родоначальниками новой интеллектуальной традиции в истории европейской культуры, традиции, которая исходила из того, что мифологическому (см. миф [V]) способу мышления она противопоставила рационалистический. Их представители расходились во взглядах на проблему того, что следует считать первоосновой всего сущего (архэ). Представителями милетскойшколы («античными натурфилософами») являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, представителями элейской школы–Парменид, Зенон.

 Милетская иЭлейская школы придерживались противоположных взглядов в отношении того, что есть архэ и какими качествами оно обладает [II].

Монтень Мишель (15331592) – французский философ, видный представитель философии Возрождения. Основное сочинение – «Опыты», которое Монтень представлял как «учебник жизни», где в доступной, популярной форме излагал гуманистические принципы своего мировоззрения. Для Монтеня«нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека». Предметом большинства эссе Монтеня являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера.

Монтеньсумел осуществить значимый переворот в европейском понимании ума и интеллекта. «Хорошо заполненной голове» Монтень противопоставил «правильно выработанный разум» [IV].

Николай Кузанский (14011464) – виднейший философ Возрождения. Основное сочинение – «Ученое незнание» его идеи повлияли на формирование в антропоцентрического мировоззрения в философии. Философия Кузанского в основе своей антропоцентрическая, но в то же время содержит элементы и тенденции, отличающие ее от средневекового католического богословия. На его философию повлияли идеи пантеизма и платонизма. Он отвергал рационалистическую систему аристотелизма, которая широко использовалась в схоластике для обоснования истинности религиозных догматов христианства. Прежде всего он возрождает идеи платоновской диалектики. Эти идеион применял для обоснования единства отношений конечного и бесконечного, абсолютного и относительного, божественного и человеческого, что было совершенно недопустимо для классической схоластики [II, IV].

Ницше Фридрих (18441900) – немецкий мыслитель, который своими идеями положил начало новой философской ориентации, противопоставившей себя классической философии (философии Нового времени, вершиной которой является философия немецкого идеализма в лице И. Канта и | Г.В. Гегеля). Основные сочинения: «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм», «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое» и др.

В философии Ницше видел не научное, а творческое начало, поэтому в отличие от классической философии сближал философию не с наукой, а с искусством. В соответствии с этим задачу философии видел в утверждении верховной ценности культурного совершенствования человека, в результате которого должен появиться новый тип человека, превосходящий сложившийся по морально-интеллектуальным качествам. В роли такого идеала Ницше выдвигает творческого человека, не боящегося противопоставить себя традиции и способного быть «по ту сторону добра и зла», т. е. быть выше общества. Этот тип Ницше назвал Сверхчеловеком [II–V].

Парменид (ок. 540470 до н. э.) – главный представитель Элейской школы древнегреческой философии, основоположник принципиально важной для всей европейской мысли идеи тождества Бытия и Мышления («Бытие и мысль есть одно и то же»). Парменид наиболее определенно в античной философии противопоставил умозрение («путь истины») чувственному опыту («пути мнения»). Для Парменида философия есть учение о Бытии (о первосущем).

Пирс Чарльз Сандерс (18391914) – представитель философии прагматизма (см. ниже). Основные сочинения: «Kaк сделать наши мысли ясными», «Исследования по логике». «Реконструкция философии». В духе Пирса философия предполагала отказ от изучения основ бытия и познания в пользу отработки методов разрешения разнообразных проблемных ситуаций жизни. Философские споры разрешимы через сопоставление практических следствий той или иной теории [III].

Пифагор (ок. 580500 до н. э.) – древнегреческий философ, один из самых загадочных мыслителей античности, чьи идеи получили развитие в самых разнообразных формах интеллектуальной деятельности – от математики до мистики. Пифагор был первым, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни философией. Содержание этой деятельности видел в поиске гармонии, выражением которой может быть число. Тем самым Пифагор оказал влияние на формирование философии абстрактного знания, т. е. такого знания, которое способно представить реальный мир через то, что реально в виде вещи не присутствует, но, тем не менее, определяет этот мир вещей [II, III].

