Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Направления и формы внеурочной деятельности, реализуемые в Выборгском институте (филиале) ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им А.С. Пушкина»




 

Анализ научно-педагогических источников показал, что существуют понятия «форма воспитания», «воспитательное мероприятие», «организационная форма воспитания», «формы внеурочной деятельности». Они используются как синонимы.[9, 15]

Формами внеурочной деятельности выступают экскурсии, конкурсы, походы, встречи, викторины, тренинговые занятия, праздники, коллективные творческие дела и другие. [9]

Сластенин В.А. предлагает следующую классификацию форм внеурочной деятельности:

· по видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные;

· по видам обучения – индивидуальные занятия, коллективно-групповые занятия, индивидуально-коллективные системы занятий.

· по видам занятий – уроки, лекции, семинары, олимпиады, мастерские, деловые игры. [14]

По мнению Сластенина В.А., наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие внеучебные мероприятия как викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции.[ 14]

Методом практического исследования выступил анализ форм внеурочной деятельности обучающихся в Выборгском ( институте) филиале ГАОУ ВО ЛО « ЛГУ им.А.С. Пушкина».

Анализ информации, содержащейся в отчетах о результатах самообследования за 2014 и 2016 годы и отчетах о научно-исследовательской работе за 2014 и 2016 годы показал, что внеурочная деятельность в Выборгском институте (филиале) представлена различными направлениями, формами и видами.

Внеурочная деятельность в Выборгском институте (филиале) реализуется по следующим направлениям:

- духовно-нравственное;

- социальное;

- спортивно-оздоровительное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное и др.;

Представлены следующие виды внеурочной деятельности:

- игровая;

- познавательная;

- досугово-развлекательная ( досуговое общение);

- проблемно-ценностное общение;

- художественное творчество;

- социальное творчество;

- техническое творчество;

- трудовая ( производственная деятельность);

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристко-просветительная деятельность;

 Внеурочная деятельность в Выборгском институте (филиале) реализуется в следующих формах:

- экскурсии;

- кружки;

- секции;

- олимпиады;

- конкурсы;

- соревнования;

- исследовательская деятельность.

- проектная деятельность;

 - конференции;

- публикации;

 - акции;

 - презентации;

 - клубы [24]

Проанализируем количество форм внеурочной деятельности и количество внеурочных мероприятий по различным направлениям деятельности, реализованных за период 2014-2016 годов в Выборгском институте (филиале) ГАОУ ВО ЛО « ЛГУ им. А.С.Пушкина».

Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица1 – Соотношение направлений и форм внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности Количество форм внеурочной деятельности Количество внеурочных мероприятий
1 Общеинтеллектуальное 9 35
2 Общекультурное 11 43
3 Духовно-нравственное 8 15
4 Социальное 10 19
5 Спортивно-оздоровительное 6 18

  Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что внеурочная деятельность имеет системный характер, что проявляется в единстве и разноообразии ее направлений, видов и форм.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся по программам профессионального образования является портфолио.
В соответствии с Положением о портфолио основными задачами составления портфолио являются:
- развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;

- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями;

- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся;

- систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;

- создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.

Портфолио имеет следующую структуру:

- I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);
- II раздел «Портфолио документов» (дипломы, грамоты, результаты тестирования), которые получены в результате участия в следующих мероприятиях:
       - конкурсы профессионального мастерства, спортивные соревнования: участие в конкурсах различного уровня (образовательной организации, региона, страны) – в портфолио  прописываются все достижения;

- олимпиады: в данном разделе отражается участие обучающегося во всех предметных, тематических, профессиональных олимпиадах;

-научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие работы, проектные работы, исследовательские работы;

-общественно-культурная деятельность: данный раздел включает весь спектр культурно- массовых мероприятий школы, района, области в которых обучающиеся принимали участие

Для контроля результатов внеурочной работы могут быть использованы следующие формы: конкурсы профессионального мастерства, творческие задания, эссе, круглый стол, диспут, дискуссия, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, тренинги, творческие в рамках одной дисциплины, междисциплинарные и профессиональные проекты, презентации, компьютерные симуляции, виртуальные проекты или задания с использованием интерактивной доски и другое.

Студенты предъявляют свое портфолио на квалификационных экзаменах, когда определяется уровень сформированности общих и профессиональных компетенций по различным профессиональным модулям. Таким образом,  результативность участия студента  в различных видах внеурочной деятельности может повлиять на оценку квалификационной комиссии. Кроме того, студенты могут предъявить свое портфолио на защите выпускных квалификационных работ.

