Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема выбора: потребности, блага, ресурсы.




C переходом от натурального хозяйства к товарному, то есть производству совершаемому ради обмена, основной категорией стал товар. Понятие «блага» возникло позже.

Блага– все, что способно удовлетворять жизненные потребности людей, приносить пользу, доставлять удовлетворение и отвечать интересам, целям, устремлениям человека.

Услуги– это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет положительный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Существуют различные классификации благ.

1) даровые(нередкие), необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, так как их предложение настолько велико, что цена равна нулю (например, воздух, солнечный свет и т.п.).

2) индивидуальные, обладающие свойством исключительности,

3) общественные, предоставляемые государством на нерыночной основе.

Материальные блага – это те, которые имеют материальную форму или природу: дары природы, продукты производства. А.Маршалл к материальным благам относит и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, кино, театр и т.п.). Данные блага делятся на две подгруппы – внутренние, то есть данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к науке и т.п.) и внешние.

Неэкономические блага (даровые) предоставляются природой без приложения человеческих усилий.

Экономические блага являются объектом или результатом экономической деятельности. Они редки и участвуют в экономических отношениях, определяя соответствующее поведение человека в хозяйственной деятельности. Экономические блага характеризуются также однородностью (имеют одну полезность), измеримостью (цена является измерителем блага в экономике), редкостью (отношение между желательностью и наличием).

Кроме этого все блага делятся на долговременные и недолговременные, взамозаменяемые и взаимодополняемые, настоящие и будущие, прямые и косвенные и т.д.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена и обладающее двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью (частный случай проявления экономической ценности).

Экономическая ценность – это единство экономической полезности благ и экономических затрат на их производство.

Потребности человека многообразны.

Ресурсы– это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые применяются для производства товаров и услуг.

Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами. Ресурсы подразделяются на следующие виды: 1) материальные ресурсы – земля, материалы, капитал; 2) людские ресурсы – труд и предпринимательская деятельность.

Отсутствие совершенной взаимозаменяемости ресурсов, а следовательно, увеличение расхода имеющихся ресурсов при переключении с производства одного продукта на производство другого обусловливает снижение общей доходности производства.

 

 

 

Основные проблемы создания экономических благ.

Экономическое благо – это вещь или услуга, способная удовлетворить какую-либо потребность.

Чтобы быть благом продукт производства должен обладать полезностью.

Между благом и потребностью существует такая же взаимообусловленная связь. Её можно проследить в классификации потребностей на абсолютные (максимальные), действительные (подлежащие удовлетворению) и фактически удовлетворяемые.

Классификация благ:

1. Общественные блага - фундаментальные научные исследования, национальная оборона, охрана порядка и т.д. Эти блага доступны всем в равной степени, нет конкуренции при их потреблении. Необщественные блага – те, которые удовлетворяют производственные и личные потребности и в их потреблении всегда присутствует конкуренция.

2. Материальные блага состоят из полезных материальных вещей и прав на их владение и использование (естественные дары природы, земля, вода, продукты сельского хозяйства, здания, сооружения, продукция отраслей промышленности и строительства, долговые обязательства (векселя, паи), права пользования (гражданские привилегии, право проезда и т.п.).Нематериальные блага включают в себя качества, способности, предприимчивость человека, деловые связи, репутацию человека в обществе.

3. Долговременные блага могут быть использованы для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, т.е. они потребляются постепенно (производственное оборудование, машины, холодильники, телевизоры и т.д.). Недолговременные блага могут удовлетворять данную потребность лишь один раз, т.е. они полностью потребляются в одном процессе использования (пища, сырье, материалы и т.д.).

4. Взаимозаменяемые блага могут заменять друг друга в удовлетворении некоторой потребности (масло и маргарин). Взаимодополняемые блага в состоянии удовлетворить некоторую потребность лишь тогда, когда они используются вместе (автомобиль и бензин, видеомагнитофон и кассета и т.п.).

5. Настоящие блага находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта и удовлетворяют потребность сегодня, в настоящем времени. Будущие блага – те, которыми субъект может располагать лишь в будущем.

6. Прямые блага удовлетворяют непосредственно (прямо) какую-то потребность (пища, одежда, бытовые предметы). Косвенные блага удовлетворяют потребность лишь как средство создания других благ (средства производств в процессе производства).

Ценность благ зависит также и от их редкости, т. е. от запаса (количества) благ, которые способны удовлетворить нужды человека.

Редкость — характеристика экономических благ, которая отражает ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, сравнительно с потребностями в них людей. Например, вода имеет большую полезность для человека, чем бриллианты. Но воды достаточно, а бриллиантов мало. Поэтому бриллианты, полезность которых намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей людей (без них можно вообще обойтись), оцениваются ими дороже, чем вода.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...