Платон (428/427 348/347 до н. э.) – древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский (рационалистический) стиль мышления в целом. Основные сочинения: текст речи «Апология Сократа», 25 достоверно идентифицированных диалогов, в том числе: «Федон», «Пир», «Федр», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий», «Государство» и др.

Философия Платона охватывает проблемы бытия, познания, общества, этики, эстетики и являет собой первый в европейской культуре образец целостной и системной философской концепции, предполагающей рефлексивный мета-уровень осмысления своего предмета, проблемное поле, метод и основные понятия.

Ядром философской системы Платона является понятие идеи. Посредством этого понятия Платон смог решить основную проблему философии: как единое может стать многим, и как единое может быть предметом познания. В этом контексте Платон фактически открывает понятийную природу абстрактного мышления, отличного от чувственного восприятия, платоновское понимание идеи выражает характерный для западного типа культуры пафос деятельности и такой ставшей впоследствии типичной для европейского менталитета установки, как взгляд на мир через призму «идей» (см. идеализм). Единичное существует как воплощение единого общего, а последнее – как воплощенное в единичном. Такая связанность мироздания задает основание видеть связь между бытием и познанием, между природой и человеческим родом, между человеком и обществом, что явилось импульсом к развитию европейской науки, религии, этики, эстетики. Платона учение оказывалось современным и содержательно значимым для философии и культуры любой эпохи, так как положило начало формированию всех характеристик, определяющих специфику европейской культуры [II–VI].

Плотин (205270) – античный философ римской эпохи. Его философия во многом выражает положения классической философии античности и зачастую определяется как философия неоплатонизма, но вместе с тем в ней присутствуют идеи, которые впоследствии сформируют основу теологии. Ведущее сочинение – «Эннеиды». Философия, по мысли Плотина, есть способ приведения человека к созерцанию Единого, которое есть божественный принцип, выражающий одновременно Истину, Добро и Красоту, т. е. всю полноту бытия. В отличие от Платона, который полагал, что философия есть божественное знание, Плотин считал, что ничто человеческое не способно выразить Абсолют, философия лишь вдохновляет на его постижение. Философия есть духовное усилие, которое спо­собно очистить человека от всего телесного и тем самым подготовить к созерцанию Единого, но само Единое не способна выразить ни одна философия [II–IV].

Позитивизм – философское направление XIX–XX вв., основоположником которого является Огюст Конт. Первый этап (Конт, Милль, Спенсер [II]) связан с формированием методологической основы науки, именно в этот период возникла идея сциентизма. Второй этап (неопозитивизм) характеризуется интересом к проблеме способов научного анализа и логики, что положило начало появлению аналитической школы философии (К. Поппер, Б. Рассел). Третий этап (постпозитивизм) ориентирован на аналитику влияния социальных и культурных факторов на развитие науки. В общем и целом значение философии позитивизма состоит в осмыслении сущности науки и представлении науки как авангарда развития общества и культуры в целом [III–VI].

Постмодернизм философское направление 20 в. Среди его представителен Мишель Фуко, Жан Деррида, Жан Бодрийяр и др. Философию постмодернизм понимал как систему высказываний – дискурс. Философия основана на том, чтобы классифицировать и систематизировать актуальные высказывания своей эпохи, посредством которых каждая конкретная историческая формация себя осознавала. Таким образом, философия есть не учение о познании, а дискурс – речевая практика. Дискурс в отличие от знания не имеет строгих правил, он подвержен правилам игры. Поэтому дело философа показывать не законы познания, а те игровые вариации, перекрещивания, которые претерпевают высказывания. То, каким содержанием наполняются одни и те же понятия – бытие, человек, знание. Постмодернизм полагал, что не человек создает дискурс, а дискурс творит тот или иной тип культуры, тем самым постмодернизм показал, как философия влияла на формирование каждого этапа истории европейской культуры [II–VI].

