Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогический процесс как система




Одной из граней научного познания педагогической действительности является системныйподход как общеметодологический принцип. Этот подход применим к системам, и предполагает постоянный учет, и использование в процессе изучения закономерных связей, присущих им. При этом достоверность получаемых сведений во многом зависит от понимания такой универсальной научной категории, как «система». [18]

Учитывая тему исследования, целесообразно остановиться на определении сущности педагогической системы и действий системного подхода в ее изучении.

В педагогической науке понятие «педагогическая система» различными исследователями трактуется неодинаково. Однако, принимая во внимание тот факт, что основной отличительной особенностью ФГОС профессионального образования третьего поколения является выраженный компетентностный характер, то определение В.П. Беспалько, на наш взгляд, наиболее точно отвечает его замыслам. Он считает, что это «определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами»[7,с.6.]

С позиций системного подхода в приведенном определении выделяются следующие внутренние аспекты педагогической системы: системно-компонентный, системно-структурный, системно-функциональный и системно-интегративный.

Системно-компонентный аспект системного подхода дает ответ на вопрос: из чего, из каких компонентов образовано целое? Компоненты системы в философском понимании – это те структурные единицы, взаимодействие которых вызывает и обеспечивает присущие системе качественные особенности.

Без устойчивых связей, взаимодействия компонентов, то есть без структуры, система перестала бы существовать как данное конкретное целое. Наличие структуры – условие накопления количественных изменений внутри системы, являющихся необходимой предпосылкой для ее последующего развития и преобразования.

Всякая система социального порядка активна и деятельна, что проявляется в ее функциях. В свою очередь, функции системы есть интегрированный результат определенных действий образующих ее компонентов. По отношению к системе они носят целесообразный характер, в противном случае компонент выпадает из системы и становится инородным телом для нее. Изменения в природе компонентов, в характере их взаимодействия вызывают соответствующие изменения в функциях, как самих компонентов, так и системы в целом. [18]

Следовательно, системный подход – это не просто выделение системного объекта субъектом познания, но и процедура его системного освоения. Наиболее продуктивный путь к этому – конструирование педагогической структуры в соответствии с потребностями и целями научного исследования [8].

 Системный подход позволяет обеспечить целостность педагогического процесса.

Рассмотрим понятие целостности педагогического процесса.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы, направленные преимущественно на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач. При функциональном подходе они действуют автономно, разрывая формирующуюся личность на части, придавая педагогическому процессу односторонность. В целостном педагогическом процессе в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним охватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.

Однако, целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности обучающегося и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

 Теперь рассмотрим основные аспекты целостности педагогического процесса.

 Учитывая многообразие взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, было бы слишком упрощенным сводить целостность педагогического процесса к какой-либо одной его характеристике. В связи с этим необходимо рассматривать разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

• освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

• делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

• взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования (неформальное общение);

• освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.

Операционально-технологический аспектцелостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов. В поисках условий становления педагогического процесса до уровня целостности в этом аспекте прежде всего необходимо обращение к основному отношению, т.е. к собственно педагогическому отношению учебно-воспитательного процесса с позиций преобладания субъект-субъектных отношений.[22]

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

В работах по теории обучения используется понятие «закономерность». Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения. Изучение закономерностей обучения – это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических систем. [14]

Рассмотрим закономерности педагогического процесса:

1.Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, "ступенчатый" характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2.Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2)воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3.Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитателями и воспитуемыми; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4.Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

6.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7.Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.)

 Названные закономерности находят свое отражение в принципах педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса:

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира,

9. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

10. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

11. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.[ 14]

Таким образом, мы приходим к выводу, что системный подход является условием построения целостного педагогического процесса на любой ступени образования, однако сам образовательный процесс имеет свою специфику на каждом уровне образования.

 Главная цель профессионального образования заключается в общем и профессиональном развитии личности, становлении его профессиональной культуры. В соответствии с этой цельютри основные взаимосвязанные функции: обучающая, воспитательная и развивающая в профессиональном образовании имеют свою специфику.

Обучающая функция педагогического процесса заключается в формировании у студентов системы научных, технических, специальных, технологических, производственных, непосредственно профессиональных знаний; умений применять знания для решения учебных и производственных заданий как репродуктивного, так и творческого характера; общенаучных, политехнических и сугубо профессиональных умений, навыков выполнения своих профессиональных действий как в обычных, так и нестандартных ситуациях.

Воспитательная функция педагогического процесса заключается в формировании гуманистического и демократического мировоззрения, высоких моральных качеств, национального самосознания, личностных черт гражданина независимо от национальности. Особое место в системе профессиональной школы занимают задачи профессионального воспитания: воспитание уважения к выбранной профессии, к труду, достоинства специалиста - профессионала высокого уровня, развития творческого потенциала и т.д.

Большое внимание должно уделяться подготовке молодежи к семейной жизни, воспитанию детей, выполнению функций хозяина и труженика, руководителя и исполнителя, защитника Родины, патриота своей страны, активной личности, уважающей право, закон, Конституцию, сформированы устоявшиеся, нравственные, экологические, эстетические взгляды, установку на здоровый образ жизни и т.д.

Воспитание в системе профессионального образования во многом зависит от личности воспитателя: преподавателя, мастера производственного обучения, куратора и т.д. и от того, какую позицию занимают воспитатель и воспитанники в процессе воспитания, от характера взаимоотношений, от учета личностных качеств воспитанника, от наличия коллектива воспитателей и коллектива воспитанников, от возможности сотрудничества между ними и т. д.

Развивающая функция педагогического процесса в учреждениях профессионального образования реализуется путем развития у студентов творческого, продуктивного мышления, в частности активизации мыслительных операций анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, классификаций и т.д.; развития познавательной активности и самостоятельности, формировании потребности в познании, творческом поиске, самосовершенствовании и самообразовании; развития разнообразных психологических и физических качеств студентов; формировании культуры труда, учебы, отдыха и т.д.

Все указанные функции педагогического процесса диалектически связаны, взаимозависимы, взаимообусловлены, но не тождественны.

Специфика педагогического процесса в профессиональной школе заключается в том, что он объединяет две составляющие: учебно-воспитательный и производственный процессы. Ведь педагогический процесс в учреждениях профессионального образования происходит в условиях ориентации обучающихся на овладение определенной профессией, специальностью.[ 16]

Особенностью педагогического процесса в учреждении профессионального образования является необходимость создания соответствующей образовательной среды.

    Образовательная среда учреждения профессионального образования отличается насыщенностью,  ее профессиональным контекстом и представляет собой многоуровневую систему условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, ресурсном аспектах, выступающая эффективным средством формирования необходимого спектра общих и профессиональных компетенций обучающихся.[ 4, С. 26].

С учетом системного подхода осуществляется организация не только целостного педагогического процесса, но и всех его структурных компонентов, в том числе и внеурочной деятельности ( в терминологии ФГОС – внеаудиторной деятельности).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...