Таким образом, формы организации внеурочной деятельности непосредственно влияют на развитие личности обучающегося, его интеллектуального мира, они обеспечивают удовлетворение потребностей обучающихся во всех направлениях. Их специфика зависит от направления внеурочной деятельности, возраста воспитанников и организационной модели через которую будет осуществляться внеурочная деятельность в конкретной образовательной организации.

Проанализируем влияние системного подхода к организации внеурочной деятельности на результативность образовательного процесса в Выборгском институте (филиале).

Результаты анализа представлены в таблице 2 и таблице 3.

 

 





Таблица 2 – Динамика результатов промежуточной и итоговой аттестации студентов

Показатели 2014 год 2016 год
1 Освоение уровня профессиональной деятельности (квалификационные экзамены)   100% 100%
2 Защита выпускных квалификационных работ 100% 100%
3 Средний балл защиты выпускных квалификационных работ 4,2 4, 41

 

 

Таблица 3 – Динамика численности студентов, участвующих в различных формах внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности 2014 год 2016год Результат
1 Проектная деятельность 43 % 54% +11%
2 Участие в конференциях 27% 36% +9%
3 Публикации 23% 34% +11%
4 Чемпионат профессиональных компетенций «Вордскиллс» ____ 8% 8%

 

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что организация внеурочной деятельности с учетом системного подхода позволяет повысить результативность образовательного процесса:

- рост качества защиты выпускных квалификационных работ, что свидетельствует об уровне сформированности общих и профессиональных компетенций;

- рост числа студентов, участвующих в проектной деятельности, в том числе и международной;

- рост числа студентов, участвующих в научно-исследовательской деятельности;

- рост числа победителей и призеров различных олимпиад, конкурсов, соревнований, в том числе « Втордскиллс» и «Абилимпикс».

Таким образом, гипотеза о влиянии системного подхода на результативность образовательного процесса подтвердилась.

 

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изученного материала мы пришли к выводу о том, что сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимодействии, в развитии и движении. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования как историзм, контекстность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом. Это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой компонент ее научного познания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность связей, структура и организация, уровни системы и их иерархия, цель, ее функционирование и развитие.

Решая первую задачу, мы рассмотрели как давно возникло понятие системного представления о процессах, раскрыли основные понятия системного подхода (системность, компонент, элемент, связь, структура, подсистема, системообразующий фактор), а также рассмотрели задачи и принципы системного подхода как научного метода познания.

Решая вторую задачу, мы раскрыли какие элементы входят в систему педагогического процесса, рассмотрели закономерности и принципы педагогического процесса. При этом мы пришли к выводу, что системный подход – условие построения целостного педагогического процесса на любой ступени профессионального образования.

В соответствии с третьей задачей мы пришли к выводу о том, что внеурочная деятельность в профессиональном образовании имеет системный характер. Он проявляется в разнообразии ее различных направлений, видов, форм, представляющих собой единую совокупность.

Решая четвертую задачу,  мы исследовали практику организации внеурочной деятельности обучающихся в Выборгском институте (филиале).  Исследование  показало, что в указанной профессиональной образовательной организации внеурочные мероприятия организованы в различных формах: секции, клубы, олимпиады, конференции, конкурсы и другие по различным направлениями деятельности. Организация образовательного процесса в Выборгском институте (филиале) основана на системном подходе, который представляет из себя совокупность различных систем (системы воспитательной работы, системы организации учебного процесса, системы научно-методического обеспечения, системы внеурочной деятельности и других систем),одновременно функционирующих в указанной общеобразовательного организации.

Системный подход к организации образовательного процесса позволяет повысить результативность образовательного процесса, таким образом, гипотеза нашего исследования оказывается доказанной.

На основании вышеизложенного, мы делаем выводы о том, чтообразование, выступая как педагогическое явление, рассматривается как процесс и результат принятия и усвоения системы знаний. Оно направлено на удовлетворение интересов и потребностей государства, общества и отдельного человека. Образование – это многообразная индивидуально-ориентированная работа субъектов. Оно обеспечивает самореализацию и самоопределение человека в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Соответственно, образование само по себе выступает как система. Системный подход педагогике придает законченную форму. Он обеспечивает понимание совокупности множества взаимосвязанных компонентов, образующих определенное единство и взаимодействующих друг с другом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...