Прагматизм –философия 20 в., основоположником которой является американский философ Уильям Джемс. Ее идеи также развивали Чарльз Пирс и Джон Дьюи. По мнению представителей этого учения, прагматизм совершил «коперниканскую революцию» в философии, переместив ее внимание с проблем теории познания на решение собственно человеческих проблем. Центральная проблема человека есть его опыт [IV]. Задача философии познавать и преобразовывать опыт в интересах человека [II–VI].

Психоанализ (философский) – философское направление, возникшее в начале 20 в. Чтобы отличать философский психоанализ от медицинского, его принято именовать «фрейдизмом». Родоначальником психоанализа является Зигмунд Фрейд, основным объектом исследования является специфическая форма реальности – психическая деятельность человека, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые процессы изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Психоанализ опирается на гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, не относящаяся к физическим инстинктам и сфере сознания. Психика это особая реальность, обладающая своими внутренними законами, воздействующая на сознание, но не поддающаяся ни естественнонаучным, ни рационально-теоретическим объяснениям [III–V].

Руссо Жан-Жак (17121778) – основоположник французского Просвещения. Основные сочинения: «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или принципы политического права» и др. Прославился социальными идеями: отчуждение, социальное неравенство, общественный договор. Философию понимал как форму критики недостатков социального существования и как высшего советника по совершенствованию социального устройства. Философия – это прежде всего человек, руководствующийся разумом, который оберегает его как от излишнего эгоизма, так и от подчиненного существования. Философия воспитывает совершенного гражданина, который способен соблюсти баланс своих прав и обязанностей перед обществом [IV–VI].

Сартр Жан-Поль (19051980) – французский философ, писатель, общественный деятель. Классический представитель философии экзистенциализма. Основные сочинения: «Бытие и ничто». «Опыт феноменологической онтологии», «Критика диалектического разума». В философии Сартр видел возможность обретения человеком собственной самости (сущности), от которой человека отчуждает общество. Философия есть практика самосознания, самовопрошания, где человек очищается от внешних стереотипов. Философия есть удел только личностей, которые осознали, что общество превращает людей в бездушные механизмы, вещи. В контексте разработки основных идей Сартрвыработал понятие «экзистенции», которым характеризуется сугубо человеческая сущность (см. экзистенциализм).

Сократ (469399 до н. э.) – древнегреческий философ, чьи идеи подготовили этап классической античной философии. Смысл его высказываний о философии в том, что философия призвана обращать человека к сфере интеллектуальной деятельности, поскольку только в сфере разума человек может обнаружить Истину, которая есть общий закон существования. Познание Истины, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на человека, так как нравственно его совершенствует. Нравственное значение философствования состоит в том, что человек, им занимающийся, совершает поступки не из чувства произвола, а в силу внутреннего признания принципа законности. Таким образом, философствуя, человек чувствует себя свободным и в то же время ответствен­ным [III–V].

Соловьев Владимир Сергеевич (18531900) – крупнейший русский религиозный философ, создатель систематического учения, объединяющего данные науки, религии и философии. Основные сочинения: «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии», «Смысл любви», «Оправдание добра Нравственная философия». Свою систему называл «теософией». Основа теософского познания – мистическая связьчеловеческого разума с истинно-сущим. Свое учение Соловьев называет философией всеединства. Философия, по мысли Соловьева, должна показать сущность материальной и духовной сфер бытия и привести к осознанию единства этих сфер; высшей формой является Бог, а человек есть держатель знания этого всеединства и проводник его в сферу реального бытия [II–VI].

Спиноза Бенедикт (16321677) – нидерландский мыслитель, яркий представитель философии рационализма. Основные сочинения: «Этика, доказанная в геометрическом порядке», «Богословско-политический трактат», «Трактат об усовершенствовании человеческого разума». Задачу философии видел в том, чтобы создавать целостное учение о Боге, природе, человеке. Философия, таким образом, должна представлять единство мира. Значение философии Спиноза тесно связывал с нравственным обновлением человека. Первое место в этом обновлении Спиноза придавал учению о законах разума, прояснением сути которых и должна заниматься философия. Философия проясняет мышление человека и тем самым показывает ему путь к свободе [II–IV].

Стоики –философское направление античности (позднегреческого и римского периодов). Его представители Зенон, Сенека, Цицерон [III] характеризовали философию как «упражнения в мудрости». Орудием философии считали логику. Философия воспитывает мудрость, которую стоикипонимали этически: жить в согласии с естеством, т. е. с природой и порядком мира – логосом [II].

Фейербах Людвиг (18041872) – немецкий философ, стоящий у истоков «антропологического поворота» всей современной философии. Основные сочинения: «К критике гегелевской философии», «Основные положения философии будущего». Фейербахпервым стал рассматривать человека как «единственный, универсальный и высший предмет философии». Фейербахпервым поставил вопрос о человеке как отдельной философской проблеме. Значение идей Фейербаха состоит именно в том, что начиная с него в философии появилась линия «философской антропологии», которая занимается исключительно осмыслением сущности человека [IV].

Фихте Иоганн (17621814) – немецкий философ, принадлежащии плеяде философов немецкого классического идеализма. Ученик И.Канта, воспринявший его идею о трансцендентальном субъекте, т.е. о человеке как существе, наделенном самосознанием и благодаря этому самосознанию обладающему свободой. Но в отличие от Канта Фихте верил, что свободная сущность человека состоит не только в самопознании, но и в деятельном преображении окружающего мира. Философия представлялась в этой связи как «наукоучение», которая оделяет человека знанием о его собственных возможного, прежде всего возможностях его разума. Философия есть наука, которая обосновывает познавательные способности человека, позволяющие конструктивно изменить человека и направить его деятельность на преобразование внешнего мира по законам разума [II–VI].

Фома Аквинский (12251274) – итальянский богослов, крупнейший представитель философии средневековья (схоластики) периода ее расцвета. Систематизатор средневековой схоластики. Основные сочинения: «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников», «Сумма теологии». Основная идея философии Фомы– связать воедино знание и веру, теологию (учение о боге) и философию. Положение Фомыо том, что знание и вера не противоречат друг другу, религиозное откровение может быть подкреплено логичес­кими и научными аргументами, сохраняет свое значение до настоящего времени для всех религиозных направлений в философии. Фома рассматривается как основоположник учения томизма. В целом томизм исходит из того, что «философия есть служанка теологии (богословия)» [II–IV].

Франкфуртская школа философии –философское направление 20 в., которому принадлежали такие видные философы современности, как Хоркхаймер, Адорно, Герберт Маркузе,  Юрген Хабермас. Франкфуртская школа построена на сплетении идей классической (Кант и Гегель) и неклассической (Ницше, Маркс, Фрейд) философии, что позволило представителям Франкфуртской школы провести глубокий анализ особенностей современной культуры, общества и личности с учетом тех изменений, которые произошли в 20 в. вследствие развития научно-технического прогресса [I-–VI].

Фрейд Зигмунд (18561939) – австрийский врач, психолог, основатель «фрейдизма», психоанализа. Главные сочинения: «По ту сторону принципа удовольствия», «Тотем и табу» «Будущее одной иллюзии», «Беспокойство в культуре» и др. В основе философского исследования психики лежит теория бессознательного.

Как явление бессознательное было зафиксировано еще задолго до Фрейда. Но заслугой Фрейда является то, что он придал бессознательному онтологический статус, т.е. закрепил за ним понимание самостоятельного и могущественного бытия, которое является источником человеческой жизнедеятельности. Идея бессознательного оказала колоссальное воздействие на радикальное изменение существовавших и формирование принципиально новых представлений о человеке и его мире (см. психоанализ).

Фуко Мишель (19261984) – французский философ, теоретик культуры. Основные сочинения: «Слова и вещи: археология гуманитарных наук», «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы», «История сексуальности» и др. Является одним из ярчайших представителей философии постмодернизма. В основе философского интереса Фуко лежит исследование основ современной культуры. Задачу философии видел в распознавании мыслительных предпосылок складывания самосознания европейской культуры и первичное значение в этом поиске придавал «словам», вернее системе слов, что впоследствии станет обозначаться как «дискурс» (см. постмодернизм).

Хабермас Юрген (р. в 1929) – немецкий философ, виднейший представитель Франкфуртской школы философии. Основные сочинения: «Структурное изменение общественности», «Моральное сознание и коммуникативное действие», «Фактичность и значимость» и др. Разрабатывая критическую теорию общества, сделал центральным понятие коммуникативности. Значение идей Хабермаса в том, что через идею коммуникативности он обозначил современные основания социального единства [II, III, V, VI].

Хайдеггер Мартин (18891976) – ведущий представитель современного экзистенциализма, основоположник феноменологической онтологии и онтологической герменевтики. Величайший философ современности. Основные сочинения: «Бытие и время», «Введение в метафизику», «Европейский нигилизм» и др. Для Хайдеггера философия есть нечто самостоятельное и последнее, основное событие человеческого присутствия в Мире, поэтому ее нельзя определить сравнением с чем-то другим (наукой, искусством или религией). «Фундаментальное настроение философствования» - стремление (ностальгия) к миру в целом, к тому, чтобы понять свое собственное присутствие в нем. Иными словами, философская мысль всегда вопрошает о мире в целом, и причем так, что сам спрашивающий (человек) попадает под вопрос [II–V].

Шелер Макс (18741928) – немецкий философ, один из основателей Философской антропологии, представитель направления, называемого персонализмом. Главная работа – «Место человека в космосе». Считал недостатком прежней философии отсутствие единой науки о человеке. Согласно  Шелера, все науки отражают лишь один аспект человеческой сущности и поэтому они не способны дать знание о человеке как о многомерном, сложном существе, наделенном безграничными возможностями. В связи с этим предназначение философии Шелер видел в том, чтобы создать целостное учение о человеке, которое бы объединяло знания из естественных наук, теологии, этики и эстетики. Итогом философских поисков Шелера являетсяего знаменитая концепция «открытости» как сущностной черте человека [IV].

Шеллинг Фридрих (17751854) – немецкий философ, ученик И. Фихте и учитель Г.В. Гегеля, один из представителей немецкого классического идеализма. Основное сочинение – «Система трансцендентального идеализма». Философию он определял как «натурфилософию», полагая своей задачей постижение разумной сущности природы. В отличие от И. Канта и И. Фихте считал, что разум человека не противоречит природному бытию. Природа тоже наделена разумом, нотолько в бессознательном виде, человеческий разум - это вершина природного разума, так как здесь разум осознается. Философия есть прояснение тождества природы и человека, под тождеством Шеллинг мыслил сходство и различие между бессознательным и сознательным бытием, что впоследствии оказало непосредственное влияние на учение Г.В. Гегеля о диалектике [II–V].

Шопенгауэр Артур (17881860) – немецкий философ, родоначальник философского волюнтаризма и иррационализма [III]. Основное сочинение – «Мир как воля и представление». Его идеи противоречили идеям классической философии, так как Шопенгауэр исходил из того, что весь существующий мир выглядиттак, как его представляет человек в меру собственного разумения. Философия в этой связи есть не точное знание, а выражение высшей воли человека. Разум это не система знаний, самосознание собственной воли человека, и задача философа состоит в том, чтобы обозначить, в чем суть воли человека. Так как воля есть иррациональное начало, то и философия основывается на принципах не рационализма (как это свойственно классической философии), а иррационализма [II–IV].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...